МОСКВА, 16 октября 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты мониторингового опроса россиян об отношении к предпринимательской деятельности.
И свечной заводик свой заведем… |
История бизнеса в современной России непроста: он развивался в условиях экономических трансформаций, неоднозначного общественного восприятия, кризисов и высокой регуляторной нагрузки. Последние 15 лет индекс восприятия предпринимательства уверенно рос и закрепился на высоком уровне, для большинства он стал позитивно воспринимаемой частью экономики.
И если еще десять лет назад многие респонденты выбирали ответы «скорее хорошо», оставляя пространство для сомнений, то сегодня большинство уверенно называет вариант «хорошо», то есть доверие бизнесу в целом стало более определенным. Единственное поколение, чье отношение к бизнесу осталось сдержанным, — это поколение оттепели: видимо, дает о себе знать память о другом экономическом укладе.
Интерес к бизнесу в России в долгосрочной перспективе растет, но колеблется в зависимости от экономической ситуации. За последние 15 лет в России выросла доля тех, у кого уже есть собственный бизнес, сегодня это почти каждый десятый. Но предпринимательская «мечта» перестает быть массовой: новых энтузиастов почти не прибавляется, а число разочаровавшихся заметно увеличилось (тех, кто хотел, но передумал). Большинство россиян по-прежнему предпочитают оставаться в стороне от бизнеса.
При высоком положительном уровне восприятия предпринимательства в обществе в целом готовность лично включаться в бизнес остается ограниченной. Мужчины в этом вопросе значительно активнее, тогда как среди женщин индекс предпринимательской готовности почти в полтора раза ниже.
Наибольшую готовность проявляют миллениалы и поколение цифры, именно они формируют ядро будущего предпринимательства. В то же время у старших поколений показатели снижаются, условный рубеж приходится на 40-45 лет, после которых не только резко сокращается предпринимательский потенциал, но и падает симпатия к бизнесменам.
Индекс восприятия предпринимательства и индекс предпринимательской готовности
Фактически предпринимательская инициатива сосредоточена в молодых и средневозрастных группах мужчин, а общественное одобрение бизнеса среди женщин не трансформируется в готовность к личному участию. Можно сказать, женская предпринимательская активность пока остается резервом, который может быть раскрыт при создании специальных условий и программ поддержки или при расширении ниш для женского бизнеса.
Нет предпринимательской жилки… |
Отказ от предпринимательства складывается из сочетания личных и институциональных барьеров. Треть россиян, не желающих открывать собственное дело, объясняют это личными причинами: отсутствие интереса, предпринимательских качеств или необходимых знаний. Заметна и группа объективных ограничений: возраст, здоровье, пенсия. Существенную роль играют и представления о системных барьерах: высокие налоги, инфляция, слабая поддержка государства, высокая конкуренция, конкурентные и бюрократические сложности входа в бизнес. Часть опрошенных не готовы идти в бизнес, потому что не имеют стартового капитала, а также потому что их устраивает текущее место работы.
Иными словами, бизнес зачастую воспринимается как сложная, рискованная деятельность для людей с особым складом характера. Даже при полном отсутствии административных барьеров спрос на него, скорее всего, не станет массовым.
Открывай магазин — не прогадаешь! |
Среди направлений для открытия бизнеса россияне чаще называли торговлю, сельское хозяйство и сферу услуг. Молодые поколения чаще связывают свои планы с современными и креативными сферами, дизайном, IT и творчеством, а также общепитом. Старшие поколения, напротив, чаще выбирают скорее традиционные форматы (торговля). То есть разные поколения по-разному воспринимают предпринимательство: у одних это стремление к инновациям и самореализации, у других — к стабильности и предсказуемости.
Заметны и гендерные различия: мужчины чаще выбирают технические и производственные направления (строительство, автосервис, деревообработка, IT), женщины — более «сервисные» и «креативные» сферы (салоны красоты, швейное дело, творчество, образование).
Россиян можно разделить на четыре группы, каждая из которых по-разному смотрит на предпринимательство:
- Бывшие энтузиасты (15%) — те, кто когда-то мечтал о собственном деле, но в итоге отказался от этой идеи. Они хорошо относятся к предпринимателям, но сами уже не готовы рисковать. Максимум таковых приходится на поколение цифры и граждан с очень хорошим материальным положением.
- Дистанцированные (43%) — это скорее группа поддержки малого и среднего бизнеса. Они позитивно воспринимают предпринимательство, но сами не стремятся к такому пути. В группе больше женщин, людей старшего возраста и жителей небольших городов, сел; людей со средним образованием и ниже, а также со средним уровнем дохода, для которых, видимо, важнее понятная стабильность, чем риск.
- Практики (10%) — ядро предпринимательства, те, у кого уже есть бизнес или кто занимается открытием своего дела. Среди них больше мужчин, старших миллениалов, людей с высшим образованием и хорошим доходом.
- Нереализовавшиеся предприниматели (32%) — представители этой группы демонстрируют высокий интерес и готовность к открытию своего дела, но пока не перешли в статус реальных предпринимателей или не закрепились в нем. Часть уже имеет опыт открытия своего дела, а часть планирует приступить к этому. Чаще это мужчины, молодежь (поколение цифры и младшие миллениалы) и жители мегаполисов.
В российском обществе предпринимательство воспринимается все позитивнее, но сами стратегии участия в нем расходятся: кто-то уже реализовал свои амбиции, кто-то остановился на этапе интереса, часть сознательно выбрала дистанцию. Очевидно, что потенциал для дальнейшего развития бизнеса есть, остается открытым вопрос, как его конвертировать в практику.
Автор: Татьяна Смак
Сегментация россиян по отношению к бизнесу (построена методом кластерного анализа (K-means) по вопросам «Вы когда-либо хотели иметь собственный бизнес, стать предпринимателем хотели или нет?», «А Вы уже пытались когда-нибудь организовать свой собственный бизнес или нет?») |
(% от всех опрошенных) |
| Бывшие энтузиасты | Дистанцированные | Практики | Нереализовавшиеся предприниматели |
| Как Вы в целом относитесь к людям, которые занимаются частным предпринимательством (мелким и средним бизнесом)? |
Хорошо | 69 | 55 | 79 | 67 |
Скорее хорошо | 25 | 29 | 20 | 25 |
Скорее плохо | 2 | 5 | 0 | 2 |
Плохо | 1 | 4 | 0 | 2 |
Затрудняюсь ответить | 3 | 7 | 1 | 4 |
Индекс восприятия предпринимательства | 87,8 | 78,4 | 93,3 | 86,1 |
| Вы когда-либо хотели иметь собственный бизнес, стать предпринимателем хотели или нет? |
У меня есть свой бизнес | 2 | 0 | 80 | 1 |
Раньше хотел и теперь хочу | 19 | 0 | 20 | 51 |
Раньше хотел, теперь — уже нет | 72 | 0 | 0 | 30 |
Раньше не хотел, а теперь хочу | 7 | 0 | 0 | 10 |
Никогда не хотел и сейчас не хочу | 0 | 95 | 0 | 6 |
Затрудняюсь ответить | 0 | 5 | 0 | 2 |
| А Вы уже пытались когда-нибудь организовать свой собственный бизнес или нет? |
Занимаюсь этим в данный момент | 0 | 0 | 98 | 4 |
Да, но ничего не получилось | 0 | 0 | 2 | 45 |
Нет, но планирую этим заняться | 0 | 1 | 0 | 43 |
Нет, и не планирую этого делать | 100 | 95 | 0 | 0 |
Затрудняюсь ответить | 0 | 4 | 0 | 8 |
Индекс предпринимательской готовности | 28,1 | 1,7 | 96,5 | 59,2 |
* До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.
** Индекс восприятия предпринимательства показывает, насколько позитивно россияне относятся к предпринимателям. Индекс принимает значение от 0 до 100 пунктов, чем выше значение индекса, тем более позитивное отношение к предпринимателям. Ответу «хорошо» присвоен коэффициент 1; ответу «скорее хорошо» — коэффициент 0,7; ответу «скорее плохо» — коэффициент 0,2; ответу «плохо» — коэффициент 0; ответу «затрудняюсь ответить» — коэффициент 0,3.
*** Индекс предпринимательской готовности — показывает желание и намерение заниматься бизнесом, он рассчитывается как среднее значение индексов по двум вопросам: 1) «Вы когда-либо хотели иметь собственный бизнес, стать предпринимателем хотели или нет?» (ответу «у меня есть свой бизнес» присвоен коэффициент 1; ответам «раньше хотел и теперь хочу» и «раньше не хотел, а теперь хочу» — коэффициент 0,7; ответу «раньше хотел, теперь — уже нет» — коэффициент 0,5; ответу «никогда не хотел и сейчас не хочу» — коэффициент 0; ответу «затрудняюсь ответить» — коэффициент 0,3) и 2) «А Вы уже пытались когда-нибудь организовать свой собственный бизнес или нет?» (ответу «занимаюсь этим в данный момент» присвоен коэффициент 1; ответу «да, но ничего не получилось» — коэффициент 0,5; ответу «нет, но планирую этим заняться» — коэффициент 0,7; ответу «нет, и не планирую этого делать» — коэффициент 0; ответу «затрудняюсь ответить» — коэффициент 0,3).
«Почему высокий символический статус предпринимательства не конвертируется в массовое участие россиян в бизнес-практиках?
В развитых странах предприниматели и самозанятые не составляют значительной доли населения. Например, их в России столько же, сколько и в США – от 6 до 7% занятого населения, но чуть меньше, чем в европейских странах. Исключение составляют страны с большой историей и культурой самозанятости (Италия, Польша, Греция, Южная Корея и т.п.), где открытие малого бизнеса выбирают (но чаще наследуют) от четверти до трети работающих. Для стран Глобального Юга высокая доля малого «предпринимательства» — это не достижение, а проклятие, которое, к сожалению, будет преследовать их многие десятилетия.
Успешность сложноустроенных, разнообразных и многоукладных экономик, к которым безусловно относится и российская, определяется достижениями бизнес-проектов, в которые вовлечены значительные и хорошо организованные человеческие ресурсы – здесь речь идет не только о крупном бизнесе, но и о большом количестве средних проектов. Это диктует необходимость выработки моделей наемного труда, в которые вмонтированы наиболее привлекательные элементы предпринимательства – автономность и самоконтроль, баланс труда и личной жизни, социальная значимость и удовлетворенность работой, творческая свобода и инновации. Эти качества созвучны запросам новых поколений, для которых они приоритетнее, чем выбор: становиться собственником «свечного заводика» или идти в наём. Распространение таких моделей — это уже реальность и ближайшее будущее рынка труда в России.
Индекс восприятия предпринимательства остается стабильно высоким – это означает, что мы успешно прошли длинный и трудный путь нормализации частного бизнеса в массовом сознании – через конфликты и надежды, через неопределенность и непростой процесс установления правил. Достижением можно считать и то, что отказ от предпринимательства, формулируемый как личная диспозиция или право, больше не вызывает подозрений в недостаточной зрелости, несамостоятельности, некомпетентности и отсутствии деловой хватки. Бизнесмен сегодня – это такая же профессия, как и все остальные – с аргументами в обоснование ее престижности и недостатков, с понятными требованиями к уровню компетенций и личностным качествам тех, кто ее выбирает».
Перейти к странице эксперта