МОСКВА, 31 октября 2007 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне оценивают инфляцию в целом и рост цен на продукты питания в частности; в чём видят причины инфляции.
За три месяца, с июля по октябрь 2007 г., на 30% (с 52% до 82%) возросла доля респондентов, оценивающих инфляцию в стране как очень высокую. Одновременно сократилась доля опрошенных, считающих рост цен умеренным (с 35% до 13%) или незначительным (с 8% до 1%).
По сравнению с прошлым годом увеличилось число респондентов, связывающих причины инфляции с алчностью торговцев и производителей, монополизацией (с 7% до 12%); ввозом импортной продукции (с 2% до 7%). И уменьшилась доля тех, кто объясняет инфляцию бездействием и безответственностью властей (с 13% до 8%), ростом цен на нефть и другие энергоносители (с 11% до 3%), на бензин (с 8% до 1%), неразвитой экономикой (с 8% до 4%). Каждый второй затрудняется назвать причины инфляции.
По оценкам 38% опрошенных, цены на продукты, которые они обычно покупают, повысились на 20-25%; по мнению 32% респондентов, цены возросли как минимум вдвое. Ещё три месяца назад общественное мнение отмечало рост цен в среднем на 10-15%.
Наиболее ощутимо для россиян подорожание молочных продуктов и растительного масла - 74% и 82% респондентов фиксируют значительный рост цен на эти виды продуктов (для сравнения, три месяца назад о значительном росте цен на молочные продукты говорили только 26% опрошенных). 56% респондентов указывают на существенный рост цен на мясо и мясопродукты, 48-49% - на хлебобулочные изделия, а также крупы и макароны, 41% - на овощи и фрукты.
Только у 5% респондентов траты на питание составляют менее четверти семейного бюджета. У 29% опрошенных на еду уходит 25-49% доходов. 60% респондентов на питание тратят свыше половины семейного дохода, в том числе у 18% почти все доходы (75% и более того) тратятся на еду. Несмотря на рост цен на продукты, доля, которую составляют траты на продукты в семейном бюджете россиянина, пока не изменилась.
Каждый второй опрошенный (52%) собирается ограничить свои траты на продукты. Треть респондентов (34%) отмечает, что рост цен на продукты нанесёт урон семейному бюджету, но не отразится на их питании. В Москве и Санкт-Петербурге доля тех, кто собирается ограничить свой рацион, достигает 30%, в крупных и средних городах - 46-50%, в малых городах и сёлах - 57-60%.
Считают, что такой рост цен на продукты нельзя было допускать, большинство опрошенных - 75% (от 57% в группе тех, кто себя относит к хорошо материально обеспеченным, до 86% среди плохо обеспеченных). 15% респондентов полагают, что этот рост цен обусловлен объективными причинами, и 5% ссылаются на естественное колебание цен.