МОСКВА, 20 февраля 2008 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне оценивают роль и деятельность организаций, проводящих опросы общественного мнения.
Каждый третий россиянин (31%) имеет опыт участия в опросах общественного мнения, фокус-группах, других исследовательских процедурах. Указывают, что хорошо информированы об организациях, проводящих социологические исследования лишь 4% опрошенных (в 2005 г. было 8%). Ещё 37% знакомы с их деятельностью в общих чертах. Более половины россиян (57%) ничего не знают о социологах.
Лидер по узнаваемости среди опросных центров – ВЦИОМ (его смогли назвать 14% респондентов), на втором месте – Фонд «Общественное мнение» (8%). Ещё три года назад ФОМ занимал первое место, ВЦИОМ – второе. «Левада-центр» сумели вспомнить 3% опрошенных; какую-либо другую организацию, проводящую социологические исследования, назвали не более 1% респондентов.
В списке организаций, изучающих российское общественное мнение, «с подсказкой» лидирует ФОМ, хотя число тех, кто его отмечает, за три года снизилось (с 48% до 41%). Одновременно возросла доля тех, кто «узнаёт» в списке ВЦИОМ (с 20% до 36%) и «Левада—центр» (с 5% до 12%).
Деятельность социологических организаций воспринимается обществом в целом позитивно, хотя за три года имидж социологов несколько пострадал. Так, по сравнению с 2005 г., сократилась с 84% до 76% доля тех, кто считает, что проведение социологических опросов обеспечивает «обратную связь» между народом и властью. Это произошло за счёт роста доли затрудняющихся с оценкой.
Свыше половины опрошенных (56%) полагают, что результаты опросов используются органами власти, политиками, предпринимателями для повышения эффективности своей работы. За три года снизилось число несогласных с этим тезисом (с 26% до 17%) и возросло число затрудняющихся с оценкой.
Если в 2005 г. две трети опрошенных (67%) считали, что опросы общественного мнения проводятся в основном в целях научного познания, то сегодня это мнение разделяет только половина респондентов (51%).
Россияне укрепляются во мнении, что организации, проводящие опросы населения, просто зарабатывают на этом деньги (с 40% до 44%); число несогласных с этим суждением резко сократилось (с 45% до 27%).
Лишь 16% опрошенных отмечают, что социологические службы стремятся заполучить информацию от респондентов для дальнейшего использования в корыстных целях. Свыше половины – 56% – с этим тезисом не согласны (впрочем, ещё три года назад в бескорыстии социологов было уверено большее число россиян – 74%).
В то, что данные опросов общественного мнения часто фальсифицируются и используются для манипулирования общественным сознанием, верит только четвёртая часть опрошенных (25%, в 2005 г. было примерно столько же – 28%). Однако по сравнению с 2005 г. значительно (с 51% до 37%) снизилось число тех, кто не согласен с этим тезисом, и возросло число затрудняющихся с оценкой.
Три года назад каждый третий (35%) считал опросы и другие социологические исследования просто модой, не приносящей ни пользы, ни вреда, а каждый второй (51%) был противником такого суждения. Сейчас мнения разделились почти поровну: 32% воспринимают социологию как моду, чуть больше (38%) тех, кто с этим не согласен, и 30% затрудняются с оценкой.
За три года снизилась доля тех респондентов, у кого данные опросов общественного мнения вызывают интерес (с 75% до 66%); кто считает, что результаты опросов в целом отражают действительные мнения граждан (с 76% до 69%), а также тех, кто считает, что опросы нужны обществу (с 86% до 76%), – несмотря на это, по-прежнему большинство россиян данными опросов интересуется, доверяет им и верит в их полезность для общества.