МОСКВА, 22 октября 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ по заказу Всероссийского союза пациентов представляет результаты опроса россиян о возможных изменениях в системе ОМС.
Право на независимость |
Право на здоровье — одно из базовых социальных прав, гарантирующих каждому гражданину доступ к медицинской помощи и защиту его интересов в системе здравоохранения. Однако реализация этого права во многом зависит не только от объема финансирования, но и от того, насколько открытой остается система .
Почти все россияне (97%) обращаются за медицинской помощью по полису ОМС, в том числе две трети (67%) делали это в текущем году, а значит, система остается основным каналом взаимодействия с государственным здравоохранением. В то же время три четверти (74%) за последние пару лет сталкивались с различными сложностями при получении медицинских услуг по полису ОМС. Чаще всего это долгое ожидание записи (59%) и отсутствие талонов к нужным специалистам (48%), каждый четвертый (23%) остался недоволен качеством лечения, а каждому десятому (10%) предлагали оплатить медицинские услуги.
При этом у россиян есть понимание, что в спорных медицинских ситуациях отстоять свои права и интересы самостоятельно у них бы вряд ли получилось: только 15% уверены в этом, тогда как 63% отмечают, что своими силами этого не добиться. И барьеры здесь не только в отсутствии необходимых знаний, но и в заведомой неготовности к такому противостоянию.
На этом фоне запрос на независимость контроля в системе здравоохранения выглядит логичным: подавляющее большинство россиян (82%) считают, что качество медицинской помощи должно оцениваться внешней, а не внутренней структурой. Люди хотят, чтобы судья был независим от игроков, им важна прозрачность, защита интересов пациента, а не ведомственных.
Пациент и система |
Тема возможной реформы системы ОМС фактически отсутствует в публичной повестке: большинство россиян впервые услышали о планируемых изменениях в системе ОМС (75%) в ходе опроса, и лишь единицы уже были «в теме» (3%). То есть уровень информированности по вопросу, напрямую касающемуся прав и гарантий россиян в сфере здоровья, оказался крайне низким, следовательно, и возможные структурные изменения могут недополучить общественной оценки.
В то же время большинство россиян в вопросах защиты прав пациентов (67%), рассмотрения жалоб (65%), а также контроля качества медицинской помощи (59%) и применения мер ответственности (51%) доверяют именно независимым страховым компаниям, а не государственным фондам. То есть общество воспринимает страховые организации как более эффективный и объективный инструмент контроля, чем структуры, входящие в ту же систему, которую им предстоит проверять.
Контроль под вопросом |
Общественное мнение по поводу передачи функций страховых компаний территориальным фондам остается настороженным. Большинство граждан не верят, что подобная реформа приведет к улучшению качества и доступности медицины: добрая треть в такой реформе видит шаг к ухудшению ситуации (37%), еще треть (32%) считает, что реформа ничего не изменит, и лишь немногие ожидают улучшений (12%).
Скепсис обозначился и в оценках того, как реформа повлияет на строгость и объективность контроля за качеством медицинской помощи: каждый восьмой россиянин ожидает от территориальных фондов большей объективности (12%), тогда как треть опасается, что проверки, напротив, станут мягче, а оценка качества — менее независимой (34%), еще треть (39%) никаких изменений от реформы не ожидает.
Таким образом, чаша весов общественного мнения явно склоняется в пользу внешней, неподконтрольной ведомству системе оценки медицинской помощи. В подтверждение этого говорит и тот факт, что в гипотетической проблемной ситуации россияне чаще готовы доверить защиту своих интересов специалистам страховых компаний, а не территориальных фондов.
Автор: Татьяна Смак
«Результаты исследования о возможных изменениях в системе ОМС показывают ряд рисков, связанных с соблюдением гарантий независимости контроля и качества медицинской помощи.
Главный риск — ухудшение доступного механизма защиты. В настоящее время почти две трети опрошенных выражают запрос на профессиональную поддержку в спорах, связанных с медицинской помощью, т.е. исчезновение независимого страхового представителя лишает пациентов привычного формата защиты своих прав в этой сфере, ставит под вопрос возможность обратной связи.
Еще один риск – слияние контролера и подконтрольной системы, что часто ведет к снижению эффективности защиты прав пациентов. При этом для большинства россиян при получении медицинских услуг по полису ОМС независимость надзорных структур воспринимается как важный приоритет, а две трети прямо отмечают, что в ситуации выбора предпочтут защиту своих прав не вовлеченными страховыми организациями.
Среди коммуникационных рисков стоит отметить низкую осведомленность россиян о возможных изменениях: только четверть отметили, что знакомы с поправками хотя бы на общем уровне, в то время как с проблемами при получении медицинской помощи по ОМС сталкиваются большинство. Но даже при фоновой осведомленности актуален страх ухудшения качества медицинской помощи, более трети ждут снижения объективности контроля».
Перейти к странице эксперта