МОСКВА, 18 февраля 2025 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса о потребительских предпочтениях россиян.
Продление продовольственного эмбарго актуализировало тему гастрономического патриотизма и создало основу для дальнейшего продвижения на отечественном рынке продукции с маркировкой «Сделано в России». Как показывают результаты свежего опроса ВЦИОМ, несмотря на почти двукратный рост числа «потребителей-космополитов», для которых страна происхождения продукции не имеет значения, в обществе по-прежнему сохраняется лояльность к отечественному производителю. Как и 30 лет назад, при одинаковой цене большая часть наших сограждан отдадут предпочтение более знакомым и понятным продуктам питания российского производства, и лишь немногие выберут импортную продукцию.
В большей степени проявление продуктового патриотизма характерно для старших поколений, что может быть следствием устойчивых потребительских привычек, сформированных в условиях ограниченного выбора в советскую эпоху, а также представлениями о качестве «той самой» продукции, секреты производства которой доступны только «нашим». Зумеры, рожденные в эпоху продуктового изобилия, к стране происхождения продуктов скорее равнодушны.
Примечательно, что приверженность отечественной продукции сохраняется на фоне нивелирования представлений о превосходящем качестве отечественной или, наоборот, зарубежной продукции. Если вплоть до введения продовольственного эмбарго в 2014 г. в обществе доминировало мнение, что отечественные продукты питания качественнее импортных, то начиная с 2015 г. все чаще звучит мнение о сопоставимом качестве — за последние 30 лет сторонников этой точки зрения стало почти вдвое больше. Утратили российские потребители и иллюзии в отношении другого важного критерия выбора продуктов питания: по оценкам опрошенных, сегодня отечественная продукция как минимум не уступает в цене зарубежной, тогда как в 1990-е она считалась более доступной. Выросла за эти годы и неопределенность в ответах на вопрос о стоимости отечественного и импортного: сравнить ее современным потребителям стало гораздо сложнее, что отчасти обусловлено стиранием между ними границ.
Результаты исследования свидетельствуют, что качество и стоимость остаются важными, но не единственными критериями потребительского выбора. Существуют и другие, неочевидные и трудно фиксируемые факторы, например, идеологические и культурные, в том числе мода. Такова особая позиция белорусских продуктов на российском рынке, мода на российские вина или «дубайский» шоколад.
«При сравнении данных опросов, между которыми пролегают целых три десятилетия, важно учитывать исторический контекст и «плоские» выводы могут быть ошибочными: изменилось не столько отношение к импортной и отечественной продукции, сколько изменились сами объекты сравнения. В середине 90-х импортные бренды почти всегда и автоматически означали зарубежное происхождение продукции. Но за 30 лет на российском рынке FMCG произошло смешение всего и вся:
• большинство «импортных» упаковок на полках супермаркетов содержат чисто российскую продукцию;
• многие «чисто российские» бренды – принадлежат (все еще) западным корпорациям, а произведены они могут быть где угодно;
• некоторые российские производители продвигают свою продукцию, ориентируясь на западные, а с некоторых пор и на восточные стандарты упаковки;
• белорусская продукция, маркируемая исключительно на русском языке, воспринимается частью потребителей как отечественная;
• непросто определить, чьей продукцией считать кофе, обжаренный в Ижевске или селедку, засоленную в Бресте...
Для того, чтобы установить, в какой стране произведена та или иная продукция, покупателю еще надо постараться. Если он руководствуется либо соотношением цены и качества, либо только ценой, либо только качеством – а чаще всего – привычкой, страна происхождения и даже бренд уже не так важны. И новые поколения потребителей подтверждают данный тренд».