МОСКВА, 14 апреля 2005 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне относятся к Всемирной торговой организации (ВТО), и, в связи с этим, какую стратегию развития различных отраслей экономики страны лучше выбрать.
Почти половина россиян (49%) относятся к ВТО скорее положительно, 16% – скорее отрицательно. Примерно такое же отношение, как к ВТО, у россиян сложилось к Международному валютному фонду (48% воспринимают его положительно, 17% отрицательно). Немногим хуже воспринимают Мировой банк реконструкции и развития (39% положительно, 15% отрицательно). Ничего не слышали, не знают о ВТО 16% опрошенных, об МВФ – 13%, о Мировом банке – 26% респондентов.
По мнению 43% опрошенных, вступление во Всемирную торговую организацию соответствует интересам России, а 24% полагают, что это идет вразрез с ее интересами. Каждый третий (33%) затрудняется с ответом. Налицо существенное, более чем на четверть, снижение доли сторонников вступления в ВТО за последние два года: в 2003 г. их составляла 60%. Доля противников за это же время возросла вдвое – с 12 до 24%.
Считают, что России следует вступить в ВТО как можно скорее, 27% респондентов; 36% полагают, что лучше повременить со вступлением, а 12% рекомендуют вообще не вступать в ВТО, и каждый четвертый (25%) затрудняется с ответом.
Россиянам было предложено также оценить, какую стратегию развития ряда отраслей и секторов экономики должна выбрать Россия в связи со вступлением в ВТО: поддержать отечественных товаропроизводителей и ограничивать доступ на российский рынок импортеров из-за рубежа, даже, несмотря на рост цен на продукцию данной отрасли для российских потребителей и не всегда высокое качество этой продукции – или же отказаться от поддержки российских товаропроизводителей в этой отрасли, сняв барьеры на пути зарубежных товаров в Россию.
Большинство опрошенных рекомендуют придерживаться первого варианта действий применительно ко всем отраслям российской экономики. Наиболее протекционистски настроены опрошенные в отношении таких секторов, как сельское хозяйство и пищевая промышленность (93% - за протекционизм и лишь 3% - за снятие барьеров), нефте- и газодобыча (91 и 4% соответственно), авиастроение (88 и 6%). Несколько меньше распространены протекционистские настроения применительно к секторам банковских и страховых услуг (80 и 10%), производства одежды, обуви, мебели и т. д. (81 и 14%), производству алкогольной и табачной продукции (76 и 14%). Меньше всего поддержки протекционистская стратегия получает в автомобилестроение (70% и 23%), производстве бытовой техники и электроники (67 и 26%).