В течение всего года у россиян сохраняется нежелание совершать крупные покупки и брать кредиты. Впрочем, пессимистичные настроения стали ослабевать.
МОСКВА, 19 октября 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, насколько подходящим россияне считают нынешнее время для крупных покупок и кредитов, какую модель экономического поведения считают наиболее верной.
Сегодня россияне более оптимистичны относительно крупных трат и кредитования, чем в начале года. Однако чуть менее оптимистичны, чем в прошлом месяце. Индекс потребительского доверия* незначительно снизился с 36 п. в августе до 35 п. в сентябре, при диапазоне от 10 до 90 п. Год назад показатель был немного ниже (32 п.), тогда как в предыдущие годы уровень значений, напротив, был выше (он колебался от 42 до 53 п. в течение 2010-2014 гг.) Неблагоприятным для крупных покупок нынешнее время считают 60% наших сограждан, приемлемым – 23%.
Индекс кредитного доверия** остается на уровне максимальных годовых значений (21 п.), несмотря на то, что за месяц он также немного потерял (с 22 п. в августе), при диапазоне от 10 до 90 п. Однако он был существенно выше в докризисные годы (32–34 п. в 2010 -2014 гг). Доля респондентов, называющих нынешнее время для кредитов неподходящим, - на уровне 80%, и все еще существенно превышает долю положительных ответов - 9%.
Россияне по-прежнему не могут определиться в отношении к банкам: практически сравнялось число сторонников забрать деньги из банка, и тех, кто считает, что свободные средства лучше положить в банк (36% и 38% соответственно). Однако если последних с начала года стало больше (рост с 33% в январе), то число противников хранения денег в банке за тот же период снизилось (с 41%).
С сентября прошлого года практически неизменными остаются доли россиян, не желающих тратить средства, – 61%, и тех, кто предпочитает побыстрей расстаться с зарплатой или пенсией, - 25%. Для сравнения в 2015 г. соотношение было 64% и 23% соответственно.
Ситуацию оценивает эксперт ВЦИОМ Олег Чернозуб: «На наших глазах в секторе домохозяйств формируется тенденция устойчивого сберегающего поведения: россияне продолжают очень осторожно относиться к своим тратам, но все чаще готовы инвестировать сэкономленную наличность. В нашем исследовании это выражается в неуклонном росте числа тех респондентов, которые готовы доверить свои временно-свободные средства банкам. В итоге мы видим, что объявленная накануне стратегия ЦБ стимулировать инвестиционную активность на основе мобилизации накоплений граждан имеет под собой определенную почву. При этом стоит помнить, что при грамотном управлении денежным хозяйством, один "потребительский" рубль, сэкономленный семьей на потреблении и доверенный банку, превращается в 10 "инвестиционных" рублей, влитых в развитие экономики страны».
*Индекс потребительского доверия показывает, насколько благоприятным россияне считают нынешнее время для совершения крупных покупок. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, сейчас – хорошее время, чтобы делать крупные покупки, или нет?» Ответу «Скорее хорошее» присваивается коэффициент 0,9, ответу «Скорее плохое» – 0,1, «Затрудняюсь ответить» – 0,5. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от 10 до 90. Чем выше значение индекса, тем более благоприятным россияне считают текущий момент для крупных приобретений.
**Индекс кредитного доверия показывает, насколько благоприятным россияне считают нынешнее время для кредитования. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, сейчас хорошее время, чтобы брать кредиты, или нет?». Ответу «Скорее хорошее» присваивается коэффициент 0,9, ответу «Скорее плохое» – 0,1, «Затрудняюсь ответить» – 0,5. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от 10 до 90. Чем выше значение индекса, тем более благоприятным россияне считают текущий момент для взятия кредита.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 24-25 сентября 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 9 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. <link research express>Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ