МОСКВА, 30 сентября 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ по заказу Института региональных проблем представляет результаты опроса россиян 18–59 лет о временной занятости.
Работа тут и там |
Работа в других регионах — одна из стратегий в условиях ограниченных возможностей на местном рынке труда.
Аналитический центр ВЦИОМ выяснил, что для россиян временная работа или подработка — это прежде всего инструмент гибкости: важно самому управлять временем и доходом, быстро включаться в работу и не сталкиваться с лишней бюрократией.
Работа или подработки в других регионах являются опытом значительной части россиян экономически активного возраста (18–59 лет): каждый третий в последние 10 лет трудился за пределами своего региона. Но такие практики довольно регулярны (четверть опрошенных выезжала в другие регионы для подработки 2–5 раз и более, каждый пятый — для работы). Существенная характеристика такой работы — отсутствие постоянной регистрации (51–56%), чаще всего работа и подработки в других регионах проходят «без регистрации», то есть люди выезжали временно, не оформляя своего пребывания официально. При этом около трети респондентов отмечают важность возможности зарабатывать независимо от места прописки.
Наибольшая вовлеченность в подобные практики характерна для молодежи. Особенно заметно это среди респондентов в возрасте до 30 лет, где трудовая мобильность выражена значительно выше, чем у более старших поколений. Гендерные различия также заметны: мужчины чаще, чем женщины, выезжали на подработки или полноценную работу в другие регионы. Как правило, это связано со спецификой распределения семейных и профессиональных обязанностей, но может отражать и в целом различия мужчин и женщин в готовности к трудовой миграции.
Потенциал трудовой мобильности |
Внутренняя мобильность рассматривается россиянами как реальный ресурс, особенно для адаптации к экономическим условиям: поиск временной работы в другом регионе допускают шесть из десяти среди всех опрошенных и восемь из десяти среди тех, кто уже имеет такой опыт. Видимо, попробовав работу в другом регионе, человек легче воспринимает подобные стратегии как приемлемые.
Мужчины чаще выражают готовность к трудовой мобильности, чем женщины, хотя и среди женщин она также остается достаточно высокой. Наибольшая склонность к поиску работы в другом регионе фиксируется в возрастных группах среднего и старшего трудоспособного возраста, где осознание экономических выгод перевешивает барьеры, связанные с перемещением.
Жители крупных и средних городов, включая миллионники, в целом не менее готовы к мобильности, чем жители малых городов и сел. Однако именно в населенных пунктах до 100 тысяч человек и в сельской местности отмечается чуть более высокая готовность к выезду, что, вероятно, отражает ограниченность локального рынка труда и необходимость искать работу за пределами места проживания.
Куда пойти работать? |
По версии россиян в целом рынок труда быстрой временной работы представлен сферами с минимальными требованиями к квалификации. В качестве подработки респонденты чаще всего выбирают деятельность курьера, водителя такси, сотрудника пункта выдачи заказов (ПВЗ), продавца, разнорабочего, кассира. В целом опрошенные хорошо улавливают вызовы современности, связывая рынок временной занятости с сервисной экономикой.
При этом гендерные различия в представлениях о такой занятости формируют разные «коридоры возможностей»: женщины чаще указывают на работу в ПВЗ и в сфере торговли (продавцы, консультанты, кассиры), а мужчины чаще рассматривают такси, работу грузчиком и в охране, то есть сферы, требующие физической силы или допускающие нестандартные графики.
Жизненный опыт также влияет на представления о рынке временной работы: молодежь до 25 лет чаще называет курьерскую работу и ПВЗ, средний возраст (25–44 года) чаще говорит о такси. Старшие группы (45–59 лет) чаще других выбирают более привычные сферы: продавцы, разнорабочие, охрана.
Гибкость — главный приоритет! |
Для большинства опрошенных главным условием выбора временной работы или подработки при быстром поиске является возможность самостоятельно формировать график. Эта установка особенно выражена у женщин и у молодежи, что объясняется необходимостью совмещать работу с другими обязанностями (учеба, семья, дети). Можно сказать, гибкость графика становится своеобразной новой «валютой» на рынке временной занятости.
На втором месте — возможность самостоятельно корректировать количество рабочих часов, тем самым влияя на заработок. Особенно высок такой запрос у людей в возрасте 25–34 лет, находящихся в наиболее активной фазе профессиональной и семейной жизни. Треть опрошенных акцентируют внимание на том, чтобы начать работать как можно быстрее, — этот фактор наиболее значим для молодежи до 35 лет.
Автор: Татьяна Смак
«Феномен быстрого трудоустройства и подработки кардинально меняет представления о том, как и где можно работать. Современный рынок предлагает беспрецедентное разнообразие форматов занятости — от курьерских услуг до удаленных проектов, обеспечивая широкий выбор для разных социально-демографических групп.
О востребованности такого формата свидетельствуют результаты опроса Аналитического центра ВЦИОМ: 61% россиян готовы к временной работе в другом регионе, а среди имеющих такой опыт доля достигает 80%. При этом разнообразие предложений позволяет найти подходящий вариант как студентам, так и людям старшего поколения.
Этот тренд, безусловно, ставит перед регуляторами новые вызовы, но именно такая модель доказала свою эффективность как инструмент адаптации к современным экономическим реалиям для миллионов россиян».