Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Артем Геодакян/ТАСС
События и даты

Праздник влюбленных — 2025

Каждый третий опрошенный планирует в День святого Валентина порадовать своих любимых подарками.
Фото:
Коротко о главном
  • День святого Валентина считают праздником 30% россиян, 20 лет назад его признавал каждый второй (51%).
  • За последние 20 лет доля россиян, планирующих кому-либо дарить подарки на 14 февраля, снизилась с 51% до 34%.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • День святого Валентина считают праздником 30% россиян, 20 лет назад его признавал каждый второй (51%).
  • За последние 20 лет доля россиян, планирующих кому-либо дарить подарки на 14 февраля, снизилась с 51% до 34%.

МОСКВА, 12 февраля 2025 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса россиян, приуроченного ко Дню святого Валентина.

Конец романтической эпохе

14 февраля во многих странах мира ежегодно отмечается День святого Валентина — покровителя всех влюбленных. До России праздник дошел лишь в 1990-е годы, в эпоху постсоветской открытости. Согласно полученным результатам, пик его популярности в нашей стране пришелся на начало 2000-х, что во многом было обусловлено его новизной и восприятием как символа «европейской» романтики. Тогда День святого Валентина мог назвать праздником примерно каждый второй, а спустя два десятка лет — только каждый четвертый. Сегодня 14 февраля — особенный день в календаре и еще один повод признаться в своих чувствах для троих из десяти наших сограждан (30%), в то время как большинство россиян День всех влюбленных праздником не считают.

Падение популярности заимствованного Дня всех влюбленных может рассматриваться как одно из проявлений тренда, характеризующегося возрождением интереса к исконно русской культуре и обращению к национальной идентичности. Этот тренд можно также проиллюстрировать на примере гораздо более «близкого» и понятного нам праздника Масленицы: проводы зимы все чаще воспринимаются в обществе как этнокультурное событие, нежели как простой праздник.

Еще одно объяснение — усталость общества от коммерциализации чувств, стремления массмедиа навязать стандарты «правильного» празднования. Несмотря на то что День всех влюбленных гораздо лучше прижился в западной культуре, даже в США его стали праздновать менее охотно.

«Валентинки» теперь только для избранных?

Вслед за снижением популярности праздника уходит в прошлое и традиция обмениваться подарками на 14 февраля. В общей сложности доля тех, кто планирует порадовать своих близких презентами на День святого Валентина, сократилась за последние 20 лет в 1,5 раза, с 51% до 34%. Сегодня эта практика чаще имеет место в любовных, нежели в дружеских, рабочих и родственных отношениях, тогда как в 2005 г. — практически в равной степени во всех из них.

То есть на ранних этапах институционализации праздника в нашей стране февральский дарообмен был призван убить сразу двух зайцев: признаться в чувствах и проявить дружеское расположение, выразить благодарность. По мере укоренения Дня святого Валентина в культуре произошло сужение фокуса на сферу интимных отношений. Вероятно, поэтому дарение подарков кому-либо, кроме любимого человека, стало восприниматься как нечто не совсем уместное, причем даже среди самой лояльной празднику аудитории — молодежи 18-33 лет, которая также по большей части планирует «одаривать» только любимого человека.

Устойчивое воспроизводство гендерных ролей в сфере романтических отношений демонстрируют соответствующие различия в ответах: хотя мужчины и женщины ждут праздник одинаково, условную выгоду в виде подарка извлечет скорее женская половина.

Что касается самих подарков, то универсальным знаком внимания считаются цветы (по 10% в 2005 и 2025 гг.), чего нельзя сказать о разного рода символических подарках, которые еще 20 лет назад были неотъемлемой частью Дня святого Валентина. В частности, речь идет об открытках-валентинках (популярность снизилась с 23% до 9%), сувенирах с сердечками (с 11% до 4%) и обычных сувенирах (с 17% до 3%). Вполне вероятно, что с годами произошла локализация праздника, в ходе которой заимствованная шаблонная атрибутика и традиции (обмен «валентинками») могли утратить прежний ритуальный смысл.

31 января 2025 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 31 января 2025 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7228; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0159; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,0733. 

Рассчитаны в соответствии с корпоративным стандартом:

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Считаете ли Вы для себя лично праздником 14 февраля — День святого Валентина, День всех влюбленных?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2002 *

2005 *

2008 *

2014 *

2023

2025

Да

50

51

48

42

26

30

Нет

50

45

47

54

71

67

Затрудняюсь ответить

-

4

5

4

3

3

Считаете ли Вы для себя лично праздником 14 февраля — День Святого Валентина, День всех влюбленных?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (зумеры) (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Да

30

31

30

52

41

27

24

25

33

Нет

67

66

68

45

56

72

74

71

62

Затрудняюсь ответить

3

3

2

3

3

1

2

4

5

Планируете ли в День святого Валентина дарить кому-нибудь подарки? Если да, то кому?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2005*

2025

Своим близким, друзьям, родственникам, коллегам

28

14

Любимому человеку

23

20

Не планирую

47

64

Затрудняюсь ответить

2

2

Планируете ли в День святого Валентина дарить кому-нибудь подарки? Если да, то кому?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (зумеры) (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Своим близким, друзьям, родственникам, коллегам

14

13

15

16

6

9

13

21

23

Любимому человеку

20

28

13

34

45

26

17

6

3

Не планирую

64

56

71

48

47

64

69

70

72

Затрудняюсь ответить

2

3

1

2

2

1

1

3

2

Какие подарки Вы планируете дарить?

(закрытый вопрос, любое количество ответов, в % от всех опрошенных)

 

2005*

2025

Цветы

10

10

Открытки-«валентинки»

23

9

Конфеты

6

7

Билеты на концерт, в театр, ужин в ресторане

1

5

Парфюмерию, косметику, бижутерия

5

4

Специальные сувениры, подарки в виде сердечек, с изображением сердечек

11

4

Сувениры (авторучки, блокноты, портмоне, зажигалка, фотоальбом и так далее)

17

3

Деньги

1

3

Игрушки

5

2

Ювелирные украшения

2

2

Одежду, обувь

1

2

Бытовые приборы (чайник, утюг, кофеварка)

1

1

Мобильный телефон

1

1

Спиртные напитки

2

1

Путевку в туристическую поездку, на отдых

<1

1

Аудио, видео кассеты, CD-, DVD-диски

3

<1

Автомобиль

<1

<1

Фотоаппарат, видеокамера, телевизор, музыкальный центр

<1

<1

Компьютер

<1

<1

Подарочный сертификат (из другого)

-

1

Внимание, поздравление (из другого)

-

1

Подарок своими руками (из другого)

-

1

Другое

2

1

Не буду ничего дарить

46

64

Затрудняюсь ответить

5

2

Не отвечали на вопрос

-

2

* До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составлял 1600 респондентов.

Степан Львов
Директор по стратегическому развитию

«Всякие рассуждения о том, несет ли празднование Дня святого Валентина какой-то идеологический или практический смысл потеряли актуальность – эта дата в качестве праздника в нашем обществе окончательно становится дисфункциональной. Почему?

  • Она не делит нас на приверженцев западных или традиционных российских ценностей, потому как появились более серьезные основания для такого деления.
  • Не работает на идентичность, так как не объединяет в какие-то группы празднующих ее и не празднующих.
  • Не раскалывает, во всяком случае, диаметрально, поколения: в разных возрастных группах достаточно и отмечающих, и игнорирующих. Чуть более высокий интерес зумеров, зафиксированный в опросе, можно отнести насчет их открытости множеству идей и наступлению поры первой влюбленности, а старшего поколения – к стремлению насытить красками жизнь.
  • Какого-то сакрального смысла россияне не видели и раньше, тем более придавать его Валентинову дню сейчас не собираются.
  • Дата не является знаменательной для рынка товаров и услуг, так как подарочного бума точно не ожидается, будет лишь слегка заметный, по сравнению с фоном, рост покупательской активности накануне 14 февраля – и это тоже подтверждает опрос.

Единственный смысл, который в нем остается – коммуникативный – повод заявить миру или конкретным людям о своих чувствах – о любви, конечно же!»


12 февраля 2025
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07