Аналитический обзор
Фото:
Экономика

Покупки и кредиты

Время покупать, не время - брать кредиты!
Фото:
Коротко о главном
  • Индекс потребительского доверия достиг максимума в нынешнем году (34 п.)
  • Две трети россиян (65%) уверены - тратить сегодня нужно по минимуму
  • 40% опрошенных считают правильным положить свободные средства в банк, 35%, напротив, – забрать их оттуда
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Индекс потребительского доверия достиг максимума в нынешнем году (34 п.)
  • Две трети россиян (65%) уверены - тратить сегодня нужно по минимуму
  • 40% опрошенных считают правильным положить свободные средства в банк, 35%, напротив, – забрать их оттуда

МОСКВА, 17 ноября 2015 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, насколько подходящим россияне считают нынешнее время для крупных покупок и кредитов, какую модель экономического поведения считают наиболее верной.

Индекс потребительского доверия* в октябре с.г. достиг годового максимума – 34 п. (при возможном диапазоне от 10 до 90). Однако в целом рост нельзя назвать существенным: с мая по сентябрь показатель держался на уровне 32-33 п. Большинство россиян (62% в октябре) считают нынешнее время для крупных покупок неблагоприятным. Нынешнее значение индекса (34 п.) превышает показатель января с.г. (30 п.), однако проигрывает результатам аналогичных периодов прошлых лет (42-46 п. в 2009-2014 гг.). Отсюда можно заключить, что к большим денежным тратам россияне в настоящее время готовы в меньшей степени, нежели в предыдущие годы.

В вопросе кредитования наши сограждане настроены еще более категорично: 82% полагают, что брать «взаймы» у банков сегодня нецелесообразно. Индекс кредитного доверия россиян** в сентябре-октябре с.г. составляет 20 п. (с 23 п. в августе), что ниже значений, зафиксированных в октябре 2009-2014 гг. В целом с начала года показатель держится в пределах 19-24 п.

Согласно анализу компании «Медиалогия», тема «потребительский кредит и ипотека» в российских СМИ в 2015 году упоминалась более 300 тыс. раз. В СМИ активно обсуждалась льготная ипотека, процедура банкротства физических лиц, а также изменение процентных ставок по кредитам.

Сократить денежные траты сегодня советуют две трети опрошенных (65%) – эта доля выросла до максимума за последние полгода. Иной позиции придерживаются втрое меньше – 24% – они полагают, что в нынешней ситуации вернее израсходовать зарплату на покупки и повседневные нужды (среди 35-44-летнихх – 31%, среди респондентов с высоким достатком – 29%).

Доверие к банкам в последние месяцы заметно выросло: тех, кто считает необходимым положить свободные деньги на счет, с августа по октябрь стало больше с 33% до 40% (среди 18-24-летних – 48%, среди москвичей и петербуржцев и материально обеспеченных – по 50%). Одновременно до минимума в нынешнем году (35%) снизилась доля респондентов, советующих забрать накопления из банков.

*Индекс потребительского доверия показывает, насколько благоприятным россияне считают нынешнее время для совершения крупных покупок. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, сейчас – хорошее время, чтобы делать крупные покупки, или нет?» Ответу «Скорее хорошее» присваивается коэффициент 0,9, ответу «Скорее плохое» – 0,1, «Затрудняюсь ответить» – 0,5. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от 10 до 90. Чем выше значение индекса, тем более благоприятным россияне считают текущий момент для крупных приобретений.

**Индекс кредитного доверия показывает, насколько благоприятным россияне считают нынешнее время для кредитования. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, сейчас хорошее время, чтобы брать кредиты, или нет?». Ответу «Скорее хорошее» присваивается коэффициент 0,9, ответу «Скорее плохое» – 0,1, «Затрудняюсь ответить» – 0,5. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от 10 до 90. Чем выше значение индекса, тем более благоприятным россияне считают текущий момент для взятия кредита.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 24-25 октября 2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей более 28 000 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: январь – ноябрь 2015 года.

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

 

При полном или частичном использовании, воспроизведении материалов системы «Медиалогия» в СМИ должна быть указана ссылка на компанию «Медиалогия».

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07