МОСКВА, 17 августа 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, как россияне оценивают рост цен на различные категории товаров.
По оценкам респондентов, приобретающих продукты самостоятельно, темп роста цен на основные продукты сегодня существенно ниже, чем год назад. При этом подорожание товаров все же ощущают половина или более опрошенных.
По данным июльского опроса с.г., граждане прежде всего отмечают повышение стоимости мяса и мясопродуктов (60%, в том числе 22% говорят о существенном росте) – индекс роста цен* по данной категории товаров составил 41 п. (с 58 п. в июле 2015 г., при диапазоне от -100 до 100) и сахара (индекс равен 40 п. – снижение с 49 п. год назад).
Также довольно ощутимым является подорожание молочной продукции – его заметили 58%, индекс 36 п. (в июле 2015 г. – 49 п.). Рост ценников на хлеб фиксируют 53% опрошенных, индекс 32 п. на крупы – 49%, 31 п. Для сравнения, год назад показатели составляли 41 и 41 п., соответственно. По оценкам 55%, в цене выросли овощи и фрукты, при этом именно по данной категории продуктов наиболее высока доля тех, кто отмечает снижение цен (16%), индекс 30 п. в июле с.г. против 41 п. в июле 2015 г.
Данные комментирует эксперт ВЦИОМ Олег Чернозуб: «Начиная с конца 2015 года общественное сознание фиксирует постепенное прекращение существенного роста цен по большинству из изучаемых товарных групп. В июле 2016-го наиболее благоприятной в этом отношении оказалась плодоовощная продукция. Конечно, снижение цен на товары этой группы носит сезонный характер. Однако даже в качестве относительно краткосрочного фактора, оно благоприятно влияет на годовые темпы инфляции. Тем более, что в 2016 году сезонное снижение цен оказалось настолько сильным, что привело даже к недельной дефляции».
*Индекс роста цен демонстрирует восприятие россиянами инфляции. Показатель рассчитывается как сумма ответов на вопрос «Как бы вы оценили рост цен на следующие товары и услуги в течение последнего месяца-двух?». Ответу "цены значительно снизились" присваивается коэффициент (-1), ответу "цены снизились, но незначительно" коэффициент (-0,5), ответу "цены выросли, но незначительно" 0,5, ответу "цены значительно выросли" 1, ответу "цены не изменились" 0. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в диапазоне от -100 до 100. Чем выше значение индекса, тем выше инфляция, по мнению россиян.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ 16-17 июля 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 9 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.