МОСКВА, 13 октября 2015 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в рамках круглого стола, посвященного состоянию и перспективам рыбного флота России, представил данные, дающие текущую оценку положению дел в отрасли.
В ходе исследования были изучены мнения всех ключевых заинтересованных групп: капитанов, представителей рыбопромышленного бизнеса, судостроителей и госчиновников.
Исследование выявило, что в целом российский рыболовный флот воспринимается как технологически отсталый. Все целевые группы ожидают комбинированных действий бизнеса и государства по стимулированию его развития.
При этом позиции капитанов, несущих основную ответственность за состояние судов, распределились следующим образом: 2% от числа опрошенных считают техническое состояние своего судна отличным, 13% хорошим, 49% средним, 28% плохим и 8% очень плохим.
В связанных с рыбным бизнесом целевых группах существует устойчивый запрос на пополнение флота новыми судами. 78% капитанов считают, что большая часть судов российского рыболовного флота устарела и нуждается в замене. Половина капитанов (51%) также полагает, что новые суда позволяют формировать более профессиональные команды моряков.
Всего 86% рыбопромысловых судов в Дальневосточном бассейне и 80% в Северном бассейне находятся в эксплуатации 20 и более лет.
«Медиалогия» проанализировала упоминаемость темы «рыболовство» в российских СМИ в 2015 году. За исследуемый период зафиксировано более 20 тыс. сообщений. "Пики" упоминаемости темы приходятся на апрель (2,7 тыс. сообщений) и июль (2,9 тыс. сообщений). В апреле в центре внимания СМИ оказалось ЧП с траулером «Дальний Восток» в Охотском море. В июле состоялось заседание рабочей группы Госсовета по развитию рыбохозяйственного комплекса РФ. Помимо этого СМИ сообщали, что Владимир Путин обсудил с замминистром сельского хозяйства - руководителем Федерального агентства по рыболовству Ильей Шестаковым положение в отрасли. Также в июле СМИ сообщали о мерах поддержки рыболовства в регионах.
Также в круглом столе приняли участие представители Росрыболовства, Минвостокразвития, Российского морского регистра, рыбопромысловых и судостроительных компаний. Комментируя данные, представленные ВЦИОМ, они озвучили следующие позиции:
Петр Савчук, заместитель руководителя Росрыболовства:
«Одна из ключевых задач российского рыбохозяйственного комплекса - рост экономической эффективности и повышение добавленной стоимости. Мы можем ее решить только за счет обновления флота. Если мы не начнем строить сейчас, то никакие цели не будут достигнуты. Нам нужны стимулы на государственном уровне для того, чтобы начать строить суда. Наша ситуация содержит и преимущество - сейчас появляется возможность со стороны государства помочь рыбакам обновить флот».
Константин Пальников, генеральный директор ФАУ “Российский морской регистр судоходства”:
«Стоит учитывать, что чем старше судно, тем больше судовладельцу нужно вкладывать средств в его ремонт, чтобы оно проходило надзор. Новое судно проще поддерживать в надлежащем техническом состоянии, и это будет играть решающую роль в замене флота. Мы готовы осуществлять надзор и классификацию над строительством новых судов, как на российских, так и на зарубежных верфях. Стоимость работ в России ниже, и это станет важным фактором для судовладельцев».
Александр Крутиков - замначальника отдела Минвостокразвития
«Флот - производственная основа рыбной отрасли и основа эффективности использования ресурсов. В текущем состоянии он не может обеспечить эффективного использования ресурсов Дальнего Востока. Мы теряем преимущество и деньги. Для обновления флота нужны стимулы со стороны государства. 8 лет назад рыбаки просто пообещали построить флот, но ничего не произошло».
Александр Ефремов, управляющий группой компаний “Доброфлот”.
«Пик советского судостроения пришелся на 1982 - 1987 годы. Предыдущее поколение судов, суда старше 1980 года уже сняты с эксплуатации. Это означает, что грядет пик выбытия судов. Если ничего не делать, мы можем остаться без флота».
Дмитрий Пряхин – директор департамента маркетинга и продаж ОСК.
«Хотелось бы развеять миф о том, что российские верфи не способны строить суда. Мы способны ответить на вызов рынка. Мы готовы заложить суда и приступить к строительству».
Илья Власенко - директор по корпоративным коммуникациям Русской рыбопромышленной компании.
«В пятницу РРПК и Объединенная судостроительная компания подписали меморандум о строительстве новых судов. Но постройка нового судна стоит $60 млн - это слишком много для любого инвестора. Если государством будет внедрен пакет поддержки, срок окупаемости судна сократится в два раза».
Сергей Гудков - исполнительный директор Рыбного союза.
«Мы, рыбопереработчики, целиком и полностью зависим от того, как насыщается сырьем наш внутренний рынок. Для качества продукции лучше всего, если рыбу перерабатывают прямо на судне. Это возможно только на современных судах. Наша добывающая промышленность производит филе на судах в объемах. которые не обеспечивают потребности даже двух членов Рыбного союза. А у нас их семь. Чтобы стимулировать строительство современного флота нужно давать не деньги, а создавать стимулы. Природные ресурсы - это государственные ресурсы. Преимущество доступа к ресурсам должны иметь компании, которые развивают отрасль и соответствуют трем критериям: полнота освоения ресурсов; переработка на территории страны; доля продукции, выловленной отечественными судами».
Исследование ВЦИОМ проведено в сентябре-октябре 2015 г. Проанкетировано 60 капитанов крупнотоннажных рыболовных судов, проведено 16 экспертных интервью.
Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей порядка 26 900 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: январь – октябрь 2015.