Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото:
Экономика

Потребительское поведение россиян: «до» и «во время» кризиса

Фото:
Коротко о главном
  • Постепенно продолжает увеличиваться доля тех, кто оценивает ситуацию в экономике как кризисную
  • Как и прежде, россияне чаще всего думают, что СМИ недостаточно откровенно и полно освещают тему кризиса (39%)
  • Как и месяц назад, наши сограждане считают Россию страной, наиболее пострадавшей от кризиса
  • За месяц несколько снизилась доля россиян, сильно обеспокоенных кризисом - с 56% до 51%
  • Между тем, более половины наших сограждан фиксируют уменьшение доходов за последний месяц (56%)
  • Если в 2008 году об увеличении накоплений сообщали 15% (14% - несколько возросли, 1% - значительно возросли), то сейчас - только 6% (5% и 1% соответственно)
  • Главные проявления кризиса, с которыми столкнулись россияне, - рост цен (85%) и уменьшение доходов (40%)
  • Кризис заставил россиян экономить, в первую очередь, на продуктах питания (50%), одежде и обуви (42%)
  • Что касается коммунальных платежей, то на них россияне чаще всего тратят менее половины (25-49%) своих доходов - об этом сообщают 45%
  • Несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию, более трети россиян уверены, что материальное положение их семьи не изменится в ближайший год (38%)
  • За год почти вдвое выросла доля тех, кто считает, что кризис - это долгосрочный процесс, скорого выхода из которого не предвидится
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Постепенно продолжает увеличиваться доля тех, кто оценивает ситуацию в экономике как кризисную
  • Как и прежде, россияне чаще всего думают, что СМИ недостаточно откровенно и полно освещают тему кризиса (39%)
  • Как и месяц назад, наши сограждане считают Россию страной, наиболее пострадавшей от кризиса
  • За месяц несколько снизилась доля россиян, сильно обеспокоенных кризисом - с 56% до 51%
  • Между тем, более половины наших сограждан фиксируют уменьшение доходов за последний месяц (56%)
  • Если в 2008 году об увеличении накоплений сообщали 15% (14% - несколько возросли, 1% - значительно возросли), то сейчас - только 6% (5% и 1% соответственно)
  • Главные проявления кризиса, с которыми столкнулись россияне, - рост цен (85%) и уменьшение доходов (40%)
  • Кризис заставил россиян экономить, в первую очередь, на продуктах питания (50%), одежде и обуви (42%)
  • Что касается коммунальных платежей, то на них россияне чаще всего тратят менее половины (25-49%) своих доходов - об этом сообщают 45%
  • Несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию, более трети россиян уверены, что материальное положение их семьи не изменится в ближайший год (38%)
  • За год почти вдвое выросла доля тех, кто считает, что кризис - это долгосрочный процесс, скорого выхода из которого не предвидится

МОСКВА, 24 марта 2009 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как изменилось мнение россиян о финансовом кризисе в марте, и как повлияла экономическая ситуация на потребительское поведение,  доходы и расходы россиян.

Экономический кризис: оценки и прогнозы россиян 

Постепенно продолжает увеличиваться доля тех, кто оценивает ситуацию в экономике как кризисную (в марте прошлого года так думали 14%, в декабре - уже 34%, а в январе-марте - уже 43-44%) или катастрофическую (в марте прошлого года - 1%, в декабре - уже 8%, в марте с.г. - 12%).  Нестабильное состояние экономики отмечает каждый третий (33%), стабильное - только 4% (в сентябре так считали 19%). Наконец, лишь 1% отмечает динамичное развитие экономики.  

Кризис постепенно становится темой обсуждения большинства россиян: с января доля тех, кто активно обсуждает экономическую ситуацию, выросла с 59% до 68%. Напомним, что год назад, в марте 2008 года, об этом сообщали лишь 17%. Напротив, несколько снизилась доля тех, кто не участвует в обсуждении кризиса - с 17% в январе до 10% в марте. Между тем, 21% сообщают, что разговоры о кризисе в их окружении не ведутся - за год доля таких респондентов снизилась более, чем в три раза (в марте прошлого года об этом сообщали 68%).

Как и прежде, россияне чаще всего думают, что СМИ недостаточно откровенно и полно освещают тему кризиса (39%). 27%, напротив, полагают, что информации об экономических проблемах вполне достаточно, чтобы разобраться в происходящем. 24% наших сограждан склонны думать, что СМИ зачастую преувеличивают последствия кризиса, «разжигают страсти на пустом месте».

Как и месяц назад, наши сограждане считают Россию страной, наиболее пострадавшей от кризиса, причем доля таких респондентов выросла - с 43% в феврале до 47% в марте. 34% полагают, что наиболее остро ситуация складывается в США (34%, в феврале - 30%), каждый десятый (11%) уверен, что пострадали, в первую очередь, страны Евросоюза. Напомним, что в декабре прошлого года россияне считали США главной жертвой кризиса (47%), в январе мнения наших соотечественников разделились: 37% называли наиболее пострадавшим государством США, 34% - Россию.  

За месяц несколько снизилась доля россиян, сильно обеспокоенных кризисом - с 56% до 51%. 36% сообщают, что кризис их волнует, но не сильно (в феврале - 31%). 8% заявляют, что экономическая ситуация их почти не беспокоит, 3% - абсолютно не беспокоит. 

Доходы и сбережения 

С января по февраль индекс оценки материального положения («Как бы Вы оценили в настоящее время материальное положение Вашей семьи?») опустился до уровня 2005 года: с 43 до 35. Напомним, что в сентябре 2008 года он составлял 60, а затем наметилась тенденция к его снижению.  

Между тем, более половины наших сограждан фиксируют уменьшение доходов за последний месяц (56%). Доля таких респондентов наиболее велика среди тех, кому не хватает деньги даже на продукты (66%). 39% россиян сообщают, что за месяц их доходы не изменились - чаще такой ответ дают представители среднего класса (50%). Лишь у 2% доходы выросли.  

Если в 2008 году об увеличении накоплений сообщали 15% (14% - несколько возросли, 1% - значительно возросли), то сейчас - только 6% (5% и 1% соответственно). Напротив, возросла доля тех, кто отмечает уменьшение сбережений: с 18% в 2008 году (11% - несколько уменьшились, 7% - значительно уменьшились) до 29% (15% и 14% соответственно). У 34% объем накоплений не изменился (в 2008 году - 41%). 30% затруднились ответить.  

Если в 2008 году накоплений не делали 68%, сейчас доля таких респондентов выросла до 72% (в 2005 году - 64%). Чаще это те, кому денег не хватает даже на продукты (92%). 23% сообщают, что откладывают деньги (в 2008 году - 26%), наиболее склонны заявлять об этом представители среднего класса (46%).  

За год увеличилась доля россиян, находящихся за чертой бедности (тех, кому денег не хватает даже на продукты), почти в два раза - с 8% в феврале 2008 года до 14% в феврале текущего года. Выросло и количество бедных (тех, кому на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения) - с 28% до 32%. Напротив, сузилась средняя прослойка (денег хватает на продукты и одежду, но покупка вещей длительного пользования является проблемой) - с 46% до 39%. Наконец, 12% относят себя к среднему классу.   

Расходы и экономия на них 

Главные проявления кризиса, с которыми столкнулись россияне, - рост цен (85%) и уменьшение доходов (40%). Далее следуют отказ от некоторых товаров и услуг (25%), задержки заработных плат, стипендий, пособий или же их сокращение (по 21%), увольнения с работы (17%), паника и депрессия в окружении и ухудшение качества коммунальных услуг (по 14%), сокращение рабочего дня и вынужденные отпуска (13%), необходимость оказания помощи близким и взять деньги в долг (по 12%), невыплата премий, бонусов и рост преступности (по 11%), отказ в получении кредита (9%). Замыкают этот рейтинг кризисных симптомов невозможность выплаты по ранее взятому кредиту (7%), ухудшение условий работы, отсутствие в магазинах привычных товаров и повышение процентной ставки по кредиту (по 6%), отказ в выдаче денег в банке (3%).  

Кризис заставил россиян экономить, в первую очередь, на продуктах питания (50%), одежде и обуви (42%). 30% наших сограждан сократили расходы на развлечения, 29% - на отдых, отпуск. 24% экономят на лечении и медикаментах, 20% - приобретении  крупной бытовой техники, 18% - на больших покупках (недвижимости, автомобилях), 17% - на связи (в том числе, мобильная). 16% снижают расходы на транспорт, 15% - мелкую бытовую технику, по 14% - на предметах роскоши и коммунальных расходах,  6% - на образовании. Впрочем, 12% россиян сообщают, что ни на чем не экономят.  

Траты на питание по-прежнему составляют более половины дохода семьи у 51% наших сограждан: 41% сообщают, что тратят на них 50-74% своих доходов, а 10% - от 75% и более своих средств. 37% россиян сообщают, что на продукты питания тратят 25-49% доходов семьи (в 2007 году об этом сообщали 29%). Лишь у 6% расходы на питание составляют менее четверти доходов (25% и менее от доходов семьи).  

Что касается коммунальных платежей, то на них россияне чаще всего тратят менее половины (25-49%) своих доходов - об этом сообщают 45%. У 35% наших сограждан эти расходы составляют около четверти (25%) семейного бюджета - впрочем, с прошлого года доля таких респондентов снизилась (с 40%). О том, что тратят на коммунальные платежи от 50% до 74% доходов или же более 75% доходов сообщают 11% и 2% россиян соответственно.  

Прогнозы и намерения

По сравнению с декабрем 2008 года снизился и индекс социального оптимизмаКак Вы считаете, через год Вы (Ваша семья) будете жить лучше или хуже, чем сейчас?»): если в конце прошлого года он составлял 40, то в январе-феврале держится на отметке 34. Это наиболее низкое значение индекса за весь период измерения (напомним, что за последние годы самые низкие значения индекса были зафиксированы в апреле 2005 года (43) и ноябре прошлого года (37)).  

Несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию, более трети россиян уверены, что материальное положение их семьи не изменится в ближайший год (38%). 32% делают пессимистичные прогнозы, прогнозируя его ухудшение. В то же время, 13% полагают, что в ближайший год материальное положение их семьи улучшится. 18% затруднились ответить.

За год почти вдвое выросла доля тех, кто считает, что кризис - это долгосрочный процесс, скорого выхода из которого не предвидится: в марте 2008 года так считали 31%, в марте с.г. - уже 59%. По сравнению с январем текущего года, несколько снизилось количество россиян, уверенных в скором выходе из кризиса - с 33% до 27% (год назад, в марте 2008 года так считали 25%). 14% затруднились ответить.  

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён в феврале-марте 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07