Фото: Zoonar/Imago/ТАСС
Здравоохранение

Право на здоровье: под защитой или под вопросом?

Реформа ОМС, передающая функции страховых компаний территориальным фондам, не вызывает у россиян энтузиазма. Общество видит в ней другое — риск утраты независимого контроля и еще большего дистанцирования пациента от системы.
Фото:
Коротко о главном
  • 82% россиян считают необходимой независимую систему внешнего контроля за качеством медпомощи по ОМС.
  • 75% ничего не знают о возможных поправках в закон об ОМС.
  • В случае спорной ситуации по оказанию медпомощи по ОМС 44% уверены, что их интересы смогут лучше защитить сотрудники страховой организации, 13% — что сотрудники территориального фонда ОМС, 24% не видят разницы.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 82% россиян считают необходимой независимую систему внешнего контроля за качеством медпомощи по ОМС.
  • 75% ничего не знают о возможных поправках в закон об ОМС.
  • В случае спорной ситуации по оказанию медпомощи по ОМС 44% уверены, что их интересы смогут лучше защитить сотрудники страховой организации, 13% — что сотрудники территориального фонда ОМС, 24% не видят разницы.

МОСКВА, 22 октября 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ по заказу Всероссийского союза пациентов представляет результаты опроса россиян о возможных изменениях в системе ОМС.

Право на независимость

Право на здоровье — одно из базовых социальных прав, гарантирующих каждому гражданину доступ к медицинской помощи и защиту его интересов в системе здравоохранения. Однако реализация этого права во многом зависит не только от объема финансирования, но и от того, насколько открытой остается система .

Почти все россияне (97%) обращаются за медицинской помощью по полису ОМС, в том числе две трети (67%) делали это в текущем году, а значит, система остается основным каналом взаимодействия с государственным здравоохранением. В то же время три четверти (74%) за последние пару лет сталкивались с различными сложностями при получении медицинских услуг по полису ОМС. Чаще всего это долгое ожидание записи (59%) и отсутствие талонов к нужным специалистам (48%), каждый четвертый (23%) остался недоволен качеством лечения, а каждому десятому (10%) предлагали оплатить медицинские услуги.

При этом у россиян есть понимание, что в спорных медицинских ситуациях отстоять свои права и интересы самостоятельно у них бы вряд ли получилось: только 15% уверены в этом, тогда как 63% отмечают, что своими силами этого не добиться. И барьеры здесь не только в отсутствии необходимых знаний, но и в заведомой неготовности к такому противостоянию.

На этом фоне запрос на независимость контроля в системе здравоохранения выглядит логичным: подавляющее большинство россиян (82%) считают, что качество медицинской помощи должно оцениваться внешней, а не внутренней структурой. Люди хотят, чтобы судья был независим от игроков, им важна прозрачность, защита интересов пациента, а не ведомственных.

Пациент и система

Тема возможной реформы системы ОМС фактически отсутствует в публичной повестке: большинство россиян впервые услышали о планируемых изменениях в системе ОМС (75%) в ходе опроса, и лишь единицы уже были «в теме» (3%). То есть уровень информированности по вопросу, напрямую касающемуся прав и гарантий россиян в сфере здоровья, оказался крайне низким, следовательно, и возможные структурные изменения могут недополучить общественной оценки.

В то же время большинство россиян в вопросах защиты прав пациентов (67%), рассмотрения жалоб (65%), а также контроля качества медицинской помощи (59%) и применения мер ответственности (51%) доверяют именно независимым страховым компаниям, а не государственным фондам. То есть общество воспринимает страховые организации как более эффективный и объективный инструмент контроля, чем структуры, входящие в ту же систему, которую им предстоит проверять.

Контроль под вопросом

Общественное мнение по поводу передачи функций страховых компаний территориальным фондам остается настороженным. Большинство граждан не верят, что подобная реформа приведет к улучшению качества и доступности медицины: добрая треть в такой реформе видит шаг к ухудшению ситуации (37%), еще треть (32%) считает, что реформа ничего не изменит, и лишь немногие ожидают улучшений (12%).

Скепсис обозначился и в оценках того, как реформа повлияет на строгость и объективность контроля за качеством медицинской помощи: каждый восьмой россиянин ожидает от территориальных фондов большей объективности (12%), тогда как треть опасается, что проверки, напротив, станут мягче, а оценка качества — менее независимой (34%), еще треть (39%) никаких изменений от реформы не ожидает.

Таким образом, чаша весов общественного мнения явно склоняется в пользу внешней, неподконтрольной ведомству системе оценки медицинской помощи. В подтверждение этого говорит и тот факт, что в гипотетической проблемной ситуации россияне чаще готовы доверить защиту своих интересов специалистам страховых компаний, а не территориальных фондов.

Автор: Татьяна Смак

14-15 октября 2025 года

Всероссийский интернет-опрос «ВЦИОМ-Онлайн»

1614 опрошенныхВ опросе приняли участие 1614 россиян в возрасте от 18 лет

Метод опроса — интернет-опрос по формализованной анкете на базе вероятностной панели «ВЦИОМ-Онлайн». Участники панели рекрутируются в ходе ежедневного всероссийского телефонного (CATI) опроса «Спутник», который проводится по случайной (RDD) выборке мобильных номеров из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные всероссийского интернет-опроса взвешены по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 3,1%. Помимо погрешности выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Наталья Даудрих
Руководитель исследовательского блока Аналитического центра ВЦИОМ

«Результаты исследования о возможных изменениях в системе ОМС показывают ряд рисков, связанных с соблюдением гарантий независимости контроля и качества медицинской помощи. 

Главный риск — ухудшение доступного механизма защиты. В настоящее время почти две трети опрошенных выражают запрос на профессиональную поддержку в спорах, связанных с медицинской помощью, т.е. исчезновение независимого страхового представителя лишает пациентов привычного формата защиты своих прав в этой сфере, ставит под вопрос возможность обратной связи.

Еще один риск – слияние контролера и подконтрольной системы, что часто ведет к снижению эффективности защиты прав пациентов. При этом для большинства россиян при получении медицинских услуг по полису ОМС независимость надзорных структур воспринимается как важный приоритет, а две трети прямо отмечают, что в ситуации выбора предпочтут защиту своих прав не вовлеченными страховыми организациями. 

Среди коммуникационных рисков стоит отметить низкую осведомленность россиян о возможных изменениях: только четверть отметили, что знакомы с поправками хотя бы на общем уровне, в то время как с проблемами при получении медицинской помощи по ОМС сталкиваются большинство. Но даже при фоновой осведомленности актуален страх ухудшения качества медицинской помощи, более трети ждут снижения объективности контроля».

Перейти к странице эксперта


22 октября 2025

Припомните, пожалуйста, когда в последний раз Вы обращались за медицинской помощью в государственные или муниципальные медицинские учреждения по полису обязательного медицинского страхования (ОМС)?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

В этом году

67

1-2 года назад

19

3-5 лет назад

7

6 лет назад и более

4

Не обращался по полису ОМС

2

У меня нет полиса ОМС / не знаю, есть ли у меня полис ОМС

0

Затрудняюсь ответить

1

За последние 1-2 года Вы лично или члены Вашей семьи сталкивались или нет со сложностями при получении медицинской помощи по полису ОМС?

(закрытый вопрос, любое кол-во ответов, % от всех опрошенных)

Долгое ожидание записи к специалистам

59

Не было талонов на прием нужных специалистов

48

Остались недовольны качеством лечения

23

Предлагали оплатить медицинские услуги

10

Другие сложности

8

Не сталкивался с нарушениями

19

Не обращался за медицинской помощью

3

Затрудняюсь ответить

1

Если бы Вы столкнулись со спорной ситуацией при получении медицинской помощи по полису ОМС, то, по Вашей оценке, Вы смогли бы или нет самостоятельно отстоять свои права и интересы?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Да, смог бы полностью самостоятельно

15

Да, смог бы при дополнительной профессиональной поддержке

26

Нет, у меня нет необходимых медицинских и юридических знаний

37

Нет, не стал бы вступать в спор с медицинским учреждением

14

Затрудняюсь ответить

8

Как Вы считаете, нужно или нет, чтобы была независимая система внешнего контроля за качеством медицинской помощи, предоставляемой по полису ОМС?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Определенно нужно

47

Скорее нужно

35

Скорее не нужно

7

Определенно не нужно

2

Затрудняюсь ответить

9

В настоящее время в Госдуму внесены поправки в закон об ОМС, принятие которых позволит передавать функции страховых медицинских организаций в территориальные фонды ОМС. Это госорган при регионе, который отвечает за финансирование и контроль системы ОМС на региональном уровне.

Сейчас страховые компании выступают «третьей стороной» между пациентом и больницей, следят за качеством помощи и защищают интересы людей. В новых поправках предлагается убрать этот «промежуточный уровень» и передать все функции (и оказание медицинской помощи, и контроль ее качества) одной структуре — территориальному фонду ОМС.
Вы знаете об этих поправках в закон хорошо, что-то слышали или узнали сейчас впервые?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Знаю хорошо

3

Что-то слышал, без подробностей

22

Впервые узнал сейчас

75

Если выбирать между независимой от государства страховой компанией и территориальным фондом ОМС, то какую организацию Вы бы предпочли в следующих ситуациях, связанных с медицинской помощью по полису ОМС?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Независимая страховая компания

Территориальный фонд ОМС

Мне все равно

Затрудняюсь ответить

Представлять интересы пациента в рассмотрении спорных ситуаций с медицинской организацией

67

18

5

10

Помогать пациенту оформить обращение или жалобу или претензию на качество медицинской помощи

65

19

7

9

Контролировать качество медицинской помощи, оказываемой по полису ОМС

59

20

8

13

Применять меры ответственности (штрафы) при выявлении нарушений со стороны медицинских учреждений

51

26

8

15

Сейчас обсуждается предложение, по которому функции страховых компаний в системе ОМС могут перейти к территориальным фондам, т.е. работу с обращениями пациентов и контроль качества медицинской помощи будет осуществлять только территориальный фонд ОМС. Как Вы считаете, это повлияет на качество и доступность медицинской помощи или нет? Если повлияет, то как?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Скорее улучшится

12

Скорее ухудшится

37

Практически не изменится

32

Другое

3

Затрудняюсь ответить

16

Есть разные мнения о том, как может измениться контроль за качеством медицинской помощи со стороны территориальных фондов ОМС. Какое из следующих суждений ближе к Вашему мнению?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Со стороны фонда контроль станет более объективным и строгим, чем сейчас

12

Контроль останется примерно на том же уровне, что и сейчас

39

Контроль станет менее объективным и строгим, чем сейчас

34

Затрудняюсь ответить

15

Представьте ситуацию: Вы обратились с жалобой относительно получения медицинской помощи по полису ОМС (например, отказ предоставления, требование оплаты, низкое качество и пр.). Как Вы считаете, кто сможет лучше защитить Ваши интересы и обеспечить более объективное и справедливое разрешение спорной ситуации с медицинской организацией?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Специалисты страховой медицинской организации

44

Специалисты территориального фонда ОМС

13

Не важно, кто представляет мои интересы, это не влияет на результат

24

Другое

5

Затрудняюсь ответить

14

Тематический каталог

Эксперты АЦ ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07