МОСКВА, 7 апреля 2016 г. В преддверии Международного дня цыган, ежегодно отмечаемого 8 апреля, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Федеральное агентство по делам национальностей России представляют данные исследования, посвященного изучению отношения россиян к цыганам и проблемам, с которыми сталкиваются цыгане в реальной жизни.
Цыгане как национально-этническая группа является одной из наиболее закрытых и слабоизученных. В отношении россиян к цыганам доминируют нейтрально-негативные оценки: в то время как 40% наших сограждан воспринимают цыган лояльно, как представителей одного из множества народов, населяющих РФ, у других существуют явно выраженные негативные стереотипы. Так, 35% респондентов, участвовавших во всероссийском опросе, заявили о том, что испытывают опасения и недоверие по отношению к цыганам, а 15% сказали, что при встрече с цыганами испытывают раздражение.
К числу наиболее устойчивых характеристик восприятия цыган относится их свободолюбие, независимость (так считают 79% россиян), следствием чего, возможно, является игнорирование законов, следование особым, неформальным нормам, принятым внутри данной группы (74%) и пассивное отношение к политической жизни (65%). В то же время цыгане воспринимаются как народ с древней историей и традициями (74%), красочной и колоритной культурой (69%). Кроме того, 69% россиян убеждены в том, что среди цыган есть много талантливых людей.
Около половины опрошенных (48%) придерживаются устаревших стереотипов, полагая, что у цыган нет постоянного места жительства, что говорит о крайне низком уровне информированности широких слоев населения об образе жизни, социально-экономическом положении представителей данной этнической группы. Только треть (32%) наших сограждан считает, что цыгане ничем особо не отличаются от других россиян. Явно выражены негативные стереотипы, связанные с оценкой отношения цыган к труду: большинство россиян (55%) не склонны их воспринимать как честных тружеников.
Насколько оправданы эти суждения? Кого же в реальности можно считать цыганом? И как живут представители данной группы? Исследование «Социально-экономические, этнокультурные и правовые проблемы цыган в России» позволило немного приоткрыть завесу и ответить на вопрос – что же это за таинственные люди, цыгане? Фактически, проект стал первым комплексным репрезентативным исследованием проживающих на территории Российской Федерации цыган.
Основным фактором принадлежности к социально-этнической общности цыган является происхождение - считают его обязательным и неотъемлемым атрибутом для признания кого-либо «своим» 54% цыган. Сам факт заключения брака с цыганом/цыганкой или способность изъясняться на цыганском языке не рассматриваются как основания для восприятия индивида в качестве «своего».
Несмотря на изолированность цыганских общин, наиболее выраженной для них является гражданская (российская) идентичность - она является основной для 40% цыган. Важную роль в системе ценностей данной этнической группы играет вера: подавляющее большинство российских цыган (90%) являются верующими людьми, исповедующими христианство, и основными семейными праздниками считают Рождество и Пасху.
Понятие «цыганское счастье» включает в себя в первую очередь благополучие в семье, возможность воспитывать детей (58%), быть рядом со своими близкими и своей семьей (40%). Наличие стабильного дохода находится лишь на третьем месте в этом рейтинге, и является определяющим для 27% цыган.
Директор специальных программ ВЦИОМ Елена Михайлова: «Несмотря на укоренившиеся стереотипы восприятия цыган как высокомобильной социальной группы, большинство из них в течение всей своей жизни проживает в регионе рождения - как правило, перемещения осуществляются в рамках населенных пунктов (города/села) постоянного проживания и связаны с переездом в другие дома/квартиры. Оказались ложными и представления о низкой активности участия цыган в общественно-политической жизни: более половины из них (55%) характеризуются высоким уровнем избирательной активности.
Постепенно произошло вытеснение цыган из традиционных сфер занятости (торговли, коневодства, кузнечества и т.п.), найти же себе альтернативное применение в формальном секторе экономики смогли далеко не все - только 7% опрошенных цыган имеют трудовые договора с работодателями, 11% цыган занимаются предпринимательством, имеют собственный бизнес, в то время как большинство женщин занимаются домашним хозяйством, воспитанием детей (41%). Объективным препятствием для трудоустройства цыган выступает низкий уровень образования - только 4% из них имеют высшее образование, а 59% нигде не учились или имеют лишь начальное образование.
Семья является главной ценностью для цыган, основным агентом социализации. Традиционные нормы, которым следуют большинство цыганских семей, выступают для них в качестве основного регулятора поведения».
Руководитель ФАДН России Игорь Баринов: «Необходима выработка системы мер, направленных на развитие культурного потенциала этой этнической группы, на совершенствование дошкольной и школьной подготовки цыганских детей, требуется содействие в организации курсов профессиональной подготовки цыган, оказании им правовой помощи. Эти задачи мы будем решать совместно с Федеральной национально-культурной автономией цыган».
Комплексное исследование, проведенное ВЦИОМ по заказу ФАДН России, включало: 1) Всероссийский опрос 21-22 ноября 2015 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 9 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ; 2) Опрос в ноябре-декабре 2015 г. в 30 субъектах РФ, 150 точек опроса. Объем выборки 1000 респондентов, Выборка репрезентирует взрослое цыганское население Российской Федерации в возрасте от 16 лет и старше (в соответствии с официальными статистическими данными). Тип выборки - многоступенчатая стратифицированная территориальная, случайная выборка респондентов с элементом целенаправленного отбора. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента.