Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Олег Елков/ТАСС
Экономика

Продовольственный патриотизм

Фактор качества сегодня более важен при выборе продуктов, чем раньше. Но отечественные продукты питания при прочих равных чаще кажутся россиянам более качественными, чем иностранные.
Фото:
Коротко о главном
  • Сегодня две трети россиян (63%, в 1995 — 72%) при одинаковой стоимости предпочтут продукт отечественного производства. Для четверти (25%, в 1995 г. — 15%) страна происхождения не имеет значения. И только 6% выберут импортную продукцию — такой ответ за 30 лет стал звучать в два раза реже (в 1995 г. — 13%).
  • Доля считающих, что качество продуктов не зависит от страны происхождения, выросла за 30 лет с 18 до 30%.   
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Сегодня две трети россиян (63%, в 1995 — 72%) при одинаковой стоимости предпочтут продукт отечественного производства. Для четверти (25%, в 1995 г. — 15%) страна происхождения не имеет значения. И только 6% выберут импортную продукцию — такой ответ за 30 лет стал звучать в два раза реже (в 1995 г. — 13%).
  • Доля считающих, что качество продуктов не зависит от страны происхождения, выросла за 30 лет с 18 до 30%.   

МОСКВА, 18 февраля 2025 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса о потребительских предпочтениях россиян.

Продление продовольственного эмбарго актуализировало тему гастрономического патриотизма и создало основу для дальнейшего продвижения на отечественном рынке продукции с маркировкой «Сделано в России». Как показывают результаты свежего опроса ВЦИОМ, несмотря на почти двукратный рост числа «потребителей-космополитов», для которых страна происхождения продукции не имеет значения, в обществе по-прежнему сохраняется лояльность к отечественному производителю. Как и 30 лет назад, при одинаковой цене большая часть наших сограждан отдадут предпочтение более знакомым и понятным продуктам питания российского производства, и лишь немногие выберут импортную продукцию.

В большей степени проявление продуктового патриотизма характерно для старших поколений, что может быть следствием устойчивых потребительских привычек, сформированных в условиях ограниченного выбора в советскую эпоху, а также представлениями о качестве «той самой» продукции, секреты производства которой доступны только «нашим». Зумеры, рожденные в эпоху продуктового изобилия, к стране происхождения продуктов скорее равнодушны.

Примечательно, что приверженность отечественной продукции сохраняется на фоне нивелирования представлений о превосходящем качестве отечественной или, наоборот, зарубежной продукции. Если вплоть до введения продовольственного эмбарго в 2014 г. в обществе доминировало мнение, что отечественные продукты питания качественнее импортных, то начиная с 2015 г. все чаще звучит мнение о сопоставимом качестве — за последние 30 лет сторонников этой точки зрения стало почти вдвое больше. Утратили российские потребители и иллюзии в отношении другого важного критерия выбора продуктов питания: по оценкам опрошенных, сегодня отечественная продукция как минимум не уступает в цене зарубежной, тогда как в 1990-е она считалась более доступной. Выросла за эти годы и неопределенность в ответах на вопрос о стоимости отечественного и импортного: сравнить ее современным потребителям стало гораздо сложнее, что отчасти обусловлено стиранием между ними границ.

Результаты исследования свидетельствуют, что качество и стоимость остаются важными, но не единственными критериями потребительского выбора. Существуют и другие, неочевидные и трудно фиксируемые факторы, например, идеологические и культурные, в том числе мода. Такова особая позиция белорусских продуктов на российском рынке, мода на российские вина или «дубайский» шоколад.

9 февраля 2025 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 9 февраля 2025 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7700; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0214; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,0929.

Рассчитаны в соответствии с корпоративным стандартом:

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Если бы Вы выбирали между двумя продуктами, имеющими одинаковую цену, один отечественного, другой зарубежного производства, какой из них Вы бы выбрали?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

1995

2025

Отечественного производства

72

63

Зарубежного производства

13

6

Это не имеет значения

15

25

Затрудняюсь ответить

-

6

Если бы Вы выбирали между двумя продуктами, имеющими одинаковую цену, один отечественного, другой зарубежного производства, какой из них Вы бы выбрали?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Поколение цифры (зумеры) (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992—2000)

Старшие миллениалы (1982—1991)

Реформенное поколение (1968—1981)

Поколение застоя (1948—1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Отечественного производства

63

32

50

59

67

73

78

Зарубежного производства

6

7

10

10

7

2

2

Это не имеет значения

25

56

33

25

21

19

15

Затрудняюсь ответить

6

5

7

6

5

6

5

Как Вы думаете, отечественные продукты питания по сравнению с продуктами зарубежного производства чаще всего более высокого качества, такого же качества или более низкого качества?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

1995

2014

2015

2023

2025

Более высокого качества

62

64

42

39

37

Такого же качества

18

24

32

34

30

Более низкого качества

20

8

16

15

16

Затрудняюсь ответить

0

5

10

12

17

Как Вы думаете, отечественные продукты питания по сравнению с продуктами зарубежного производства чаще всего более высокого качества, такого же качества или более низкого качества?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Поколение цифры (зумеры) (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992—2000)

Старшие миллениалы (1982—1991)

Реформенное поколение (1968—1981)

Поколение застоя (1948—1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Более высокого качества

37

26

27

33

38

44

49

Такого же качества

30

52

40

35

30

19

16

Более низкого качества

16

17

22

18

16

15

10

Затрудняюсь ответить

17

5

11

14

16

22

25

Как Вы думаете, отечественные продукты питания по сравнению с продуктами зарубежного производства чаще всего продаются по более высокой цене, по такой же цене или по более низкой цене?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

1995

2025

Более высокая цена

33

27

Такая же цена

28

30

Более низкая цена

39

23

Затрудняюсь ответить

0

20

* До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составлял 1600 респондентов.

Степан Львов
Директор по стратегическому развитию

«При сравнении данных опросов, между которыми пролегают целых три десятилетия, важно учитывать исторический контекст и «плоские» выводы могут быть ошибочными: изменилось не столько отношение к импортной и отечественной продукции, сколько изменились сами объекты сравнения. В середине 90-х импортные бренды почти всегда и автоматически означали зарубежное происхождение продукции. Но за 30 лет на российском рынке FMCG произошло смешение всего и вся:

•    большинство «импортных» упаковок на полках супермаркетов содержат чисто российскую продукцию;

•    многие «чисто российские» бренды – принадлежат (все еще) западным корпорациям, а произведены они могут быть где угодно; 

•    некоторые российские производители продвигают свою продукцию, ориентируясь на западные, а с некоторых пор и на восточные стандарты упаковки;

•    белорусская продукция, маркируемая исключительно на русском языке, воспринимается частью потребителей как отечественная;

•    непросто определить, чьей продукцией считать кофе, обжаренный в Ижевске или селедку, засоленную в Бресте...

Для того, чтобы установить, в какой стране произведена та или иная продукция, покупателю еще надо постараться. Если он руководствуется либо соотношением цены и качества, либо только ценой, либо только качеством – а чаще всего – привычкой, страна происхождения и даже бренд уже не так важны. И новые поколения потребителей подтверждают данный тренд».


18 февраля 2025
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07