МОСКВА, 20 сентября 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса, посвященного востребованности заграничных поездок среди россиян.
Как прекрасен этот мир, посмотри! |
Сокращение числа выдаваемых шенгенских виз, увеличение срока рассмотрения заявок и повышение консульских сборов — то, с чем столкнулись россияне на фоне западных санкций. Впрочем, массовость этих мер вызывает сомнения, что подтверждает относительно низкая популярность поездок россиян в страны Шенгенской зоны. За последние 5 лет заграничные поездки совершали 23% наших сограждан. Из них 9% посетили страны Шенгенской зоны (Германия, Италия, Испания, Франция и др.), вдвое больше россиян были там, где виза не требуется (17%).
Востребованность поездок за границу зависит от многих факторов. В числе основных — возраст, уровень образования, самооценка материального положения и степень урбанизированности. Типичные туристы — чаще женщины (25% vs. 20% среди мужчин), 35-44-летние (31%), имеющие высшее или неоконченное высшее образование (37%), довольные своим материальным положением (30%) и проживающие в Москве или Санкт-Петербурге (48%). |
Самым востребованным заграничным направлением стала Турция, за последние 5 лет там побывало столько же, сколько и в странах Шенгенской зоны вместе взятых — 8% (vs. 9%). Она не только выигрывает по таким параметрам, как близость, доступность, высокий уровень сервиса и простота въезда, но и входит в топ-5 наиболее дружественных России стран[1].
Не выезжали за границу последние 5 лет 77% россиян. Среди граждан со средним образованием и ниже, селян и активных телезрителей таких большинство (90-97%, 90% и 96% соответственно).
Шенгеном сыт не будешь |
С учетом невысокой востребованности заграничных поездок ожидаема и доля имеющих соответствующие документы. На сегодняшний день загранпаспорт есть у 29% россиян, шенгенская виза — только у 2%. В группе тех, кто за последние 5 лет бывал за границей, показатели ощутимо выше — 76% и 8% соответственно. Ничего из перечисленного нет у 70% наших сограждан.
Похвастаться наличием загранпаспорта могут в основном «типичные путешественники»: 35-44-летние (39%), высокообразованные (45%), финансово обеспеченные (37%) и жители обеих столиц (52%). В то же время доля обладателей шенгенской визы в России варьируется лишь в зависимости от места проживания: в Москве и Санкт-Петербурге она есть у каждого десятого (10%), что в 5 раз выше среднероссийского показателя.
Получать или обновлять загранпаспорт в ближайшее время планирует каждый восьмой (12%). В группе его нынешних обладателей — 20%, каждый пятый. В связи с этим можно предположить, что речь идет скорее о замене существующего документа, нежели о получении нового: те, кто путешествовал, продолжит заграничные поездки, а кто не выезжал за пределы России едва ли сделает это в обозримом будущем. Непростая геополитическая ситуация не помеха путешествиям для молодежи 18-34 лет (16-21%) и жителей мегаполисов (20%).
Получать шенгенскую визу в ближайшее время планируют лишь 1% опрошенных, на основе чего можно сделать вывод, что усложнение процедуры выдачи визы коснется в России абсолютного меньшинства граждан.
[1] По данным августовского опроса ВЦИОМ, 17% россиян назвали Турцию дружественной России страной.
Ограничения на зарубежные поездки действуют уже более двух лет, с момента их введения из-за пандемии. Ожидаемый выход из ситуации ограниченной межстрановой мобильности совпал для россиян с ограничениями на пользование картами мировых платежных систем за рубежом. За время пандемии у многих истек срок действия ранее полученных шенгенских виз, а целесообразность получения новых (независимо от проводимой западными странами визовой политики) не так уж очевидна.
Если раньше романтическая поездка в Венецию на выходные для среднего класса была вполне реализуемой, то сегодня существенно увеличившаяся длительность перелетов, сложности с бронированием отелей, необходимость наличия достаточных для оплаты услуг наличных средств в валюте стремительно снизили привлекательность европейского туристического направления. Логистические и операционные издержки поездок в европейские страны несопоставимы с целью краткосрочного одно-двухнедельного отдыха, поэтому россияне отдают предпочтение более простым решениям. По сути, в актуальной ситуации упразднение упрощенной процедуры выдачи шенгенских виз ничего кардинально не меняет.
Однако в целом снижение интенсивности межкультурного взаимодействия с европейскими странами, которое осуществлялось в том числе посредством туристического обмена, увеличивает социальную дистанцию между народами, и в этом сложно найти что-либо позитивное.
За последние годы объем туристических потоков в безвизовые страны превышал частоту посещения государств шенгенской зоны. Сегодня же этот тренд однозначно усилился. Если для старших поколений страны постсоветского пространства воспринимались как “свои”, их посещение воспринималось, скорее, как внутренний туризм, то для молодежи это страны древней культуры и архитектуры, характеризующиеся ярким колоритом. Если говорить о выездном туризме, то в перспективе популярность этих направлений будет нарастать.