МОСКВА, 19 февраля 2015 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, как россияне оценивают рост цен на различные категории товаров и услуг, какие способы экономии практикуют в своей семье.
Покупками и ведением хозяйства самостоятельно занимаются три четверти россиян (76%): в том числе 38% возлагают эти обязанности полностью на себя и 38% делят их с другими членами семьи. Женщины (89%) и пожилые люди (78% старше 60 лет) делают это чаще, нежели мужчины (60%) и молодежь (57% от 18 до 24 лет). Не утруждают себя подобными хлопотами 23% опрошенных.
По оценкам респондентов, за полгода цены на товары и услуги существенно выросли. Прежде всего говорят о подорожании овощей и фруктов, сахара и мяса (91%, 90% и 89% респондентов, соответственно), а индексы роста цен* составляют 79, 78 и 76 п. Для сравнения, в сентябре 2014 г. показатель, отражающий восприятие роста цен на фрукты и овощи составлял 45 п.
Подавляющее большинство опрошенных также отмечают повышение ценников на макаронные изделия, крупы (индекс – 71 п.) и молочные продукты (индекс – 68 п. – с 54 п. в сентябре 2014 г.). 85% респондентов сетуют, что сегодня приходится больше отдавать за хлеб (41% говорят о сильном скачке цен и 44% - о небольшом приросте), значение индекса – 61 п. – за полгода он вырос в полтора раза (с 38 п.).
Рост коммунальных платежей в настоящее время отмечают три четверти респондентов, оплачивающих квитанции, – 75% (в том числе 45% - существенное повышение), при этом за полгода ситуация практически не изменилась (в сентябре 2014 г. эта доля составляла 77%), соответствующий индекс равен 58 п. Аналогичным образом обстоит дело и с бензином: как осенью прошлого года, так и сегодня его подорожание заметили более половины респондентов (60% и 61%), показатели восприятия инфляции – 46 и 45 п., соответственно. По словам 60% респондентов, повысились тарифы и на проезд в общественном транспорте (значение индекса – 43 п.), при этом 24% заявили, что не заметили подорожания проездных билетов.
Каждый пятый россиянин признается, что в последний месяц ему пришлось перейти к приобретению более дешевых продуктов (20%) или вовсе отказатсья от покупки некоторых товаров (23%). Каждый шестой начал это делать еще шесть месяцев назад (16% и 18%) и еще каждый пятый – более полугода (22% и 21%). К прочим «антикризисным» мерам большинству наших сограждан прибегать еще не приходилось. Среди наиболее распространенных моделей поведения можно выделить покупку продуктов впрок (сегодня это практикуют 39% опрошенных) и выращивание собственных овощей и фруктов (33%). Около трети ведут поиск более высокоплачиваемой работы или приработка (33%), тратят сбережения на повседневные расходы (30%). Четверть респондентов берет деньги в долг у знакомых (24%), пятая часть оформляет кредиты в банке (22%). Наконец, лишь 13% делают сбережения в валюте и 11% продают ценное имущество или даже личные вещи.
*Индекс роста цен демонстрирует восприятие россиянами инфляции. Показатель рассчитывается как разница положительных и отрицательных ответов на вопрос «Как бы вы оценили рост цен на следующие товары и услуги в течение последнего месяца-двух?». Ответу "цены значительно снизились" присваивается коэффициент (-1), ответу "цены снизились, но незначительно" коэффициент (-0,5), ответу "цены выросли, но незначительно" 0,5, ответу "цены значительно выросли" 1, ответу "цены не изменились" 0. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в диапазоне от -100 до 100. Чем выше значение индекса, тем выше инфляция по мнению россиян.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 31 января – 1 февраля 2015 г. Опрошено 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.