Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото:
Политика

Россияне о выборах Президента: явка и последние рейтинги

Фото:
Коротко о главном
  • Как показал ежемесячный общероссийский опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за февраль готовность населения прийти на избирательные участки 14 марта несколько снизилась по сравнению с аномально высоким уровнем декларируемой явки, отмечавшимся в декабре-январе
  • По оценкам экспертов, моделирующих явку с учетом различных факторов электорального поведения населения, прогнозируемая явка (в отличие от декларируемой самими респондентами) составит около 60%
  • Наименее «дисциплинированные» избиратели – молодежь
  • Высокая неопределенность в том, идти ли на выборы, характерна для жителей двух столиц - Москвы и Санкт-Петербурга
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Как показал ежемесячный общероссийский опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за февраль готовность населения прийти на избирательные участки 14 марта несколько снизилась по сравнению с аномально высоким уровнем декларируемой явки, отмечавшимся в декабре-январе
  • По оценкам экспертов, моделирующих явку с учетом различных факторов электорального поведения населения, прогнозируемая явка (в отличие от декларируемой самими респондентами) составит около 60%
  • Наименее «дисциплинированные» избиратели – молодежь
  • Высокая неопределенность в том, идти ли на выборы, характерна для жителей двух столиц - Москвы и Санкт-Петербурга

МОСКВА, 5 марта 2004 г. Как показал ежемесячный общероссийский опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за февраль готовность населения прийти на избирательные участки 14 марта несколько снизилась по сравнению с аномально высоким уровнем декларируемой явки, отмечавшимся в декабре-январе. Доля тех, кто в принципе готов участвовать в выборах, уменьшилась с 83 до 78% (из них безусловно будут участвовать 46%, скорее будут – 32%), а не желающих участвовать, напротив, выросла с 14 до 19% (из них безусловно не будут участвовать 8%, скорее не будут – 11%).

По оценкам экспертов, моделирующих явку с учетом различных факторов электорального поведения населения, прогнозируемая явка (в отличие от декларируемой самими респондентами) составит около 60%.

Наименее «дисциплинированные» избиратели – молодежь. Среди респондентов в возрасте до 34 лет доля тех, кто не собирается идти на выборы, составляет 24%, а доля тех, кто хотел бы принять участие в выборе будущего главы государства – 72%. В старшем же поколении готовность пойти на участки существенно выше. Среди 45-59-летних она составляет 81%, а среди 60-летних и старше 83% (не хотят участвовать в голосовании соответственно 17 и 14% опрошенных этих возрастных групп).

Высокая неопределенность в том, идти ли на выборы, характерна для жителей двух столиц - Москвы и Санкт-Петербурга. Твердо решили участвовать в выборах 37% из них (по сравнению, например, с 48% в других городах и 51% в селах), не участвовать – 3% (в других городах их доля составляет от 6 до 12%). Доля же тех, кто выбирает ответ с оговоркой «скорее» («скорее да» или «скорее нет») здесь, напротив, самая высокая – 54% (в других городах она составляет не более 43%).

Основной мотив участия в выборах – привычка. Именно она приведет на избирательные участки 45% россиян. Действиями 32% будет руководить желание выполнить свой гражданский долг, 24% - поддержать конкретного кандидата. При этом женщины чаще идут на выборы по привычке, а мужчины руководствуются соображениями гражданского долга и необходимости поддержать кандидата, которому симпатизируют. Существенную роль в формировании явки на выборы играют и «отрицательные» мотивы, которые приведут на участки каждого пятого избирателя – 20% россиян пойдут на выборы из опасения, что их голосом может распорядиться кто-то другой.

Неучастие в выборах мотивируется главным образом предопределенностью исхода выборов: 26% респондентов, не желающих идти на избирательные участки, уверены, что победитель уже ясен и их голос ничего не изменит, 18% считают, что выборы не повлияют на ситуацию в стране. Многие «уклонисты» не ищут рациональных объяснений своему отказу от участия в выборах – 16% не пойдут на голосование потому что не делают этого никогда, 10% - потому что не интересуются политикой вообще, 7% просто объясняют свое решение занятостью. Кроме того, 16% вообще затрудняются с объяснением того, почему они не пойдут на выборы президента.

Несмотря на внешнее отсутствие интриги в ходе выборов, по крайней мере один результат уже достигнут - за последний месяц произошли существенные подвижки в «узнаваемости» политиков, претендующих на пост президента России. Помимо В.Путина и И.Хакамады, о которых и до этого большинство россиян (90 и 73% соответственно) что-либо знали, слышали и читали, возросла узнаваемость остальных кандидатов. Наибольший рост известности получили И.Рыбкин, О.Малышкин и Н.Харитонов – до 46% у И.Рыбкина, 43% у Н.Харитонова и 31% у О.Малышкина. Меньше набрали О.Миронов и С.Глазьев, чья узнаваемость достигла 35 и 62% соответственно. В результате на момент опроса о каждом из кандидатов знали уже как минимум треть россиян, а три кандидата – Путин, Хакамада и Глазьев – узнаваемы более чем 60% россиян.

Нельзя, однако, сказать, что повышение узнаваемости конвертируется в повышение признания и поддержки кандидатов населением. Так, «президентский рейтинг» Н.Харитонова вырос на 2% (с 3 до 5%) при росте узнаваемости на 16% соответственно. С.Глазьеву рост узнаваемости не принес никаких политических дивидендов, его рейтинг практически не изменился. 20%-ный скачок узнаваемости добавил О.Малышкину почти 1% голосов, а И.Рыбкину - ни одного.

Безусловным лидером президентской гонки остается В.Путин. За прошедший месяц уровень эго электоральной поддержки среди всех опрошенных сократился на 8%. Однако, среди тех кто планирует принять участие в выборах лишь на 2% - с 76% в январе до 74% в феврале.

В целом большинство (88%) россиян, уже определившихся с тем, за кого именно они отдадут свой голос на выборах 14 марта, уверены в своем выборе – 58% совершенно и еще 30% скорее уверены. Наибольшей стабильностью президентских предпочтений отличается электорат В.Путина – 92% его сторонников убеждены, что их выбор до голосования не изменится. Среди собирающихся голосовать за О.Малышкина и Н.Харитонова уверенность в своем выборе демонстрируют 87-88%, а среди избирателей С.Глазьева и И.Хакамады – 82%. Сторонники кандидата «против всех» наименее надежны - почти половина из них (40%) могут передумать и выбрать какого-нибудь реального претендента на пост президента либо вовсе не пойти на выборы.

Наибольшой прирост голосов за последний месяц получил Н.Харитонов, потеснивший на левом фланге С.Глазьева. Тем не менее, в целом электоральный «ресурс» Глазьева пока выше. Это показывает как «второе голосование», так и позиции политиков в так называемом «антирейтинге». На «скамейке запасных» С.Глазьев лидирует – за него могли бы проголосовать 14%. С существенным отрывом от него здесь идут И.Хакамада и Н.Харитонов, имеющие по 5% «запасных» голосов. Что касается «антирейтинга», то он у С.Глазьева ниже, чем у Н.Харитонова, не говоря уже о И.Рыбкине, О.Малышкине и И.Хакамаде.

За оставшийся до выборов период ситуация может несколько измениться. Тем не менее, если не случится ничего экстраординарного, явка на выборы превысит 60%, а действующий президент победит уже в первом туре, набрав больше 70% голосов активных избирателей. 

 

21-22 февраля 2004 г.

Общероссийский опрос

Опрашивалось 1587 чел.Опрос проходил в 100 населенных пунктах 39 областей, краев и республик России.

Интервью по месту жительства.

Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

-

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07