МОСКВА, 12 февраля 2025 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса россиян, приуроченного ко Дню святого Валентина.
Конец романтической эпохе |
14 февраля во многих странах мира ежегодно отмечается День святого Валентина — покровителя всех влюбленных. До России праздник дошел лишь в 1990-е годы, в эпоху постсоветской открытости. Согласно полученным результатам, пик его популярности в нашей стране пришелся на начало 2000-х, что во многом было обусловлено его новизной и восприятием как символа «европейской» романтики. Тогда День святого Валентина мог назвать праздником примерно каждый второй, а спустя два десятка лет — только каждый четвертый. Сегодня 14 февраля — особенный день в календаре и еще один повод признаться в своих чувствах для троих из десяти наших сограждан (30%), в то время как большинство россиян День всех влюбленных праздником не считают.
Падение популярности заимствованного Дня всех влюбленных может рассматриваться как одно из проявлений тренда, характеризующегося возрождением интереса к исконно русской культуре и обращению к национальной идентичности. Этот тренд можно также проиллюстрировать на примере гораздо более «близкого» и понятного нам праздника Масленицы: проводы зимы все чаще воспринимаются в обществе как этнокультурное событие, нежели как простой праздник.
Еще одно объяснение — усталость общества от коммерциализации чувств, стремления массмедиа навязать стандарты «правильного» празднования. Несмотря на то что День всех влюбленных гораздо лучше прижился в западной культуре, даже в США его стали праздновать менее охотно.
«Валентинки» теперь только для избранных? |
Вслед за снижением популярности праздника уходит в прошлое и традиция обмениваться подарками на 14 февраля. В общей сложности доля тех, кто планирует порадовать своих близких презентами на День святого Валентина, сократилась за последние 20 лет в 1,5 раза, с 51% до 34%. Сегодня эта практика чаще имеет место в любовных, нежели в дружеских, рабочих и родственных отношениях, тогда как в 2005 г. — практически в равной степени во всех из них.
То есть на ранних этапах институционализации праздника в нашей стране февральский дарообмен был призван убить сразу двух зайцев: признаться в чувствах и проявить дружеское расположение, выразить благодарность. По мере укоренения Дня святого Валентина в культуре произошло сужение фокуса на сферу интимных отношений. Вероятно, поэтому дарение подарков кому-либо, кроме любимого человека, стало восприниматься как нечто не совсем уместное, причем даже среди самой лояльной празднику аудитории — молодежи 18-33 лет, которая также по большей части планирует «одаривать» только любимого человека.
Устойчивое воспроизводство гендерных ролей в сфере романтических отношений демонстрируют соответствующие различия в ответах: хотя мужчины и женщины ждут праздник одинаково, условную выгоду в виде подарка извлечет скорее женская половина.
Что касается самих подарков, то универсальным знаком внимания считаются цветы (по 10% в 2005 и 2025 гг.), чего нельзя сказать о разного рода символических подарках, которые еще 20 лет назад были неотъемлемой частью Дня святого Валентина. В частности, речь идет об открытках-валентинках (популярность снизилась с 23% до 9%), сувенирах с сердечками (с 11% до 4%) и обычных сувенирах (с 17% до 3%). Вполне вероятно, что с годами произошла локализация праздника, в ходе которой заимствованная шаблонная атрибутика и традиции (обмен «валентинками») могли утратить прежний ритуальный смысл.
«Всякие рассуждения о том, несет ли празднование Дня святого Валентина какой-то идеологический или практический смысл потеряли актуальность – эта дата в качестве праздника в нашем обществе окончательно становится дисфункциональной. Почему?
Единственный смысл, который в нем остается – коммуникативный – повод заявить миру или конкретным людям о своих чувствах – о любви, конечно же!»