МОСКВА, 9 декабря 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса россиян о благотворительности.
Благотворительность реальная… |
Благотворительность имеет огромное значение для общества, она стимулирует развитие культуры взаимопомощи, и эмпатии среди граждан, а также дополняет государственные социальные программы, привлекая частные ресурсы для решения общественно значимых задач. Анализ данных об участии россиян в благотворительности за последние годы демонстрирует несколько ключевых изменений в характере этой деятельности. В течение последних 4–5 лет 73% россиян участвовали в благотворительности, что является максимальным показателем за весь период измерений (с 2007 г.). Это свидетельствует о значительном росте интереса к данной сфере, особенно по сравнению с 2007, 2009 гг. (46-50%). Кроме того, доля тех, кто вообще не участвовал в благотворительности, сократилась до 25%, что вдвое меньше уровня 2007 г. (50%).
Россияне стали реже давать милостыню (22% в 2024 г. vs. 30% в 2017 г. и 36% в 2007 г.), но стали чаще поддерживать системную благотворительность. В текущем замере 27% граждан отметили, что вносили деньги на счета благотворительных организаций — это в 7-9 раз чаще, чем в 2007, 2009 гг. (3-4%). Также выросла популярность участия в благотворительных акциях (11% в 2024 г. vs. 2-4% в 2007, 2009 гг.) и волонтерской работе (10% в 2024 г. vs. 2-3% в 2007, 2009 гг. г.). Прямой перевод средств на счета нуждающихся в лечении или восстановлении снизился с 32% в 2017 г. до 22% в текущем замере, что, вероятно, связано с ростом интереса к профессиональным благотворительным фондам и их акциям.
Передача вещей, игрушек и других предметов в детские дома, дома престарелых или инвалидов осталась популярной формой благотворительности, её практикуют 27% граждан (показатель практически неизменен с 2017 г. — 27%, 2019 г. — 30%).
Чаще в благотворительной деятельности участвуют женщины (имеют такой опыт 77% vs. 68% мужчин) и россияне активного трудоспособного возраста (зумеры, миллениалы и реформенное поколение — 76-80%), в старших поколениях (оттепели и застоя) показатель снижается до 52-67%. Процент также выше среди граждан с высшим или незаконченным высшим образованием (78%), хорошим материальным положением (78%), жителей мегаполисов (Москва, Санкт-Петербург и города-миллионники — по 78%), а также тех, кто в качестве источника информации активно использует интернет или предпочитает смешанную модель медиа потребления (ТВ и интернет) — 77-78%.
Старшие миллениалы чаще других передают нуждающимся вещи, игрушки (34%) и вносят деньги на счет тем, кому необходимо лечение или операция (30%), а среди зумеров отмечен самый высокий процент волонтеров (27% vs. 10% среди всех россиян).
|
Наряду с общим ростом интереса россиян к благотворительности вырос и процент тех, кто занимается ей довольно регулярно (постоянно или несколько раз) — 82% от числа «благотворителей», за время измерений — это максимум, в предыдущие замеры показатель находился в диапазоне 73-78%.
В целом, благотворительность в России за последние годы претерпела значительные изменения. Она стала более системной, структурированной и доверительной. Люди все чаще отдают предпочтение организованным акциям и фондам, а не прямой помощи. Это говорит не только об институализации благотворительности, но и о росте доверия данному институту. А рост вовлеченности в волонтерскую деятельность и участие в акциях указывает на усиление социальной ответственности и эмпатии россиян.
…и потенциальная |
«Благотворительный» потенциал россиян можно назвать высоким, три четверти наших сограждан (74%) декларируют, что в будущем скорее готовы принимать участие в какой-либо благотворительной деятельности, с 2019 г. показатель вырос на 6 п.п. При этом даже те, кто в последние годы не занимался «помощью обществу», в 49% случаев положительно отвечают на этот вопрос.
Готовность к «добрым делам» заметно коррелирует с возрастом: чем моложе россияне, тем выше их «благотворительный» потенциал (84% среди зумеров и 57% в поколении оттепели), а также с доходом (84% в группе с хорошим уровнем дохода и 65% в группе с плохим).
Основной интерес для россиян представляет «вещевая» помощь нуждающимся, ей теоретически готова заниматься половина потенциальных благотворителей (53%), хотя ее популярность снизилась на 8 п.п. по сравнению с 2019 г. Также отмечается некоторое снижение готовности жертвовать деньги напрямую на счет нуждающимся в лечении или восстановлении людям (39%, −4 п.п.). Однако такие формы, как волонтерство (33%, +8 п.п.), внесение платежей на счет фондов (36%, +9 п.п.) и участие в акциях благотворительных организаций (27%, +4 п.п.) становятся все более популярными, что свидетельствует о росте доверия к организованной благотворительности. Еще один вид помощи — милостыня (28%) - сохраняет свою актуальность для тех, кто готов принимать участие в благотворительности (2019 г. — 25%), по крайней мере на декларативном уровне.
Женщины демонстрируют более разнообразный интерес к филантропии, особенно к вещевой помощи (59% vs. 46% мужчин), волонтерской работе (37% vs. 28%), милостыне (30% vs. 25%) и благотворительным акциям и концертам (31% vs. 23%). Финансовое участие (вносить деньги на счет фондов или адресно нуждающимся) чаще рассматривают для себя потенциальные благотворители активного трудоспособного возраста (до поколения застоя) – 36-46% (vs. 25-32% в поколении застоя и оттепели). Волонтерство особенно привлекает зумеров (52%), как и участие в благотворительных акциях или их организации (38%), впрочем, и милостыню зумеры тоже готовы давать чаще других в этой группе (37%). А вот вещевая помощь более интересна старшим миллениалам (64%), вероятно, в этой группе активно растут дети, поэтому и остаются книги, игрушки и одежда, которыми хотелось бы «поделиться».
Почему не помогаем? |
Каждый пятый россиянин (20%, -8 п.п. к 2019 г.) отметил, что не готов участвовать в благотворительности. Чаще это россияне старшего возраста (26-37% в поколениях застоя и оттепели vs. 12% среди зумеров), с неполным средним образованием (28%), плохим материальным положением (28%), то есть россияне с невысоким «социальным ресурсом», кому, возможно, самим нужна помощь или участие.
Такой вывод подтверждается и тем, что основной причиной неготовности к благотворительной деятельности в 46% случаев является низкий уровень доходов, а каждый пятый (21%) сослался на плохое состояние здоровья, еще 9% не могут делать этого в силу возраста. То есть в основном речь идет об объективных причинах. Однако часть россиян отказываются от «добрых дел» в силу нехватки времени (13% в этой группе) или недоверия организаторам благотворительных акций, сборов (10%). Среди других вариантов: нет желания (6%), большая семья, забочусь о детях, нет возможности, этим должно заниматься государство (по 4%), решаю свои проблемы (3%). И только 2% указали, что им не хватает соответствующей информации.
«Отмечу три самых интересных аспекта нового исследования ВЦИОМ. Во-первых, резкий – в два раза с 2017 г. рост доли тех, кто жертвовал деньги через благотворительные фонды. Это очень важный результат для отрасли, которая во всем мире существует преимущественно в форме организаций, а не народных сборов. У нас же на протяжении многих лет среди россиян фиксировалось некоторое недоверие именно к благотворительным организациям.
Вторая интересная особенность: появление новых форматов или точнее причин участия в благотворительности. 11% помогали участникам СВО, причем половина из них прежде в других формах благотворительности не участвовали. Таким образом, мы имеем совершенно новую группу благотворителей, которую стоит изучить повнимательнее.
Третье открытие: разрыв между практикуемыми и желаемыми формами благотворительности. Доля декларирующих готовность к работе на волонтерских началах втрое выше доли тех, кто имеет такой реальный опыт. Очевидно, что именно волонтерство сегодня является наиболее перспективным с точки зрения вовлечения новых людей в благотворительность».