МОСКВА, 13 апреля 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования о том, как за три десятилетия изменились объем продовольственных запасов россиян и мотивы их создания.
Большинство россиян декларируют, что имеют продуктовые запасы (85%). По сравнению с 1992 годом этот показатель увеличился на 14 п.п. (1992 г. — 71%). Доля не имеющих запасов сократилась на 6 п.п. (1992 г. — 19%, 2022 г. — 13%).
Более половины граждан имеют столько же запасов, сколько и в прошлом году (61%) — за тридцать лет эта доля увеличилась более чем на треть (+38 п.п., 1992 г. — 23%). Доля тех, кто нарастил запасы продуктов по сравнению с прошлым годом, за рассматриваемый период не изменилась (8%). Уменьшились продовольственные запасы за год еще у 16% наших сограждан, в 1992 году этот показатель был в 2,5 раза выше (40%).
За тридцать лет изменилась мотивация, по которой россияне делают продуктовые запасы. Если в 1992 году граждане запасались в равной степени и из-за опасения повышения цен (40%), и из-а возможного товарного дефицита (42%), то сейчас доминирующим опасением является рост цен (46%). Отсутствие товаров в продаже сегодня реже беспокоит российских граждан, чем в 1992 (29%, −13 п.п. к февралю-марту 1992 г.).
Мотивация создания продовольственных запасов варьируется в зависимости от места проживания. Каждый второй житель села делает запасы в связи с опасением, что вырастут цены (55%), в Москве и Санкт-Петербурге этим мотивом руководствуется каждый третий (35%). Жителей обеих столиц и городов с населением 100-500 тыс. человек чаще беспокоит возможное отсутствие товаров на полках (по 38% vs 21% среди жителей села).
«Прошло уже четверть века, как нет продовольственного дефицита, как не было и резкого повышения цен на продукты питания. Тем не менее, абсолютное большинство россиян продолжают делать продуктовые запасы – ведь только каждый седьмой признался, что не запасается впрок. За тридцать лет наша запасливость никуда не делась, хоть резоны и поменялись.
Сказать, что причиной этого является память о «тощих» девяностых, тоже нельзя: ведь значительная часть сегодняшних россиян слышала о них только из рассказов старших родственников. Скорее всего, мы наблюдаем укорененный в сознании граждан механизм, являющийся частью комплекса адаптационных паттернов, позволяющих россиянам довольно успешно противостоять кризисам – по крайней мере, быть к ним морально готовыми».