МОСКВА, 22 декабря 2005 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, что россияне понимают под местным самоуправлением; какие органы к нему относят, как оценивают их работу, а также об уровне информированности россиян о реформе местного самоуправления и их прогнозах относительно последствий реформы.
Респонденты неоднозначно трактуют понятие местного самоуправления: для 46% это – представительство государства на местах, предназначенное для исполнения распоряжений государственной власти, для 41% – форма осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения. Среди опрошенных с высшим и незаконченным высшим образованием преобладает мнение, что это форма народовластия (49% против 42%), среди остальных респондентов – что это представительство государства на местах, особенно популярно это мнение в группе с образованием ниже среднего (51% против 29%).
К органам местного самоуправления респонденты, как правило, относят городскую или районную законодательную и исполнительную ветви власти (48–62%). Хотя немало и тех, кто сюда же причисляет органы власти уровня субъекта РФ – администрацию (36%), главу области, края, республики (22%), законодательный орган (18%). Президента и правительство страны считают органами местного управления 3–4% опрошенных.
Респонденты скорее отрицательно оценивают работу коммунальных служб (+29, –65%); законодательного органа города, района, посёлка, села (+31, –47%); администрации и сотрудников собесов, служб занятости и других социальных учреждений (+40, –44%). Скорее нейтрально – деятельность администрации (мэрии) своего города, района, посёлка, села (+46, –47%).
Большинство опрошенных (61%) не знают, что в настоящее время в ряде регионов России идет подготовка к реформе местного самоуправления, а в других регионах эта реформа уже началась; знают об этом 36% опрошенных. Уровень информированности о реформе в Москве и Санкт-Петербурге выше (43%), чем в других типах поселения (34–38%).
Указывают, что хорошо знают те или иные основные положения нового закона о реформе местного самоуправления, лишь 5–9% опрошенных. Лучше всего респонденты информированы о том, что каждое муниципальное образование будет иметь собственный бюджет и распоряжаться им (хорошо знают или что-то слышали об этом 39% опрошенных), что будет проведено новое деление территорий на муниципальные образования (38%); что население муниципального округа может самостоятельно с помощью референдума (или схода граждан) решать местные проблемы (34%). Меньшему числу опрошенных знакомы положения закона о том, что муниципальные образования будут формироваться на двух территориальных уровнях: «нижний уровень» (город, село) и «верхний уровень» (муниципальные районы и городские округа) (29%), а также что муниципальные образования смогут передавать часть своих полномочий другим органам власти (региональным или другим муниципальным) вместе с соответствующими бюджетными средствами (27%).
После реализации этой реформы в городе, посёлке, где проживают респонденты, всё останется по-прежнему, считают 46% опрошенных. Ожидают каких-либо изменений 32% россиян, в их числе 15% прогнозируют положительные сдвиги, практически столько же, 17%, – отрицательные. Точка зрения, что всё сохранится таким, каким было до реформы, преобладает во всех типах поселения, особенно в сёлах (53%). Среди тех, кто предполагает, что грядут перемены, в сёлах чаще ожидают изменений в худшую сторону (+10, –16%), в крупных городах – в лучшую (+18, –13%).