МОСКВА, 13 мая 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты мониторингового исследования о креативных индустриях.
Креативные индустрии нуждаются в популяризации… |
Сегодня многие страны мира делают ставку на креативные индустрии. Россия не исключение. Последние годы ознаменовались важными законодательными изменениями[1], призванными регулировать и поддерживать эту сферу. По данным Минэкономразвития, в 2024 г. доля креативных индустрий в ВВП России немногим превысила 4%, а к 2030 г. ее планируется нарастить до 6%.
Экономический потенциал креативных индустрий в России раскрывается быстрее, чем растет информированность граждан о рассматриваемой отрасли. Согласно исследованию Аналитического центра ВЦИОМ, с понятием «креативные индустрии» в той или иной степени знакомы треть наших сограждан. Несмотря на незначительное улучшение ситуации за последний год, уровень информированности все еще уступает показателям четырехлетней давности. Пока в обществе с серьезным перевесом доминирует поверхностное знание, что делает креативные индустрии для россиян своего рода терра инкогнита.
Судя по годовому приросту фокусированной информированности, наибольший интерес креативные индустрии представляют для молодежи. Зумеры, которые еще в прошлом году не отличались от других поколений по уровню знания, сегодня вдвое лучше среднестатистического россиянина разбираются в теме. Будучи студентами / недавними выпускниками, они больше наслышаны о новых направлениях обучения и специальностях в этой области и, вероятно, чаще других имеют дело с продуктами креативных индустрий в повседневной жизни.
Ощутимый рост общей информированности продемонстрировал Уральский федеральный округ, где уже второй год подряд проходит ключевое федеральное событие индустрии «Российская неделя креативных индустрий — Урал». Рейтинг креативных регионов России также показывает, что в этом федеральном округе креативная экономика развивается более равномерно, чем в других: три региона Урала (Свердловскую, Челябинскую и Тюменскую области) можно причислить к «лидерам» по уровню развития креативных индустрий, два — к «догоняющим» и один — к «эволюционным». Наибольшая концентрация регионов-«лидеров» отмечена в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, что во многом обусловлено высоким креативным потенциалом обеих столиц, жители которых по-прежнему знакомы с креативными индустриями лучше других.
…и развитии |
Несмотря на слабую информированность о креативных индустриях, почти ни у кого не вызывает сомнений важность их развития. Наибольший запрос демонстрируют жители Москвы и Санкт-Петербурга — городов, которые уже не первый год занимают передовые позиции в этой сфере. По-видимому, москвичам и петербуржцам, как никому другому, виден потенциал развития сектора, что делает инвестиции в него еще более востребованными.
Знание о креативных индустриях конвертируется в осознание важности сектора: наряду со столичными жителями определенно важным их развитие чаще видится тем, кто имеет хотя бы малейшее представление о креативных индустриях.
Не прибылью единой |
В академической среде креативная экономика нередко рассматривается в контексте коммерциализации культуры, превращения объекта творчества в товар. Представления россиян по этому вопросу можно описать небезызвестными пушкинскими строчками: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Другими словами, в обществе доминирует мнение, что креативные индустрии в одинаковой степени представляют возможность как творческой самореализации, так и извлечения прибыли. Каждый шестой склоняется к тому, что креативные индустрии — это больше про материальную выгоду, тогда как о преобладании творческой составляющей говорят вдвое реже.
О том, что с креативными индустриями россияне связывают не только экономический рост, свидетельствуют и спонтанно названные ценности, с которыми ассоциируется эта сфера. Среди них лидируют инновации и прогресс, самореализация и интеллектуальное обогащение, немногим опережая экономический рост, благосостояние и качество жизни.
Автор: Людмила Богомазова
[1] См. Федеральный закон «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации» от 08.08.2024, изменения к положению «О Министерстве экономического развития Российской Федерации».