Ключевые выводы
✓ Институт «партии власти» прочно прижился в современной российской политической культуре и вполне знаком и понятен большинству граждан. Особая роль партии власти в российской политике для избирателей определяется тем, что она является не столько частью партийно-политического ландшафта (как все другие партии), сколько неотъемлемым элементом системы власти в широком понимании.
✓Необходимость существования партии власти не подвергается сомнению и прямо декларируется значительным большинством граждан России. Более того, необходимость такого института для протестно настроенных групп избирателей даже более очевидна, чем для сторонников действующей власти.
✓ В представлении граждан партия власти в силу своего статуса несет ответственность практически за все процессы, происходящие в политике и государственном управлении. И эта ответственность остается на ней даже в тех случаях, когда она не имеет реальных рычагов влияния на ситуацию: например, в регионах, где выборы ею проиграны.
✓ Партия власти в обязательном порядке должна обладать рядом важных атрибутов — таких как ясно сформулированная идеология, просветительская функция, включая воспитание подрастающего поколения, механизмы привлечения к ответственности тех, кто наносит урон публичному образу партии и власти в целом, включая беспартийных чиновников и т.д.
✓ Вопросы и претензии по поводу положения дел в стране и собственных бытовых проблем адресуются гражданами в первую очередь именно к власти и тесно связанной с нею партии власти. Степень внимания к действиям и высказываниям ее представителей намного выше, чем к действиям и высказываниям представителей любых других политических сил. Люди склонны прощать оппозиции то, что не готовы прощать партии власти.
✓ Существует запрос на обновление / смену «Единой России» в качестве партии власти. Важно отметить, однако, что этот запрос требует не уничтожения партии власти как таковой, а ее обновления / смены на более эффективную. Это означает требование придать ей больше веса и полномочий, повысить ее эффективность в деле решения жизненных проблем общества и страны в целом. Именно такой большинству российских избирателей видится «прекрасная “Единая Россия” будущего».
Партия власти — краеугольный элемент политической конструкции
Начиная с середины 1990-х годов в современном российском политическом языке прочно утвердился термин «партия власти». Впервые «партией власти» стали называть общественно-политическое движение «Наш дом — Россия», которое возглавлял премьер-министр Виктор Черномырдин. Позже партиями власти называли также «Единство» и «Отечество», а после их объединения этот термин прочно закрепился за партией «Единая Россия».
Анализ механики электорального поведения граждан на выборах показывает, что сценарий самоопределения в партийно-политических координатах является двухтактным: на первом такте избиратель в принципе решает, за он или против действующей власти (а значит, и «партии власти»), и лишь на втором такте — в случае, если он решил, что против, — выбирает наиболее комфортный для себя вариант голосования из существующего набора оппозиционных политических предложений. За исключением немногочисленного «ядерного» электората системных оппозиционных партий именно такова логика принятия решения у большинства голосующих.
Такая структура политического выбора делает именно «партию власти» основной точкой отсчета во всей системе политических координат и системообразующим элементом всего политического спектра. Самоопределяясь в поддержку власти, люди всегда это делают со значительным набором оговорок и компромиссов, а самоопределяясь против, также решают для себя, насколько сильно они против. И на этой шкале можно расположить все имеющиеся политические силы — от «Справедливой России» до радикальных несистемных структур.
Целью данного исследования было изучить отношение российского общества к институту «партии власти». Насколько устойчиво он присутствует в общественном сознании? Что именно под ним понимают люди? Видят ли место для партии власти в существующей системе политических институтов? Выделяют ли они ее из прочих партий? Какие требования предъявляют к ней и чем эти требования отличаются от требований к остальным партиям? Наконец, каков идеальный образ партии власти для современного российского избирателя?
Итак, в фокусе нашего внимания не столько нынешняя партия власти в ее актуальном состоянии, сколько образ партии власти как ключевого института современной отечественной политической системы, а также те возможности для политического проектирования, которые открываются в свете растущего запроса на обновление и видоизменение партийно-политической конфигурации по мере приближения выборов в Госдуму в 2021 году. При этом в ходе исследования мы постоянно сравнивали имеющийся у граждан образ идеальной партии власти с существующим образом «Единой России»: в какой мере она ему соответствует, в каких аспектах она отвечает этим представлениям и чего ей не хватает для того, чтобы в полной мере восприниматься как партия власти?
Первым вопросом, ответ на который мы искали в ходе исследования, был о том, признают ли граждане сам факт существования в нашей политической системе такого явления, как партия власти. Если да, то согласны ли они в принципе с необходимостью существования такой силы в политическом пространстве и с самой идеей принципиальной неравнозначности политических партий? Развивая эту тему, мы исследовали, в чем, по мнению граждан, состоит эта особая роль партии власти, чем она должна отличаться от других партий с точки зрения ответственности за положение дел в стране, возможности влиять на процессы, контролировать поведение своих членов и представителей власти как таковых, иметь собственную идеологию и продвигать ее в обществе. Нам было также интересно, насколько совпадают или не совпадают эти представления у сторонников и противников действующей власти, есть ли существенные различия в наборе требований к партии власти и ожиданий от нее у тех и других.
Также мы тестировали отношение общества к возможности смены или обновления партии власти и набора тех критериев, которым «идеальная» партия власти должна соответствовать. Наконец, часть вопросов исследования были посвящены той проблематике, на которую сегодняшняя партия власти повлиять заведомо не может в силу ряда ограничений законодательного и институционального характера:
— воспринимается ли «партия власти» как несущая политическую ответственность за происходящее на тех территориях, где выборы в ключевые органы власти ею проиграны, или в тех сферах, где политические партии в принципе лишены каких-либо рычагов воздействия на ситуацию?
— соответствуют ли существующие институциональные и законодательные механизмы и ограничения политической культуре и картине мира граждан?
— является ли влияние партии власти и партий вообще на нашу социальную жизнь чрезмерным или, наоборот, недостаточным?
Партия власти как политический институт
В целом почти две трети граждан уверены, что партия власти в России есть. При этом среди противников действующей власти доля тех, кто точно уверен в ее существовании, даже выше, чем среди ее сторонников. Хотя в целом и те, и другие не подвергают это утверждение сомнению. Интересно, что распределение ответов среди сторонников и противников действующего президента пропорционально совпадает с распределением ответов среди сторонников «Единой России» и КПРФ.
Однако значимое отклонение от средних значений определяется не политическими предпочтениями, а местом проживания. Если в столицах (Москва и Санкт-Петербург) точно уверенных в существовании партии власти 38%, то на селе таких всего 23%.
Две трети граждан считают, что партия власти в России нужна. При этом уверенность в ее необходимости в равной степени высказывают как сторонники, так и противники власти, и распределение по этому вопросу пропорционально совпадает среди электоратов всех политических сил: от «Единой России» до непарламентской оппозиции. Сумма положительных значений во всех случаях также составляет около двух третей от числа опрошенных.
Особая ответственность перед избирателями
Более двух третей граждан утверждают, что партия власти должна нести ответственность за действия не только своих членов, но и всех госчиновников независимо от их партийной принадлежности. Это означает, что отношение к партии власти и, в конечном счете, ее электоральные рейтинги, зависят не только от деятельности людей, так или иначе с ней связанных, но и от отношения граждан к работе всего государственного аппарата и всех, кто с ним так или иначе ассоциируется. Большинство граждан прямо возлагают ответственность за действия всех чиновников на партию власти (69%). Такова политическая реальность.
Практически каждый опрошенный согласен с тем, что при существовании партии власти она должна нести большую ответственность перед избирателями, нежели другие политические партии (90%). Такая же, как и в предыдущем вопросе, однозначность ответа показывает, что в представлении наших граждан партии не равны друг другу. И уровень требований к партии власти по определению выше, чем к любой другой партии. То, что может прощаться представителям оппозиционных сил, представителям партии власти прощаться не будет. И существующий уровень критики в адрес партии власти отражает этот дисбаланс ответственности.
Если говорить о регулировании партией власти поведения своих членов, то и здесь 80% наших сограждан солидарны во мнении, что это необходимо. Столь категоричная реакция подавляющего большинства свидетельствует о том, что партия власти воспринимается не только и не столько как сообщество сторонников определенной политической позиции и определенного набора идей, сколько как носитель своего рода морального эталона. Регулярное внутреннее тестирование на соответствие этому эталону должно быть неотъемлемой частью внутрипартийной жизни.
Некоторое расхождение во взглядах есть лишь по поводу того, как именно должны осуществляться моральные санкции: значительное большинство считает, что наказание должно быть публичным. Меньшинство считает, что нужно разбираться среди своих без публичной огласки. По мнению граждан, каждый, кто так или иначе вовлечен в деятельность партии власти, в общественном пространстве представляет партию в целом, и отношение людей к нему проецируется сразу на всю партийную структуру.
Более половины граждан считают, что даже на тех территориях, где в результате выборов к власти пришли другие политические силы, партией власти все равно остается «Единая Россия».
В том, что в этих случаях «Единую Россию» нельзя считать партией власти, уверена лишь четверть от числа опрошенных. Эта пропорция сохраняется вне зависимости от распределения по отношению к власти, партийных предпочтений, географии проживания и уровня дохода. Из этого следует, что, несмотря на поражения на выборах, весь набор вопросов, касающихся положения дел в таких регионах, гражданами страны по-прежнему адресуется к той силе, которая воспринимается как партия власти. И сам этот проигрыш воспринимается скорее как явное выражение недовольства в ее адрес, чем как осознанное предпочтение иной политической силы.
Идеологическая функция партии власти
Большинство россиян считают, что у партии власти должна быть идеология (87%). При этом каждый второй из числа опрошенных абсолютно уверен в этом.
Такой ответ резко противоречит унаследованному еще с перестроечных времен элитному консенсусу по поводу настороженного, если не негативного, отношения к идеологиям вообще и к идеологизации политической жизни. В отличие от элит, у граждан, вне зависимости от их политических предпочтений, запрос на ясно сформулированную идеологию партии власти выражен предельно четко и однозначно.
Запрос на обновление / смену партии власти
Относительно необходимости смены партии власти есть существенные различия в ответах между сторонниками и противниками президента, а также электоратами различных политических партий (отвечали на данный вопрос только те, кто убежден в том, что в России партия власти есть). Так, среди не одобряющих деятельность президента периодическую смену партии власти поддерживают 82%, и лишь 11% считают, что она меняться не должна. Среди сторонников президента в пользу несменяемости партии власти высказались 49% от числа опрошенных, но 39% также поддерживают ее периодическую смену. Даже среди сторонников «Единой России» каждый четвертый считает полезным периодическую смену партии власти.
Максимальная доля сторонников периодической смены партии власти проживает в Москве и Санкт-Петербурге — 71%. В то время как на селе мы видим более равномерное распределение значений: за периодическую смену высказались 41% граждан, за несменяемость — 46%. Из нестоличных территорий выделяется Дальневосточный федеральный округ: за смену 64% против 23%. В то время как во всех остальных округах, исключая столицы, показатели примерно равные.
Еще более яркое различие позиций дает критерий частоты использования интернета. Среди постоянных интернет-пользователей доля поддержки периодической смены партии власти составила 57% против 31%. Среди редко пользующихся или не пользующихся вообще расклад диаметрально противоположный: 31% за смену, против — 56%.
Как видим, по этому вопросу общество расколото, и доли ответов примерно равны с небольшим перевесом у сторонников идеи сменяемости партии власти. Особый интерес представляет распределение позиций внутри групп сторонников действующего президента и «Единой России», где также заметна значительная часть сторонников перемен.
По косвенным данным можно предположить, что речь идет о запросе на изменение и обновление изнутри системы, а не о смене власти в результате поражения одной политической силы и победы другой. Так, не до конца понятно, является ли для сторонников перемен более предпочтительным сценарий появления новой политической силы в существующей электоральной нише «Единой России», или речь идет о существенном апгрейде и модернизации действующей партии.
В целом мы наблюдаем два тренда: один из них — это запрос на перемены, другой — внутреннее табу на любые социальные потрясения и революционные изменения. Это особенно заметно в разнице ответов на этот вопрос у мужчин и женщин. Среди мужчин периодическую смену партии власти поддерживают 57% против 30%, среди женщин – 46% против 42%.
В связи с этим интересна также специфика запроса россиян в отношении дальнейших векторов внутрипартийного развития «Единой России». Всего выделяется три направления с разной степенью интенсивности, первое из которых подразумевает более тесное взаимодействие с населением (43%). Запрос на развитие по данному вектору чаще других поддерживают женщины (46%), люди в возрасте от 35 до 44 лет (47%), а также жители небольших населенных пунктов (городов численностью до 100 тыс. чел. (48%) и сёл (45%)). Второе направление связано с запросом населения на омоложение состава партии (23%) и обновление руководства партии (18%). При этом вполне логично, что за омоложение партийного состава чаще выступают представители наиболее молодой аудитории (31% среди тех кому от 18 до 24 лет). Однако поддерживают их в этом пожилые люди от 60 лет и старше (27%), а также жители городов с населением до 100 тыс. чел. (27%). За обновление руководства чаще выступают мужчины (23%), россияне в возрасте от 25 до 34 лет (23%) и население городов численностью от 100 до 500 тыс. жителей (23%).
Третий вектор соответствует запросам граждан на усовершенствование работы в части программы партии, отчетов и усиления профессиональной составляющей. Так, 14% россиян выступают за внедрение практики ежегодной обязательной отчетности партии, 13% хотели бы видеть в партии больше авторитетных и уважаемых в обществе людей, 11% считают, что необходимы изменения в программе партии, 10% указывают на то, что партии нужны новые политики. Кроме того, 8% отметили необходимость усовершенствования способов коммуникации и более активное использование современных каналов связи (интернет, соц. сети и т.п..), а 3% посчитали, что партии нужно увеличить число сторонников.