МОСКВА, 19 июля 2005 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с Агентством массовых страховых коммуникаций «АМСКОМ» представляет данные об отношении россиян к обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
По результатам исследования, ОСАГО сегодня пользуются 20% россиян, за истекшие с момента предыдущего опроса на эту тему 4 месяца эта доля практически не изменилась.
Более или менее удовлетворены услугами своей страховой компании свыше половины пользователей ОСАГО – 55%, не удовлетворены 22%, затруднились с оценками 23%. 13% пользователей ОСАГО за прошедшее время попали в дорожно-транспортное происшествие, что заставляет эту группу держателей полисов боле ответственно определяться в отношении к «своей» страховой компании. В результате среди этой категории пользователей ОСАГО доля не удовлетворенных услугами страховщиков возрастает вдвое (46%).
Уже перезаключили в этом году договор с той же страховой компанией 14% всех пользователей ОСАГО, и выразили намерение это сделать 60%. Не удовлетворенные услугами своей компании пользователи проявляют меньшую склонность продлевать полис в ней же: 37% по сравнению с 69% среди тех, кто удовлетворен.
Всего же страховые компании, не угодившие своим клиентам, потеряли в этом году 9% держателей своих полисов (уже заключивших договор в другой компании) и, вероятно, потеряют еще порядка 22% (тех, кто намерен заключить договор в другой компании или не собирается заключать его вовсе), т. е. в сумме примерно третью часть от численности недовольных пользователей. Тем не менее, большая часть не удовлетворенных их услугами (55%, в их числе 18% уже перезаключивших договор со своей компанией и 37% собирающихся это сделать) демонстрируют высокую терпимость к недостаткам сервиса страховых компаний.
Большинство пользователей ОСАГО приобрели полис по «естественным» каналам – в офисе компании (46%) или через страхового агента (28%). На третьем месте (19%) оказались офисы ГИБДД, хотя, как известно, законодательство запрещает продавать полисы ОСАГО на территории государственных учреждений. Мужчины покупают полис в ГИБДД заметно чаще женщин (23 и 12%). Другими каналами распространения полисов – автомагазин, банк, бензозаправка и т. п. – россияне пользуются крайне редко (не более 6% на все альтернативные варианты).
Две трети россиян (65%) считают, что цены на полисы ОСАГО должно устанавливать государство, 13% полагают, что это – прерогатива самих компаний, и 20% затрудняются с ответом. Сами пользователи ОСАГО имеют более определенную точку зрения на проблему. Затрудняющихся ответить среди них меньше (9%), зато сторонников крайних позиций – больше. Среди обладателей полисов, по сравнению с теми, кто не пользуется ОСАГО, больше сторонников государственного регулирования цен на полисы (73%) – но больше и адептов «невидимой руки рынка» (18%).
Части автовладельцев приходится платить полную стоимость полиса, пользуясь машиной лишь иногда – например, летом или в некоторые дни недели. Введение полисов выходного дня или полисов на несколько месяцев, естественно, по меньшей цене («ОСАГО-лайт»), считают хорошей идеей большинство россиян – 61% (среди пользователей ОСАГО 75%). Примерно четверть россиян (23%, среди обладателей полисов 8%) затруднились сформулировать свое отношение к проблеме.
Однозначно заявляют, что введение ОСАГО принесло пользу автовладельцам, 22% россиян, что вред – только 12%. Большинство респондентов (66%) считают, что «автогражданка» не принесла ни особой пользы, ни вреда, либо затрудняются ответить. Пользователи ОСАГО разделились в другой пропорции: 34% их считает введение обязательного автострахования полезным, а 18% – вредным.