МОСКВА, 23 января 2025 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян, приуроченного ко Дню студента.
Вспоминайте иногда вашего студента! |
Студенчество — особый этап в жизни, наполненный яркими впечатлениями, эмоциями и открытиями. Это время, когда формируются не только знания и профессиональные навыки, но и ценности, взгляды на мир, устанавливаются социальные связи, которые могут длиться всю жизнь. Как показал январский замер ВЦИОМ, студенчество и студенты вызывают у россиян преимущественно позитивные ассоциации. В 24% случаев речь идет о прекрасной, беззаботной поре, веселой жизни, золотых годах юности и радости. Почти столько же (23%) набирают новые горизонты развития — возможности, перспективы, будущее и движение вперед. Еще 23% ответов касаются всего, что связано с образовательным процессом: обучение, институт, сессия, экзамены, общежитие, профессия.
Каждый шестой россиянин при упоминании студентов и студенчества думает о молодом поколении, молодости и юности (18%), некоторые вспоминают свою студенческую молодость (4%), думают о детях и внуках (2%), еще 3% связывают студенчество с новыми связями, как дружескими, так и любовными. Впрочем, для части наших сограждан студенческая пора несет негативные коннотации: сложный, тяжелый период, страх и бессонные ночи, разочарование и потерянное время, а также низкий уровень образования (13%).
В общей сложности содержательный ответ на этот вопрос смогли дать 74%; 11% признались, что у них нет никаких ассоциаций со студентами и студенчеством, а 15% затруднились назвать таковые. Однако в целом студенчество в глазах большинства россиян ассоциируется со временем возможностей, перспектив и развития.
Студент уже не голодный! |
Известное выражение гласит, что студенты — народ «вечно голодный», намекая на их пустые карманы. Представления заметно изменились: сегодня 40% россиян уверены, что материальное положение студентов за последние 15-20 лет стало лучше, это максимум за все время измерений с 2006 г., когда показатель был в два раза ниже (2006, 2011 г. — по 20%). При этом наибольший оптимизм в этом вопросе демонстрируют зумеры и миллениалы, то есть те, кто или сам является студентом, или был им совсем недавно (43-46%).
Одновременно с этим сокращается доля тех, кто, напротив, замечает ухудшение ситуации: с 53% в 2006 г. до 20% в текущем замере. Еще 15% в наши дни считают, что за 15-20 лет ничего не поменялось. Такие данные в целом могут свидетельствовать о реальных изменениях в жизни студентов и о более доступных возможностях для заработка.
И кругозор все шире и шире! |
Положительная динамика наблюдается и в оценках того, как в последние 15-20 лет изменился кругозор студентов, их общий культурный уровень. С 2011 г. показатель рос и достиг максимума в текущем замере: сегодня 38% россиян отмечают, что кругозор и общий культурный уровень студентов изменились в лучшую сторону (+19 п.п. к 2011 г.). Обратного мнения придерживаются 27% (−16 п.п. к 2011 г.), а 14% полагают, что ничего не изменилось. Чаще других положительные оценки на этот вопрос дают зумеры и миллениалы (по 43%), а также граждане с образованием на уровне полного среднего и среднего специального (42-43%). А вот аудитория с высшим и незаконченным высшим образованием, напротив, оказалась скептичнее: более трети (36%) замечают, что кругозор студентов стал беднее.
И на работу устроиться легче! |
Заметно более оптимистично россияне стали оценивать и возможности найти высокооплачиваемую работу молодым специалистам. Значительная часть опрошенных (37%) полагают, что в наши дни это сделать легче, чем 15-20 лет назад. В предыдущие замеры (2006, 2011, 2013, 2015 и 2017 гг.) показатель был ниже в два-пять раз (7-18%). Соответственно, сократилась доля тех, кто видит ухудшение ситуации: с 64-65% в 2006 г. и 2011 г. до 26% в текущем периоде. При этом сами «сегодняшние студенты» еще чаще подтверждают, что высокооплачиваемую работу найти легче, чем раньше (47% среди зумеров). Не замечают каких-либо изменений 19% россиян.
А вот с компетенциями стало похуже… |
Если, по мнению россиян, современные студенты стали жить богаче, то с уровнем их профессиональной подготовки все обстоит не так гладко. Наши сограждане чаще склоняются к тому, что за последние полтора-два десятилетия студенты стали менее компетентны (39%). Это максимум с 2013 г. (2013 г. — 31%, 2015 г. — 28%, 2017 г. — 33%), но ниже, чем в 2011 г. (44%). Об улучшении ситуации говорит четверть опрошенных (25%), в сравнении с 2015–2017 гг. динамика отрицательная (тогда так считали по 29%).
В большей степени в высокий уровень подготовки студентов верят зумеры, то есть «сегодняшние студенты» (37%). Показатель выше и среди граждан со средним специальным образованием (33% vs. 25% среди всех россиян), чего нельзя сказать о тех, кто имеет высшее или незаконченное высшее образование: в этой группе почти каждый второй (48% vs. 39% среди всех россиян) говорит об ухудшении ситуации.
И к преподавателям есть вопросы… |
Около трети россиян (31%) полагают, что за последние 15-20 лет ситуация в отношении преподавателей к своей работе изменилась в худшую сторону. Это не самый высокий показатель за время наблюдений, в 2006 г. и в 2011 г. он был выше (46% и 39% соответственно), но самый высокий с 2013 г. (2013 г. — 26%, 2015 г. — 22%). Изменения к лучшему ощущают 19% опрошенных, это на 7 п.п. ниже, чем в предыдущем замере (2015 г. — 26%). То есть некий «кризис» ситуации пришелся на последние десять лет. По крайней мере, так ощущают россияне. Достаточно часто этот вопрос вызывал затруднение (32%), а 18% отметили, что ничего не изменилось.
Вновь наиболее оптимистичными оказались зумеры: треть из них сказали об улучшении ситуации с тем, как преподаватели относятся к своей работе (34% vs. 19% среди всех россиян). А наиболее пессимистичными — причастные к высшей школе, те, кто имеет высшее или незаконченное высшее образование (34% заметили ухудшение ситуации).
Заключение |
Полученные данные показывают значительные изменения в восприятии студенчества в последние десятилетия, и эти сдвиги как в положительную, так и в отрицательную сторону.
Повышение оценок материального положения студентов — один из самых заметных и положительных трендов. Особенно высокие оценки дают молодые поколения, такие как зумеры и миллениалы, что, вероятно, отражает их личный опыт. Такой тренд свидетельствует, что студенческая жизнь, по мнению россиян, становится менее напряженной в финансовом плане.
Вызывает оптимизм и рост культурного уровня студентов. Это может быть связано с глобализацией образовательных процессов, увеличением доступа к информации и культуре, а также с внедрением новых методов обучения, направленных на расширение кругозора. Молодежь, будучи активным участником образовательной системы, особо восприимчива к таким изменениям и, возможно, уже формирует свою идентичность и мировоззрение, ориентируясь на разнообразие знаний. Однако важно отметить, что такой рост наблюдается в первую очередь среди молодежи и людей с полным средним и средним специальным образованием, но не характерен для аудитории с высшим образованием. Позитивный сдвиг наблюдается также в восприятии карьерных перспектив. По-видимому, это связано со снижением барьеров для трудоустройства молодежи и расширением возможностей для трудоустройства в последние годы.
Одним из самых тревожных аспектов является снижение оценки профессиональной подготовки студентов. Вероятно, воспринимаемое россиянами ухудшение компетенций студентов за последние два десятилетия указывает на все более отчетливую диспропорцию между теоретическими знаниями студентов и реальными потребностями работодателей. Этот тренд сигнализирует о растущем разрыве между образовательной системой и рынком труда, что в свою очередь может означать, что образовательные программы не успевают адаптироваться к быстро меняющимся условиям экономики и технологий. Проблемы с подготовкой специалистов, способных эффективно работать в условиях высокой конкуренции и технологических изменений, становятся серьезным вызовом для всей образовательной системы.
Еще один негативный тренд — оценка падения вовлеченности преподавателей. Несмотря на некоторые положительные изменения, значительная часть россиян считают, что преподаватели стали менее заинтересованы в своей профессии. Это тревожный сигнал, указывающий на возможные проблемы с мотивацией преподавательского состава, высокими рабочими нагрузками, недостатком профессионального роста и поддержки.
«Положительные изменения взглядов россиян в отношении студенчества – это, с одной стороны, результат работы по развитию молодежной политики в течение последних трех лет, поскольку студентам в ней уделялось особое внимание и было предпринято много усилий для того, чтобы сделать обучение в вузах более комфортным и удобным, а внеучебную активность яркой и интересной. А с другой стороны, следствие развития технологий. Студент действительно перестает быть голодным, потому что теперь ему значительно проще работать и зарабатывать во время учебы и делать это можно онлайн, сохраняя время и для занятий.
В то же время подработка в студенческие годы – это одно, а выстраивание карьеры и профессиональная реализация – другое. И, к сожалению, сегодня все еще сохраняется разрыв между теми навыками, которые студент получает в вузе и теми запросами, которые к нему предъявляет работодатель. И этот разрыв отчасти и лежит в основе мнения о том, что компетенции студентов стали чуть хуже. Возможно ли вообще привести образование в полное соответствие с запросами рынка труда, особенно с учетом скорости его изменений, вопрос философский. Но работу по этому направлению точно нужно продолжать».