МОСКВА, 01 февраля 2007 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне оценивают решение властей ограничить, а затем и полностью запретить иностранцам торговать вне магазинов.
Более трети россиян (36%) являются постоянными (не менее одного раза в неделю) покупателями нестационарных торговых точек - рынков и палаток. Время от времени (не менее одного раза в месяц) их посещают еще 36% опрошенных. 13% респондентов бывают там лишь изредка, а 14% и вовсе не бывают. Наиболее активные посетители рынков - жители провинциальных городов.
Доля россиян, позитивно воспринимающих идею ограничения с последующим полным запретом торговли иностранцев на рынках и в палатках, сократилась с 75% в ноябре 2006 г, сразу после того, как была инициирована, до 68% в январе 2007 г. Одновременно возросло число затруднившихся с оценкой этого нововведения (с 7% до 12%).
Присутствие и активность иностранцев на рынках остались на прежнем уровне, полагают 37% опрошенных. Сокращение числа неграждан России, торгующих на рынках, отмечают только 26% респондентов. На прямо противоположную тенденцию - рост количества иностранцев на рынках - указывают 18%. Исход иностранцев с рынков заметнее всего на Дальнем Востоке (на это указывают 44% опрошенных округа). На Урале чаще, чем в других регионах, фиксируется увеличение числа иностранцев в этой сфере (35%). В Северо-Западном округе самый высокий процент тех, кто полагает, что уровень иностранного присутствия на рынках региона стабилен (49%).
Большинство россиян, отмечающих сокращение числа иностранцев на рынках (71%), считают этот факт позитивным. Противоположной точки зрения придерживаются 22% опрошенных. Наибольшее удовлетворение по этому поводу выражают те, кто оценивает свое материальное положение как хорошее (83% положительных отзывов и 12% отрицательных). Финансово неблагополучные респонденты менее категоричны (+66%, -24%).
Россияне ещё более укрепились во мнении, что удаление иностранцев с рынков нововведение не повлияет на цены (доля сторонников этой точки зрения возросла с 40% в ноябре 2006 г. до 48% в январе с. г.), количество и качество продуктов и товаров (с 49% до 62%), качество обслуживания (с 45% до 58%).
Реже стали звучать оптимистические суждения о возможных последствиях инициативы - о снижении цен на продукты и товары (26% в ноябре 2006 г. и 7% в январе 2007 г.); о росте разнообразия и качества продуктов и товаров, увеличении их количества (18% и 6%); об улучшении качества обслуживания, увеличении числа торговых точек, исчезновении очередей (31% и 13%).
Опасения в отношении цен и качества обслуживания остались на прежнем уровне (26-27% и 14-17%, соответственно). При этом если два месяца назад ухудшение снабжения рынков предрекали 26% опрошенных, то сегодня негативную тенденцию в этой области отмечают только 16% опрошенных.