Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Образование

Российские студенты: вчера, сегодня… завтра?

Россияне считают, что студенты стали богаче, их кругозор стал шире, а работу найти им проще. Но вот уровень их профессиональных компетенций оставляет желать лучшего.
Фото:
Коротко о главном
  • 40% россиян считают, что материальное положение студентов в последние 15-20 лет улучшилось (+20 п.п. к 2006, 2011 гг.), 20% — что ухудшилось (−33 п.п. к 2006 г.).
  • 37% полагают, что найти высокооплачиваемую работу молодым специалистам сегодня легче (+26 п.п. к 2017 г.). 26% — что стало труднее (−14 п.п. к 2015, 2017 гг.)
  • 39% отметили, что профессиональные компетенции студентов стали хуже  (+11 п.п. к 2015 г.), а 25% — что лучше (−4 п.п. к 2015 г.).
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 40% россиян считают, что материальное положение студентов в последние 15-20 лет улучшилось (+20 п.п. к 2006, 2011 гг.), 20% — что ухудшилось (−33 п.п. к 2006 г.).
  • 37% полагают, что найти высокооплачиваемую работу молодым специалистам сегодня легче (+26 п.п. к 2017 г.). 26% — что стало труднее (−14 п.п. к 2015, 2017 гг.)
  • 39% отметили, что профессиональные компетенции студентов стали хуже  (+11 п.п. к 2015 г.), а 25% — что лучше (−4 п.п. к 2015 г.).

МОСКВА, 23 января 2025 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян, приуроченного ко Дню студента.

Вспоминайте иногда вашего студента!

Студенчество — особый этап в жизни, наполненный яркими впечатлениями, эмоциями и открытиями. Это время, когда формируются не только знания и профессиональные навыки, но и ценности, взгляды на мир, устанавливаются социальные связи, которые могут длиться всю жизнь. Как показал январский замер ВЦИОМ, студенчество и студенты вызывают у россиян преимущественно позитивные ассоциации. В 24% случаев речь идет о прекрасной, беззаботной поре, веселой жизни, золотых годах юности и радости. Почти столько же (23%) набирают новые горизонты развития — возможности, перспективы, будущее и движение вперед. Еще 23% ответов касаются всего, что связано с образовательным процессом: обучение, институт, сессия, экзамены, общежитие, профессия.

Каждый шестой россиянин при упоминании студентов и студенчества думает о молодом поколении, молодости и юности (18%), некоторые вспоминают свою студенческую молодость (4%), думают о детях и внуках (2%), еще 3% связывают студенчество с новыми связями, как дружескими, так и любовными. Впрочем, для части наших сограждан студенческая пора несет негативные коннотации: сложный, тяжелый период, страх и бессонные ночи, разочарование и потерянное время, а также низкий уровень образования (13%).

В общей сложности содержательный ответ на этот вопрос смогли дать 74%; 11% признались, что у них нет никаких ассоциаций со студентами и студенчеством, а 15% затруднились назвать таковые. Однако в целом студенчество в глазах большинства россиян ассоциируется со временем возможностей, перспектив и развития.

Студент уже не голодный!

Известное выражение гласит, что студенты — народ «вечно голодный», намекая на их пустые карманы. Представления заметно изменились: сегодня 40% россиян уверены, что материальное положение студентов за последние 15-20 лет стало лучше, это максимум за все время измерений с 2006 г., когда показатель был в два раза ниже (2006, 2011 г. — по 20%). При этом наибольший оптимизм в этом вопросе демонстрируют зумеры и миллениалы, то есть те, кто или сам является студентом, или был им совсем недавно (43-46%).

Одновременно с этим сокращается доля тех, кто, напротив, замечает ухудшение ситуации: с 53% в 2006 г. до 20% в текущем замере. Еще 15% в наши дни считают, что за 15-20 лет ничего не поменялось. Такие данные в целом могут свидетельствовать о реальных изменениях в жизни студентов и о более доступных возможностях для заработка.

И кругозор все шире и шире!

Положительная динамика наблюдается и в оценках того, как в последние 15-20 лет изменился кругозор студентов, их общий культурный уровень. С 2011 г. показатель рос и достиг максимума в текущем замере: сегодня 38% россиян отмечают, что кругозор и общий культурный уровень студентов изменились в лучшую сторону (+19 п.п. к 2011 г.). Обратного мнения придерживаются 27% (−16 п.п. к 2011 г.), а 14% полагают, что ничего не изменилось. Чаще других положительные оценки на этот вопрос дают зумеры и миллениалы (по 43%), а также граждане с образованием на уровне полного среднего и среднего специального (42-43%). А вот аудитория с высшим и незаконченным высшим образованием, напротив, оказалась скептичнее: более трети (36%) замечают, что кругозор студентов стал беднее.

И на работу устроиться легче!

Заметно более оптимистично россияне стали оценивать и возможности найти высокооплачиваемую работу молодым специалистам. Значительная часть опрошенных (37%) полагают, что в наши дни это сделать легче, чем 15-20 лет назад. В предыдущие замеры (2006, 2011, 2013, 2015 и 2017 гг.) показатель был ниже в два-пять раз (7-18%). Соответственно, сократилась доля тех, кто видит ухудшение ситуации: с 64-65% в 2006 г. и 2011 г. до 26% в текущем периоде. При этом сами «сегодняшние студенты» еще чаще подтверждают, что высокооплачиваемую работу найти легче, чем раньше (47% среди зумеров). Не замечают каких-либо изменений 19% россиян.

А вот с компетенциями стало похуже…

Если, по мнению россиян, современные студенты стали жить богаче, то с уровнем их профессиональной подготовки все обстоит не так гладко. Наши сограждане чаще склоняются к тому, что за последние полтора-два десятилетия студенты стали менее компетентны (39%). Это максимум с 2013 г. (2013 г. — 31%, 2015 г. — 28%, 2017 г. — 33%), но ниже, чем в 2011 г. (44%). Об улучшении ситуации говорит четверть опрошенных (25%), в сравнении с 2015–2017 гг. динамика отрицательная (тогда так считали по 29%).

В большей степени в высокий уровень подготовки студентов верят зумеры, то есть «сегодняшние студенты» (37%). Показатель выше и среди граждан со средним специальным образованием (33% vs. 25% среди всех россиян), чего нельзя сказать о тех, кто имеет высшее или незаконченное высшее образование: в этой группе почти каждый второй (48% vs. 39% среди всех россиян) говорит об ухудшении ситуации.

И к преподавателям есть вопросы…

Около трети россиян (31%) полагают, что за последние 15-20 лет ситуация в отношении преподавателей к своей работе изменилась в худшую сторону. Это не самый высокий показатель за время наблюдений, в 2006 г. и в 2011 г. он был выше (46% и 39% соответственно), но самый высокий с 2013 г. (2013 г. — 26%, 2015 г. — 22%). Изменения к лучшему ощущают 19% опрошенных, это на 7 п.п. ниже, чем в предыдущем замере (2015 г. — 26%). То есть некий «кризис» ситуации пришелся на последние десять лет. По крайней мере, так ощущают россияне. Достаточно часто этот вопрос вызывал затруднение (32%), а 18% отметили, что ничего не изменилось.

Вновь наиболее оптимистичными оказались зумеры: треть из них сказали об улучшении ситуации с тем, как преподаватели относятся к своей работе (34% vs. 19% среди всех россиян). А наиболее пессимистичными — причастные к высшей школе, те, кто имеет высшее или незаконченное высшее образование (34% заметили ухудшение ситуации).

Заключение

Полученные данные показывают значительные изменения в восприятии студенчества в последние десятилетия, и эти сдвиги как в положительную, так и в отрицательную сторону.

Повышение оценок материального положения студентов — один из самых заметных и положительных трендов. Особенно высокие оценки дают молодые поколения, такие как зумеры и миллениалы, что, вероятно, отражает их личный опыт. Такой тренд свидетельствует, что студенческая жизнь, по мнению россиян, становится менее напряженной в финансовом плане.

Вызывает оптимизм и рост культурного уровня студентов. Это может быть связано с глобализацией образовательных процессов, увеличением доступа к информации и культуре, а также с внедрением новых методов обучения, направленных на расширение кругозора. Молодежь, будучи активным участником образовательной системы, особо восприимчива к таким изменениям и, возможно, уже формирует свою идентичность и мировоззрение, ориентируясь на разнообразие знаний. Однако важно отметить, что такой рост наблюдается в первую очередь среди молодежи и людей с полным средним и средним специальным образованием, но не характерен для аудитории с высшим образованием. Позитивный сдвиг наблюдается также в восприятии карьерных перспектив. По-видимому, это связано со снижением барьеров для трудоустройства молодежи и расширением возможностей для трудоустройства в последние годы.

Одним из самых тревожных аспектов является снижение оценки профессиональной подготовки студентов. Вероятно, воспринимаемое россиянами ухудшение компетенций студентов за последние два десятилетия указывает на все более отчетливую диспропорцию между теоретическими знаниями студентов и реальными потребностями работодателей. Этот тренд сигнализирует о растущем разрыве между образовательной системой и рынком труда, что в свою очередь может означать, что образовательные программы не успевают адаптироваться к быстро меняющимся условиям экономики и технологий. Проблемы с подготовкой специалистов, способных эффективно работать в условиях высокой конкуренции и технологических изменений, становятся серьезным вызовом для всей образовательной системы.

Еще один негативный тренд — оценка падения вовлеченности преподавателей. Несмотря на некоторые положительные изменения, значительная часть россиян считают, что преподаватели стали менее заинтересованы в своей профессии. Это тревожный сигнал, указывающий на возможные проблемы с мотивацией преподавательского состава, высокими рабочими нагрузками, недостатком профессионального роста и поддержки.

12 января 2025 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 12 января 2025 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7710; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0180; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,0823.

Рассчитаны в соответствии с корпоративным стандартом:

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Какие ассоциации возникают у Вас, когда Вы слышите слова «студенты», «студенчество»?

(открытый вопрос, до трех ответов, % от всех опрошенных)

Положительные / приятные / позитивные / хорошие / радость / радостные / веселье / веселая жизнь / лучшее время / лучшие годы / прекрасная пора / золотые годы/ беззаботность / беспечность / легкость/ счастье / счастливая пора

24

Возможности / перспективы / движение вперед/ новизна / что-то новое / перемены / новое поколение / начало / начало жизни / начало пути / всё впереди/ развитие/ рост/ активность / инициативность / энергичность / целеустремленность / свобода / независимость / самостоятельность/ будущее / будущее страны/ надежда / надежда на будущее / надежда на лучшее / молодцы / уважение / талантливая молодежь / образованность / грамотные / умные

23

Образование / обучение / институт / училище / университет / сессия / экзамены / общежитие / учатся / учащиеся / получение образования / профессия / надо учиться / учиться хорошо / нужно быть образованным / знания / новые знания / стремления/ интерес / интересное время / любопытство

23

Молодежь / молодость / молодое поколение / юность

18

Отрицательные, низкий уровень образования / плохое образование в стране / необразованные / сложный период / тяжело учиться / трудности / большая нагрузка / бессонные ночи волнение / беспокойство / страх / тревога / балбесы / безграмотность / бестолковые / лоботрясы / глупость / разочарование / потерянное поколение / бедность / бедные / безденежье / голодные / маленькая стипендия / дороговизна / большая трата денег / большие вложения, расходы / платное образование / плата за учебу

13

Воспоминания / вспоминаю свою молодость, свою учебу / ностальгия / память

4

Друзья / дружба / единство / любовь / влюбленность /общение / опыт общения / коллектив

3

Дети / внуки

2

Никаких

11

Другое

13

Затрудняюсь ответить

15

Если сравнить сегодняшний день с тем, что было 15-20 лет назад, то в какую сторону, по Вашему мнению, произошли изменения: в материальном положении студентов?*

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2006

2011

2013

2015

2025

Ситуация изменилась скорее в лучшую сторону

20

20

18

24

40

Ситуация изменилась скорее в худшую сторону

53

40

24

26

20

Ничего не изменилось

14

19

36

28

15

Затрудняюсь ответить

13

21

22

22

25

*До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.

 

Если сравнить сегодняшний день с тем, что было 15-20 лет назад, то в какую сторону, по Вашему мнению, произошли изменения: в материальном положении студентов?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Ситуация изменилась скорее в лучшую сторону

40

39

41

46

43

43

37

39

37

Ситуация изменилась скорее в худшую сторону

20

21

20

19

22

24

20

19

14

Ничего не изменилось

15

15

14

9

15

13

18

14

14

Затрудняюсь ответить

25

25

25

26

20

21

25

28

35

Если сравнить сегодняшний день с тем, что было 15-20 лет назад, то в какую сторону, по Вашему мнению, произошли изменения: в общем культурном уровне, кругозоре студентов?*

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2006

2011

2013

2015

2025

Ситуация изменилась скорее в лучшую сторону

21

19

19

34

38

Ситуация изменилась скорее в худшую сторону

47

43

28

24

27

Ничего не изменилось

18

16

33

20

14

Затрудняюсь ответить

14

22

20

22

21

*До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.

 

Если сравнить сегодняшний день с тем, что было 15-20 лет назад, то в какую сторону, по Вашему мнению, произошли изменения: в общем культурном уровне, кругозоре студентов?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Ситуация изменилась скорее в лучшую сторону

38

34

41

43

43

43

36

32

34

Ситуация изменилась скорее в худшую сторону

27

27

28

27

25

27

31

29

18

Ничего не изменилось

14

17

12

18

17

13

15

12

13

Затрудняюсь ответить

21

22

19

12

15

17

18

27

35

Если сравнить сегодняшний день с тем, что было 15-20 лет назад, то в какую сторону, по Вашему мнению, произошли изменения: с возможностями для молодых специалистов получить высокооплачиваемую работу?*

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2006

2011

2013

2015

2017

2025

Ситуация изменилась скорее в лучшую сторону

12

7

8

18

11

37

Ситуация изменилась скорее в худшую сторону

64

65

45

40

40

26

Ничего не изменилось

13

11

32

23

40

19

Затрудняюсь ответить

11

17

15

19

9

18

*До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.

 

Если сравнить сегодняшний день с тем, что было 15-20 лет назад, то в какую сторону, по Вашему мнению, произошли изменения: с возможностями для молодых специалистов получить высокооплачиваемую работу?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Ситуация изменилась скорее в лучшую сторону

37

40

35

47

35

43

39

32

28

Ситуация изменилась скорее в худшую сторону

26

24

27

33

29

24

22

29

18

Ничего не изменилось

19

18

20

17

21

15

22

18

26

Затрудняюсь ответить

18

18

18

3

15

18

17

21

28

Если сравнить сегодняшний день с тем, что было 15-20 лет назад, то в какую сторону, по Вашему мнению, произошли изменения: в уровне профессиональной подготовки выпускников?*

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2011

2013

2015

2017

2025

Ситуация изменилась скорее в лучшую сторону

17

16

29

29

25

Ситуация изменилась скорее в худшую сторону

44

31

28

33

39

Ничего не изменилось

18

33

21

26

15

Затрудняюсь ответить

21

20

22

12

21

*До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.

 

Если сравнить сегодняшний день с тем, что было 15-20 лет назад, то в какую сторону, по Вашему мнению, произошли изменения: в уровне профессиональной подготовки выпускников?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Ситуация изменилась скорее в лучшую сторону

25

25

26

37

23

27

21

25

30

Ситуация изменилась скорее в худшую сторону

39

38

40

24

39

40

44

40

30

Ничего не изменилось

15

15

15

23

20

13

15

11

14

Затрудняюсь ответить

21

22

19

16

18

20

20

24

26

Если сравнить сегодняшний день с тем, что было 15-20 лет назад, то в какую сторону, по Вашему мнению, произошли изменения: в отношении преподавателей к своей работе?*

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2006

2011

2013

2015

2025

Ситуация изменилась скорее в лучшую сторону

12

11

16

26

19

Ситуация изменилась скорее в худшую сторону

46

39

26

22

31

Ничего не изменилось

23

26

35

27

18

Затрудняюсь ответить

19

24

23

25

32

*До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.

 

Если сравнить сегодняшний день с тем, что было 15-20 лет назад, то в какую сторону, по Вашему мнению, произошли изменения: в отношении преподавателей к своей работе?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Ситуация изменилась скорее в лучшую сторону

19

19

19

34

17

19

17

19

17

Ситуация изменилась скорее в худшую сторону

31

29

33

34

35

31

34

29

23

Ничего не изменилось

18

19

18

20

24

20

19

14

16

Затрудняюсь ответить

32

33

30

12

24

30

30

38

44

Даниил Ермолаев
Директор ВЦИОМ-Консалтинг по развитию

«Положительные изменения взглядов россиян в отношении студенчества – это, с одной стороны, результат работы по развитию молодежной политики в течение последних трех лет, поскольку студентам в ней уделялось особое внимание и было предпринято много усилий для того, чтобы сделать обучение в вузах более комфортным и удобным, а внеучебную активность яркой и интересной. А с другой стороны, следствие развития технологий. Студент действительно перестает быть голодным, потому что теперь ему значительно проще работать и зарабатывать во время учебы и делать это можно онлайн, сохраняя время и для занятий. 

В то же время подработка в студенческие годы – это одно, а выстраивание карьеры и профессиональная реализация – другое. И, к сожалению, сегодня все еще сохраняется разрыв между теми навыками, которые студент получает в вузе и теми запросами, которые к нему предъявляет работодатель.  И этот разрыв отчасти и лежит в основе мнения о том, что компетенции студентов стали чуть хуже.  Возможно ли вообще привести образование в полное соответствие с запросами рынка труда, особенно с учетом скорости его изменений, вопрос философский. Но работу по этому направлению точно нужно продолжать».


23 января 2025
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07