Аналитический обзор
Фото:
Экономика

Потребительские настроения: навстречу лету

В мае кредитное доверие россиян немного выросло. В потребительских настроениях россиян появились первые признаки улучшения, однако принцип «стараться тратить по минимуму» остается господствующим. Как результат, дефляции как таковой в России пока нет, но риски ее возникновения постепенно увеличиваются.
Фото:
Коротко о главном
  • Индекс потребительского доверия растет
  • Впервые за полгода «в плюсе» и индекс кредитного доверия
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Индекс потребительского доверия растет
  • Впервые за полгода «в плюсе» и индекс кредитного доверия

МОСКВА, 7 июня 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, насколько подходящим россияне считают нынешнее время для крупных покупок и кредитов, какую модель экономического поведения считают наиболее верной.

Потребительские настроения россиян постепенно улучшаются. Индекс потребительского доверия* с февраля по май прибавил 5 пунктов (с 29 до 34 п.), при диапазоне от 10 до 90 п. Год назад показатель находился на том же уровне (33 п.), однако в докризисный период его значения были значительно выше (52 п. в июне 2014 г.). Неблагоприятным для крупных покупок нынешнее время считают 63% россиян, приемлемым – 23%.

Индекс кредитного доверия**, на протяжении нескольких месяцев стагнировавший на уровне минимальных годовых значений (17-18 п. в апреле), в мае начал улучшать позиции (20 п.). Его возможный минимум 10 и максимум 90 п. Для сравнения, год назад он был равен 23 п., в 2009 г. – 21 п. В аналогичные периоды 2010-2014 гг. в вопросах кредитования россияне были настроены более оптимистично. Положительная динамика наблюдается на фоне сокращения доли респондентов, называющих нынешнее время для кредитов неподходящим (до 83%).

В вопросе доверия банкам за последний месяц ситуация практически не изменилась: 36% советуют положить свободные деньги в банк, тогда как 38%, напротив, предлагают забрать со счетов свои накопления.

Доля тех, кто считает необходимым сократить повседневные расходы, держится на уровне максимальных значений (66% в апреле, 64% в мае). Четверть опрошенных (24%) полагает, что имеющиеся сбережения лучше вложить во что-нибудь ценное, а повседневный доход потратить (зарплаты, пенсии) на необходимые покупки.

Ситуацию оценивает эксперт ВЦИОМ Олег Чернозуб: «В потребительских настроениях россиян появились первые признаки улучшения, однако продефляционная модель «стараться тратить по минимуму» остается господствующей. На фоне того, что остатки средств на счетах предприятий и населения увеличивались все последнее время, - это тревожный симптом. Инфляция в российской экономике ощутимо снижается, а нежелание расставаться с деньгами - растет. Дефляции как таковой еще нет, но риски ее возникновения постепенно увеличиваются».

*Индекс потребительского доверия показывает, насколько благоприятным россияне считают нынешнее время для совершения крупных покупок. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, сейчас – хорошее время, чтобы делать крупные покупки, или нет?» Ответу «Скорее хорошее» присваивается коэффициент 0,9, ответу «Скорее плохое» – 0,1, «Затрудняюсь ответить» – 0,5. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от 10 до 90. Чем выше значение индекса, тем более благоприятным россияне считают текущий момент для крупных приобретений.

**Индекс кредитного доверия показывает, насколько благоприятным россияне считают нынешнее время для кредитования. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, сейчас хорошее время, чтобы брать кредиты, или нет?». Ответу «Скорее хорошее» присваивается коэффициент 0,9, ответу «Скорее плохое» – 0,1, «Затрудняюсь ответить» – 0,5. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от 10 до 90. Чем выше значение индекса, тем более благоприятным россияне считают текущий момент для взятия кредита.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 28-29 мая 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 9 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ. 

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07