Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Культура

По святым местам

Каждый второй опрошенный посещал святые места и остался очень доволен. А среди тех, кто еще не был там, большая часть хотели бы туда попасть.
Фото:
Коротко о главном
  • Каждому второму россиянину довелось побывать в святых местах — 53% (2014 г. — 37%, 2020 г. — 43%). Чаще такие поездки совершают самостоятельно — 43% (2014 г. — 26%, 2020 г. — 31%).
  • 96% посещающих святые места положительно оценивают этот опыт (2014 г. — 94%).
  • Среди тех, кто ранее не бывал в подобных местах, 70% хотели бы в будущем оказаться там.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Каждому второму россиянину довелось побывать в святых местах — 53% (2014 г. — 37%, 2020 г. — 43%). Чаще такие поездки совершают самостоятельно — 43% (2014 г. — 26%, 2020 г. — 31%).
  • 96% посещающих святые места положительно оценивают этот опыт (2014 г. — 94%).
  • Среди тех, кто ранее не бывал в подобных местах, 70% хотели бы в будущем оказаться там.

МОСКВА, 22 января 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян об их опыте посещения святых мест.

Свято место пусто не бывает

Посещение святых мест — не только одна из важнейших религиозных практик, но и познавательный вид туризма. Это прекрасная возможность укрепить связь с Богом и обогатить духовных опыт, а также углубить знания об истории и культуре своей страны. По результатам мониторингового опроса ВЦИОМ, данная практика активно набирает популярность среди наших сограждан, причем речь именно о самостоятельных поездках к святым местам: всего за четыре года доля россиян, имеющих подобный опыт, выросла с 31% до 43%, а за 10 лет прирост составил 17 п.п. (2014 г. — 26%). Организованные поездки к святилищам в составе экскурсионной группы пока не стали более востребованы: как и в 2020 г., их совершали 16% россиян. В сумме побывать в святых местах доводилось каждому второму россиянину (53%, +10 п.п. к данным 2020 г.). Одно из возможных объяснений растущего интереса к паломничеству и религиозному туризму — повышение роли религии в жизни наших сограждан: по июльским данным ВЦИОМ, за последние 30 лет доля назвавших ее очень важной выросла в 2,5 раза, с 6% до 15%.

Еще одно возможное объяснение — активное проникновение в нашу жизнь интернета и социальных медиа. Людям стала доступнее информация о святых местах. Они могут получить подробные описания, фотографии и отзывы других посетителей, что помогает им лучше оценить эти места и спланировать свой отдых. Кроме этого, с развитием туристической инфраструктуры и маркетинговых усилий, связанных с привлечением туристов в святые места, стало легче и удобнее их посещать.

  • Россиянин, совершающий самостоятельные поездки к святым местам, — это в равной степени мужчина и женщина (44% и 42% соответственно), среднего или чуть старше среднего возраста (35-59 лет — 48-46%), с высшим или неполным высшим образованием (48%), с хорошим материальным положением (50%), житель одной из столиц (50%).
  • Россиянин, совершающий поездки к святым местам организованно, с экскурсией, — это скорее женщина (20% vs. 11% мужчин), молодого, до 25 лет (19%) или старшего, старше 60 лет (20%) возраста, с высшим или неполным высшим образованием (21%), жительница Москвы или Санкт-Петербурга (24%).
  • Россиянин, никогда не бывавший в святых местах, — это чуть чаще мужчина (49% vs. 45% среди женщин), 25-34 лет (52%), с неполным средним или средним образованием (60%), называющий себя неверующим (66%) или последователем ислама (73%).

Посещение святых мест неизменно оставляет у россиян положительные эмоции — абсолютное большинство из числа имеющих подобный опыт остались им довольны (96%, 2014 г. — 94%), это в одинаковой степени относится к тем, кто был там самостоятельно и в составе экскурсионной группы (по 96%).

Не бывали, но хотим!

Россияне, которые никогда не бывали в святых местах, демонстрируют высокий интерес к их посещению в будущем — 70%, причем за десять лет показатель заметно вырос (2014 г. — 56%). Чаще других это граждане старше 45 лет (45-59 лет — 74%, старше 60 лет — 77%), жители села или небольших населенных пунктов с численностью населения до 100 тыс. чел. (76% и 77% соответственно) и православные россияне (85%).

Каждый четвертый из числа тех, кто ранее не бывал в святых местах и не хотел бы оказаться там в будущем (26%, 2014 г. — 32%). В основном это молодежь до 35 лет (39-40%), жители крупных городов (Москва, Санкт-Петербург — 41%, города-миллионники — 38%, города с численностью населения 500-950 тыс. чел. — 33%), а также неверующие (70%).

12 января 2024 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 12 января 2024 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7959; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0181; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,1078. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом:  

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

В каждой стране, в том числе и в России, есть святые места — целебные источники, храмы, где покоятся мощи святых, выставлены чудотворные иконы и так далее. Доводилось ли Вам побывать в таких святых местах или нет?

(закрытый вопрос, до двух ответов, в % от всех опрошенных)

 

2014

2020

2024

Да, ездил самостоятельно

26

31

43

Да, ездил организованно с экскурсией

15

16

16

Нет, не был в таких местах

63

57

47

Затрудняюсь ответить

0

1

1

В каждой стране, в том числе и в России, есть святые места — целебные источники, храмы, где покоятся мощи святых, выставлены чудотворные иконы и так далее. Доводилось ли Вам побывать в таких святых местах или нет?

(закрытый вопрос, до двух ответов, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Да, ездил самостоятельно

43

44

42

40

41

48

46

37

Да, ездил организованно с экскурсией

16

11

20

19

10

14

14

20

Нет, не был в таких местах

47

49

45

45

52

43

46

49

Затрудняюсь ответить

1

1

0

0

1

0

0

1

Как Вы оцениваете опыт посещения таких святых мест?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, кто посещал святые места)

 

2014

2024

Скорее положительно, я остался доволен

94

96

Скорее отрицательно, я остался недоволен

1

2

Затрудняюсь ответить

5

2

Как Вы оцениваете опыт посещения таких святых мест?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, кто посещал святые места)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Скорее положительно, я остался доволен

96

95

96

98

94

95

96

96

Скорее отрицательно, я остался недоволен

2

2

2

0

3

2

2

1

Затрудняюсь ответить

2

3

2

2

3

3

2

3

А Вы хотели бы посетить такие святые места или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто не посещал святые места)

 

2014

2020

2024

Обязательно посещу при первой же возможности

11

14

18

Скорее хотел бы посетить такие места

45

54

52

Скорее не хотел бы посещать такие места

22

19

16

Ни при каких обстоятельствах не хотел бы оказаться в таких местах

10

9

10

Затрудняюсь ответить

12

4

4

А Вы хотели бы посетить такие святые места или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто не посещал святые места

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Обязательно посещу при первой же возможности

18

19

18

21

15

20

20

17

Скорее хотел бы посетить такие места

52

51

53

40

41

50

54

60

Скорее не хотел бы посещать такие места

16

17

16

27

26

18

12

10

Ни при каких обстоятельствах не хотел бы оказаться в таких местах

10

9

10

12

14

9

10

7

Затрудняюсь ответить

4

4

3

0

4

3

4

6

Кирилл Родин
Директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ

«Рост числа россиян, побывавших в «святых местах», как мы видим, двукратный, причём основной прирост произошёл за последние четыре года. Что стало причиной? Во-первых, это бум внутреннего туризма. Во-вторых, бум религиозных и квазирелигиозных практик, интереса к эзотерике, магии и другим ненаучным способам взаимодействия с реальностью. И интереса к историческим местам. В-третьих, рост популярности патриотизма. Пока эти факторы продолжают действовать, можно ожидать продолжения отмеченного тренда».


21 декабря 2024
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07