Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Zoonar/Imago/ТАСС
Экономика

Россия — креативная наша держава!

Известность и престиж креативных индустрий в нашей стране растут медленно, но верно.
Фото:
Коротко о главном
  • С понятием «креативные индустрии» в общей сложности знакомы треть наших сограждан (32%, +5 п.п. к прошлому году).
  • Девять из десяти россиян с разной степенью уверенности отмечают важность развития креативных индустрий в нашей стране (90%).
  • 65% считают, что креативные индустрии в экономике — это в одинаковой степени про творчество и прибыль.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • С понятием «креативные индустрии» в общей сложности знакомы треть наших сограждан (32%, +5 п.п. к прошлому году).
  • Девять из десяти россиян с разной степенью уверенности отмечают важность развития креативных индустрий в нашей стране (90%).
  • 65% считают, что креативные индустрии в экономике — это в одинаковой степени про творчество и прибыль.

МОСКВА, 13 мая 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты мониторингового исследования о креативных индустриях.

Креативные индустрии нуждаются в популяризации…

Сегодня многие страны мира делают ставку на креативные индустрии. Россия не исключение. Последние годы ознаменовались важными законодательными изменениями[1], призванными регулировать и поддерживать эту сферу. По данным Минэкономразвития, в 2024 г. доля креативных индустрий в ВВП России немногим превысила 4%, а к 2030 г. ее планируется нарастить до 6%.

Экономический потенциал креативных индустрий в России раскрывается быстрее, чем растет информированность граждан о рассматриваемой отрасли. Согласно исследованию Аналитического центра ВЦИОМ, с понятием «креативные индустрии» в той или иной степени знакомы треть наших сограждан. Несмотря на незначительное улучшение ситуации за последний год, уровень информированности все еще уступает показателям четырехлетней давности. Пока в обществе с серьезным перевесом доминирует поверхностное знание, что делает креативные индустрии для россиян своего рода терра инкогнита.

Судя по годовому приросту фокусированной информированности, наибольший интерес креативные индустрии представляют для молодежи. Зумеры, которые еще в прошлом году не отличались от других поколений по уровню знания, сегодня вдвое лучше среднестатистического россиянина разбираются в теме. Будучи студентами / недавними выпускниками, они больше наслышаны о новых направлениях обучения и специальностях в этой области и, вероятно, чаще других имеют дело с продуктами креативных индустрий в повседневной жизни.

Ощутимый рост общей информированности продемонстрировал Уральский федеральный округ, где уже второй год подряд проходит ключевое федеральное событие индустрии «Российская неделя креативных индустрий — Урал». Рейтинг креативных регионов России также показывает, что в этом федеральном округе креативная экономика развивается более равномерно, чем в других: три региона Урала (Свердловскую, Челябинскую и Тюменскую области) можно причислить к «лидерам» по уровню развития креативных индустрий, два — к «догоняющим» и один — к «эволюционным». Наибольшая концентрация регионов-«лидеров» отмечена в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, что во многом обусловлено высоким креативным потенциалом обеих столиц, жители которых по-прежнему знакомы с креативными индустриями лучше других.

…и развитии

Несмотря на слабую информированность о креативных индустриях, почти ни у кого не вызывает сомнений важность их развития. Наибольший запрос демонстрируют жители Москвы и Санкт-Петербурга — городов, которые уже не первый год занимают передовые позиции в этой сфере. По-видимому, москвичам и петербуржцам, как никому другому, виден потенциал развития сектора, что делает инвестиции в него еще более востребованными.

Знание о креативных индустриях конвертируется в осознание важности сектора: наряду со столичными жителями определенно важным их развитие чаще видится тем, кто имеет хотя бы малейшее представление о креативных индустриях.

Не прибылью единой

В академической среде креативная экономика нередко рассматривается в контексте коммерциализации культуры, превращения объекта творчества в товар. Представления россиян по этому вопросу можно описать небезызвестными пушкинскими строчками: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Другими словами, в обществе доминирует мнение, что креативные индустрии в одинаковой степени представляют возможность как творческой самореализации, так и извлечения прибыли. Каждый шестой склоняется к тому, что креативные индустрии — это больше про материальную выгоду, тогда как о преобладании творческой составляющей говорят вдвое реже.

О том, что с креативными индустриями россияне связывают не только экономический рост, свидетельствуют и спонтанно названные ценности, с которыми ассоциируется эта сфера. Среди них лидируют инновации и прогресс, самореализация и интеллектуальное обогащение, немногим опережая экономический рост, благосостояние и качество жизни.

Автор: Людмила Богомазова

 


[1] См. Федеральный закон «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации» от 08.08.2024, изменения к положению «О Министерстве экономического развития Российской Федерации».

3 мая 2025 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 3 мая 2025 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7491; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0200; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,1153.

Рассчитаны в соответствии с корпоративным стандартом

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Скажите, пожалуйста, Вы знаете хорошо, что-то слышали или впервые слышите сейчас о понятии «креативные индустрии»?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

2021

2024

2025

Знаю хорошо

2

4

5

Что-то слышал

35

23

27

Впервые слышу

63

73

68

Скажите, пожалуйста, Вы знаете хорошо, что-то слышали или впервые слышите сейчас о понятии «креативные индустрии»?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Поколение цифры (зумеры) (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992—2000)

Старшие миллениалы (1982—1991)

Реформенное поколение (1968—1981)

Поколение застоя (1948—1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Знаю хорошо

5

12

6

5

5

3

1

Что-то слышал

27

22

26

25

31

28

26

Впервые слышу

68

66

68

70

64

69

73

Скажите, пожалуйста, Вы знаете хорошо, что-то слышали или впервые слышите сейчас о понятии «креативные индустрии»?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Тип населенного пункта

Москва и Санкт-Петербург

Города-миллионники

500-999 тыс.

100-500 тыс.

до 100 тыс.

Село

Знаю хорошо

5

7

5

3

5

2

5

Что-то слышал

27

34

29

25

28

27

22

Впервые слышу

68

59

66

72

67

71

73

Креативные индустрии — это сектор экономики, производящий товары и услуги в процессе интеллектуальной творческой деятельности. Он включает такие направления, как архитектура, медиа, разработка компьютерных программ и промышленного дизайна, и другие направления, связанные с созданием нового. По-Вашему, в целом важно или нет развивать креативные индустрии в нашей стране?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Тип населенного пункта

Москва и Санкт-Петербург

Города-миллионники

500-999 тыс.

100-500 тыс.

До 100 тыс.

Село

Определенно важно

56

72

56

62

57

51

51

Скорее важно

34

22

39

33

35

37

34

Скорее не важно

4

2

2

1

3

5

6

Точно не важно

2

0

1

1

0

2

3

Затрудняюсь ответить

4

4

2

3

5

5

6

Креативные индустрии — это сектор экономики, производящий товары и услуги в процессе интеллектуальной творческой деятельности. Он включает такие направления как архитектура, медиа, разработка компьютерных программ и промышленного дизайна и другие направления, связанные с созданием нового. По-Вашему, в целом важно или нет развивать креативные индустрии в нашей стране?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Скажите, пожалуйста, Вы знаете хорошо, что-то слышали или впервые слышите сейчас о понятии «креативные индустрии»? (закрытый вопрос, один ответ)

Знают хорошо, что-то слышали

Впервые слышат

Определенно важно

56

66

52

Скорее важно

34

28

37

Скорее не важно

4

4

4

Точно не важно

2

0

2

Затрудняюсь ответить

4

2

5

А как Вы думаете, креативные индустрии в экономике — это скорее про творчество и самореализацию или про финансовую прибыль, доход?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Скорее про творчество и самореализацию

9

Скорее про финансовую прибыль, доход

17

И про то, и про другое

65

Затрудняюсь ответить

9

Разные сферы экономики несут обществу разные ценности, например, тяжелая промышленность ассоциируется со стабильностью, безопасностью. Как Вы думаете, какие ценности несут обществу креативные индустрии? Вы можете назвать несколько вариантов

(открытый вопрос, до трех ответов, в % от всех опрошенных, представлены ответы, набравшие 2% и более)

Инновации и прогресс (17% ответов)

Развитие / прогресс / движение вперед / новаторство / новизна / перспективы

11

Технологии / IT / ИИ

4

Развитие страны

2

Самореализация и интеллектуальное обогащение (15% ответов)

Саморазвитие / самореализация / развитие личности

5

Творчество / вдохновение

3

Искусство / культура

3

Интеллект / интеллектуальное развитие

2

Красота / эстетика / чувство прекрасного

2

Экономический рост и благосостояние (13% ответов)

Экономика / развитие экономики

5

Материальные / прибыль / доходы / повышение уровня жизни / достаток

4

Рабочие места / занятость / новые профессии

2

Промышленность / заводы / машиностроение / автоматизация

2

Качество жизни (11% ответов)

Стабильность / уверенность в завтрашнем дне

4

Безопасность / защищенность / надежность

4

Улучшение качества жизни / комфорт / благополучие / удобство

3

Другое

6

Свобода / права и свободы людей

2

Нет таких / никакие

2

Затрудняюсь ответить

55

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07