МОСКВА, 5 мая 2006 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования отношения россиян к предстоящему вступлению нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Проведенный ВЦИОМ мартовский опрос 2006 г. убедительно показывает перевес сторонников вступления в ВТО. Так, 44% людей считает, что вступление в ВТО в целом соответствует интересам России, в то время как только 22% настроены к ВТО враждебно и полагают, что такое вступление идет в раз-рез со стратегическими интересами страны. Однако не следует обманываться подобным доминированием «дружелюбия» россиян к ВТО. Ситуация сильно корректируется, если на проблему посмотреть в динамике. Так, за период 2002-2006 гг. произошли заметные сдвиги в сторону усиления скептических настроений. Например, доля сторонников вступления России в ВТО в 2002 г. составляла 56% против 44% в 2006 г. То ли чрезмерная затянутость переговорного процесса, то ли бесчисленные аргументы оппозиции сыграли свою роль, но за прошедшие 4 года радужные надежды заметно ослабли.
Если в отношении доли сторонников и противников в последние 2 года имели место разнонаправленные сдвиги, то доля россиян, затруднившихся ответить, имела однонаправленную тенденцию к росту. С 2002 г. по 2006 г. ее величина увеличилась с 28 до 33%. Это означает, что, как это ни парадоксально, но с течением времени понимание ситуации среди россиян становится все меньше и меньше. Похоже, многолетние дискуссии о присоединении к ВТО только сбивают население с толку и оно все хуже ориентируется в пространстве своих ВТО-выгод.
Помимо усредненных данных особый интерес представляют региональные настроения, которые довольно сильно дифференцированы. Так, в Дальневосточном федеральном округе наблюдается безоговорочная поддержка стратегии вступления в ВТО – 54,3% сторонников и лишь 8,7% противников. Между тем в Центральном федеральном округе расклад сил уже не такой впечатляющий – 38 против 30%. Имеющиеся данные позволяют предположить, что в настроении россиян к ВТО прослеживается некая географическая закономерность: чем дальше регион от границы, тем меньше жаждут в нем присоединения к ВТО, и наоборот, чем ближе он к границе, тем сильней желание «подключиться» к ВТО. По всей вероятности, жители приграничных регионов имеют просто-напросто больше возможностей почувствовать на себе благотворное влияние притока иностранных товаров.
В 2006 г. 30% россиян отдали свои голоса за то, чтобы вступить в ВТО как можно скорее, в то время как за то, чтобы повременить со вступлением – 31%, а за то, чтобы вообще не вступать – 12%. В данном случае просматривается более бескомпромиссная позиция, чем в предыдущем году, когда аналогичные цифры имели следующие значения: 27, 36 и 12%. Данные результаты свидетельствуют о том, что россияне утомились долгим ожиданием и начинает срабатывать простой психологический принцип: скорей бы уж вступить – и делу конец.
Все прошедшие годы широко обсуждалась проблема отечественных производителей, которые могли пострадать от вступления нашей страны в ВТО.
Опросы показывают, что процент «патриотов», которые выступают за поддержку отечественного производителя и ограничение доступа на российский рынок импортеров из-за рубежа, даже невзирая на возможный рост цен и низкое качество отечественных товаров, значительно выше процента «космополитов-прагматиков», которые выступают за отказ от поддержки отечественного производителя и снятие барьеров на пути зарубежных товаров в Россию. Так, в отношении защиты от конкуренции сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности соотношение сил «патриотов» и «космополитов» составляет соответственно 83,5 и 8,4%, для самолетостроения – 75,8 и 13,4%, для банковского сектора и страховых услуг – 65,3 и 17,9%.
Интересно, что начиная с 2005 г. растет доля противников поддержки отечественного производителя, падает доля их сторонников, растет доля не определившихся со своей позицией. Доля «патриотов» в 2006 г. по сравнению с 2005 г. для сельского хозяйства и пищевой промышленности упала с 93,0 до 83,5%, для самолетостроения – с 88,0 до 75,8%, для банковского сектора и страховых услуг – с 80,0 до 65,4%. Таким образом, прагматизм россиян хоть и медленно, но растет: люди все меньше хотят расплачиваться за нерадивость отечественного производителя.