Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Сергей Петров/NEWS.ru/ТАСС
Бизнес

Российский автопром: тернистый путь к технологическому суверенитету

Курс на технологический суверенитет в автопроме находит отклик у россиян. По отношению к новой автомобильной промышленной политике наши соотечественники испытывают преимущественно надежду, оптимизм и интерес.
Фото:
Коротко о главном
  • 85% считают в той или иной степени важным достижение Россией технологической независимости в легковом автомобилестроении.
  • Топ-3 эмоций/чувств по отношению ко взятому курсу на техносуверенитет: надежда (46%), оптимизм (32%) и интерес (26%).
  • 57% россиян в той или иной степени интересна информация о развитии легкового отечественного автопрома.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 85% считают в той или иной степени важным достижение Россией технологической независимости в легковом автомобилестроении.
  • Топ-3 эмоций/чувств по отношению ко взятому курсу на техносуверенитет: надежда (46%), оптимизм (32%) и интерес (26%).
  • 57% россиян в той или иной степени интересна информация о развитии легкового отечественного автопрома.

МОСКВА, 20 мая 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян, посвященного технологическому суверенитету отечественного легкового автопрома.

Курс на независимость

Сегодня в России предпринимаются активные шаги по разработке и внедрению отечественных продуктов, сервисов и решений, конечная цель которых — обеспечение технологического суверенитета страны. Например, активная работа по импортозамещению ведется в автомобильной промышленности: по данным Росстата, выпуск легковых автомобилей в марте 2024 г. вырос на 87% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а всего за первый квартал 2024 г. с российских конвейеров сошло более 160 тыс. легковых автомобилей. Согласно результатам исследования ВЦИОМ, курс на достижение технологической независимости в автомобилестроении, как и его информационное сопровождение, скорее находит поддержку у россиян. Повышенный интерес к новостям развития этой отрасли демонстрируют потенциальные покупатели авто.

Про важность суверенитета с надеждой и оптимизмом

Абсолютное большинство наших сограждан признают важность достижения технологической независимости в легковом автомобилестроении (85%), в том числе каждый второй заявил об этом с полной уверенностью («крайне важно» — 54%). Эта точка зрения находит одинаковый отклик во всех социально-демографических группах: у мужчин и женщин (86% и 84% соответственно), «богатых» и «бедных» (88% и 80% соответственно), молодых и пожилых (87% и 84% соответственно), столичных и сельских жителей (79% и 87% соответственно).

Намерение обзавестись транспортным средством в ближайшие годы также не влияет на ответы: россияне, планирующие крупную покупку, в 88% случаев считают важным достижение технологического суверенитета, не планирующие — в 84%.

Топ-3 доминирующих чувств и эмоций в отношении взятого Россией курса на технологическую независимость в автомобилестроении: надежда (46%), оптимизм (32%) и интерес (26%). Каждый пятый испытывает сомнение (19%, среди планирующих покупку авто — 24%), каждый седьмой — воодушевление (15%). Заметно реже новая промышленная политика вызывает у россиян равнодушие (8%) и негатив (недоверие — 11%, беспокойство, раздражение — по 4%). Последний чаще исходит от опрошенных с наименьшими потребительскими возможностями (сомнение — 30%, недоверие — 25%), тогда как для россиян с хорошим материальным положением в подавляющем большинстве характерен позитив. Например, оптимизм в этой группе испытывают 39% (vs. 16% среди «бедных»), воодушевление — 21% (vs. 9%).

Женщины чаще мужчин думают о технологическом суверенитете с оптимизмом (35% vs. 28%) и интересом (29% vs. 23%), мужчины — с недоверием (14% vs. 8%).

 

Об интересе к новостям автопромышленности…

Информация о развитии легкового отечественного автопрома в той или иной степени интересна 57% россиян, в группе планирующих приобретение автомобиля в ближайшие пять лет — семерым из десяти (70%). Интерес к такой информации отсутствует у 41% наших сограждан.

Больше других эта тема привлекает мужчин (65% vs. 50% женщин), россиян с хорошим материальным положением (64%) и приверженцев смешанной модели медиапотребления (65%). Интерес к новостям отечественного автопрома также чаще декларируют старшие миллениалы (61%) и россияне, чье взросление пришлось на период перестройки (66%).

…и интенсивности их освещения в СМИ

Мнения россиян об интенсивности освещения новостей отечественного автопрома разделились примерно поровну: 39% считают, что в СМИ достаточно информации о развитии российского автомобилестроения, 43% — недостаточно. Затруднились оценить интенсивность освещения данной темы 18%.

Чаще всего содержательный ответ давали те, кто комбинирует телесмотрение с просмотром контента в интернете: доля затруднившихся в этой группе составляет только 13% (vs. 29% среди активных телезрителей). Сторонники смешанной модели медиапотребления разделились на два «лагеря»: 41% хватает такой информации в СМИ, 46% — не хватает. Запрос на более активное освещение новостей о развитии отечественного легкового автомобилестроения также демонстрируют мужчины («недостаточно» — 49%), жители городов-миллионников (49%) и старшие миллениалы (50%).

Еще один дифференцирующий фактор — интерес к теме. Среди интересующихся информацией об успехах отечественного автопрома наблюдается перевес в сторону тех, кто испытывает ее дефицит («СМИ недостаточно освещают» — 50%, «СМИ достаточно освещают» — 41%).

 

Зумеры — одна из немногих социально-демографических групп, которой хватает информации о развитии отечественного автопрома: достаточным освещение подобных новостей считает каждый второй — 49%. В соседнем цифровом поколении показатель составляет 41%, а среди россиян постарше эта доля варьирует от 37% до 39%.

8 мая 2024 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 8 мая 2024 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7686; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0118; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,0715. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом: 

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

В отечественном автомобилестроении взят курс на достижение технологической независимости — на разработку собственных технологий производства современных автомобилей. Как Вы считаете, насколько важно или неважно для нашей страны достичь технологической независимости в легковом автомобилестроении?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

В % от планирующих покупку легкового автомобиля в ближайшие 5 лет (доля группы — 32%)

Крайне важно

54

58

Скорее важно

31

30

Скорее не важно

5

4

Совсем не важно

5

5

Затрудняюсь ответить

5

3

Какие слова лучше всего описывают Ваши чувства относительно взятого курса на достижение Россией технологической независимости в легковом автомобилестроении?

(закрытый вопрос, до трех ответов, в % от всех опрошенных, представлены ответы, набравшие 2% и более)

 

Все опрошенные

Надежда

46

Оптимизм

32

Интерес

26

Сомнение

19

Воодушевление

15

Недоверие

11

Равнодушие

8

Беспокойство

4

Раздражение

4

Доверие (из Другого)

2

Радость (из Другого)

2

Другое

4

Затрудняюсь ответить

4

Насколько информация о развитии легкового отечественного автопрома интересна или не интересна лично Вам?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

В % от планирующих покупку легкового автомобиля в ближайшие 5 лет (доля группы — 32%)

Очень интересна

15

19

Скорее интересна

42

51

Скорее не интересна

25

18

Совершенно не интересна

16

10

Затрудняюсь ответить

2

2

Как Вам кажется, сейчас СМИ достаточно или недостаточно освещают развитие легкового отечественного автопрома?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Медиапотребление

Активные телезрители

Активные потребители телевидения и интернета

Активные потребители интернета

Не пользуются интернетом и телевидением

Определенно достаточно

10

13

10

9

16

Скорее достаточно

29

27

31

27

21

Скорее недостаточно

31

25

33

31

17

Совершенно недостаточно

12

6

13

12

16

Затрудняюсь ответить

18

29

13

21

30

ДЕНИС АФАНАСКО
Эксперт по автомобильному рынку ВЦИОМ-Консалтинг

Россияне пока видят отечественный легковой автопром преимущественно в негативном свете. Налицо скепсис и неверие в перспективы отрасли. Такое отношение чревато проблемой с продажами для наших автомобилестроителей, что касается как цен на автомобили, так и маржинальности, и даже привлечения в отрасль так нужных ей квалифицированных кадров.

Одновременно россияне уверены, что собственный автопром нам необходим, и хотели бы больше знать о том, что с ним происходит. Люди хоть и ругают наш автопром, но желают его восстановления. Негатив отражает боль, скрытое сопереживание граждан за пока невыдающийся результат. А значит, почва для резкой смены имиджа отрасли практически готова. Ждем действий!

Более подробно – в нашей экспертизе


20 мая 2024
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07