МОСКВА, 20 мая 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян, посвященного технологическому суверенитету отечественного легкового автопрома.
Курс на независимость |
Сегодня в России предпринимаются активные шаги по разработке и внедрению отечественных продуктов, сервисов и решений, конечная цель которых — обеспечение технологического суверенитета страны. Например, активная работа по импортозамещению ведется в автомобильной промышленности: по данным Росстата, выпуск легковых автомобилей в марте 2024 г. вырос на 87% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а всего за первый квартал 2024 г. с российских конвейеров сошло более 160 тыс. легковых автомобилей. Согласно результатам исследования ВЦИОМ, курс на достижение технологической независимости в автомобилестроении, как и его информационное сопровождение, скорее находит поддержку у россиян. Повышенный интерес к новостям развития этой отрасли демонстрируют потенциальные покупатели авто.
Про важность суверенитета с надеждой и оптимизмом |
Абсолютное большинство наших сограждан признают важность достижения технологической независимости в легковом автомобилестроении (85%), в том числе каждый второй заявил об этом с полной уверенностью («крайне важно» — 54%). Эта точка зрения находит одинаковый отклик во всех социально-демографических группах: у мужчин и женщин (86% и 84% соответственно), «богатых» и «бедных» (88% и 80% соответственно), молодых и пожилых (87% и 84% соответственно), столичных и сельских жителей (79% и 87% соответственно).
Намерение обзавестись транспортным средством в ближайшие годы также не влияет на ответы: россияне, планирующие крупную покупку, в 88% случаев считают важным достижение технологического суверенитета, не планирующие — в 84%.
Топ-3 доминирующих чувств и эмоций в отношении взятого Россией курса на технологическую независимость в автомобилестроении: надежда (46%), оптимизм (32%) и интерес (26%). Каждый пятый испытывает сомнение (19%, среди планирующих покупку авто — 24%), каждый седьмой — воодушевление (15%). Заметно реже новая промышленная политика вызывает у россиян равнодушие (8%) и негатив (недоверие — 11%, беспокойство, раздражение — по 4%). Последний чаще исходит от опрошенных с наименьшими потребительскими возможностями (сомнение — 30%, недоверие — 25%), тогда как для россиян с хорошим материальным положением в подавляющем большинстве характерен позитив. Например, оптимизм в этой группе испытывают 39% (vs. 16% среди «бедных»), воодушевление — 21% (vs. 9%).
Женщины чаще мужчин думают о технологическом суверенитете с оптимизмом (35% vs. 28%) и интересом (29% vs. 23%), мужчины — с недоверием (14% vs. 8%). |
Об интересе к новостям автопромышленности… |
Информация о развитии легкового отечественного автопрома в той или иной степени интересна 57% россиян, в группе планирующих приобретение автомобиля в ближайшие пять лет — семерым из десяти (70%). Интерес к такой информации отсутствует у 41% наших сограждан.
Больше других эта тема привлекает мужчин (65% vs. 50% женщин), россиян с хорошим материальным положением (64%) и приверженцев смешанной модели медиапотребления (65%). Интерес к новостям отечественного автопрома также чаще декларируют старшие миллениалы (61%) и россияне, чье взросление пришлось на период перестройки (66%).
…и интенсивности их освещения в СМИ |
Мнения россиян об интенсивности освещения новостей отечественного автопрома разделились примерно поровну: 39% считают, что в СМИ достаточно информации о развитии российского автомобилестроения, 43% — недостаточно. Затруднились оценить интенсивность освещения данной темы 18%.
Чаще всего содержательный ответ давали те, кто комбинирует телесмотрение с просмотром контента в интернете: доля затруднившихся в этой группе составляет только 13% (vs. 29% среди активных телезрителей). Сторонники смешанной модели медиапотребления разделились на два «лагеря»: 41% хватает такой информации в СМИ, 46% — не хватает. Запрос на более активное освещение новостей о развитии отечественного легкового автомобилестроения также демонстрируют мужчины («недостаточно» — 49%), жители городов-миллионников (49%) и старшие миллениалы (50%). Еще один дифференцирующий фактор — интерес к теме. Среди интересующихся информацией об успехах отечественного автопрома наблюдается перевес в сторону тех, кто испытывает ее дефицит («СМИ недостаточно освещают» — 50%, «СМИ достаточно освещают» — 41%). |
Зумеры — одна из немногих социально-демографических групп, которой хватает информации о развитии отечественного автопрома: достаточным освещение подобных новостей считает каждый второй — 49%. В соседнем цифровом поколении показатель составляет 41%, а среди россиян постарше эта доля варьирует от 37% до 39%.
Россияне пока видят отечественный легковой автопром преимущественно в негативном свете. Налицо скепсис и неверие в перспективы отрасли. Такое отношение чревато проблемой с продажами для наших автомобилестроителей, что касается как цен на автомобили, так и маржинальности, и даже привлечения в отрасль так нужных ей квалифицированных кадров.
Одновременно россияне уверены, что собственный автопром нам необходим, и хотели бы больше знать о том, что с ним происходит. Люди хоть и ругают наш автопром, но желают его восстановления. Негатив отражает боль, скрытое сопереживание граждан за пока невыдающийся результат. А значит, почва для резкой смены имиджа отрасли практически готова. Ждем действий!
Более подробно – в нашей экспертизе