МОСКВА, 29 июля 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян о повышении квалификации.
В ногу со временем |
Мир меняется стремительно, и для успешной самореализации и карьерного роста крайне важно постоянно совершенствовать свои знания и навыки. На фоне технологических и социальных трансформаций вырос запрос россиян на высшее образование. В последние 15-20 лет в российском обществе наблюдается устойчивая тенденция к увеличению доли граждан, достаточным уровнем квалификации считающих высшее образование (включая два высших и аспирантуру). Если в 2004 г. таковых было 47%, то в 2013 г. — уже 54%, в 2017 г. — 55%, а в наши дни — 60%. Одновременно с этим снижается доля россиян, считающих достаточным уровень только школьного образования (9-11 классов и меньше): с 15% в 2004 г. до 6% в 2024 г. Возможно, это связано с растущими требованиями рынка труда и осознанием необходимости постоянного развития и повышения квалификации в условиях быстро меняющегося мира.
В то же время показатели среднего специального образования остаются стабильными на уровне 27-32%. Это может говорить о сохранении значимости и востребованности среднего профессионального образования в глазах населения.
В восприятии ценности и необходимости высшего образования наблюдается четкая возрастная дифференциация. О достаточности высшего образования (включая два высших и аспирантуру) чаще говорят россияне до 45 лет (66-71%), то есть те, кто еще активен на рынке труда. Чем моложе россияне, тем выше их образовательные запросы: среди 18-24-летних о двух высших как достаточном уровне образования говорят 15% (vs. 8% среди всех россиян), об аспирантуре —— 6% (vs. 2% среди всех россиян). Среди граждан старше 45 лет примерно треть (30-33%) уверены, что можно обойтись и средним специальным образованием. Этот вариант среди 18-24-летних звучит более чем в два раза реже — 13%. Иными словами, для более молодых поколений, активно входящих в трудовую жизнь, высшее образование воспринимается как обязательный и желательный уровень квалификации. Старшее же поколение еще сохраняет ориентир на среднее специальное образование как достаточное. Такие поколенческие разрывы могут свидетельствовать о смене образовательных приоритетов. Этот тренд отражает как растущие требования рынка труда, так и изменение жизненных стратегий и установок молодого поколения.
Как правило, россияне со средним специальным (53%) и высшим (69%) образованием считают достаточным для себя имеющийся уровень образования. Тогда как россияне с неполным или полным средним образованием чаще ориентированы на более высокий образовательный уровень (среднее специальное — 19-30% или высшее — 28-31%).
|
Еще один фактор образовательных запросов — урбанизированность: чем больше размер населенного пункта, тем чаще его жители говорят о необходимости получения высшего образования (включая два высших и аспирантуру): 78% в Москве, Санкт-Петербурге vs. 44% на селе. Значительный разрыв (в 1,8 раза) в образовательных запросах между жителями крупных городов и сельской местности объясняется, скорее всего, более высокими требованиями рынка труда в крупных городах, где сконцентрированы рабочие места, требующие высокой квалификации и высшего образования; более широкими возможностями получения высшего образования в городах, а также более высокими карьерными амбициями у жителей крупных городов на фоне высокой трудовой конкуренции.
Учиться никогда не поздно! |
За последние двадцать лет изменились также и представления россиян о том, как часто нужно повышать свою квалификацию, чтобы чувствовать себя уверенно на рынке труда. Две трети (68%, +19 п.п. к 2004 г.) сегодня считают, что делать это нужно не реже, чем раз в три года, в том числе каждый третий (35%, +12 п.п. к 2004 г.) уверен, что лучше ежегодно. С 2004 г. двукратно снизилась доля тех, кто вовсе не видит необходимости в повышении квалификации: с 16% до 8% в текущем замере. О том, что переподготовку надо проходить раз в пять лет, сегодня, как и двадцать лет назад, говорят 17% россиян. Все больше граждан осознает, что для сохранения конкурентоспособности необходимо постоянно обновлять свои знания и навыки, адаптируясь к быстро меняющимся условиям рынка труда.
О том, что «прокачивать» компетенции лучше как можно регулярнее, раз в год, чаще говорят россияне активного трудоспособного возраста (40-45% среди 18-44-летних vs. 27-34% среди россиян старше 45 лет), а также мужчины (39% vs. 31% среди женщин), работники коммерческой сферы (36% vs. 24% среди бюджетников) и граждане с хорошим материальным положением (40% vs. 30%). То есть важность постоянного развития своих компетенций в большей степени осознают молодые, активные, обеспеченные мужчины в коммерческом секторе.
|
Лучшая инвестиция — в свое образование? |
Трансформация взглядов россиян на необходимость регулярного повышения квалификации подтверждается и на практике. За последние пять лет процент тех, кто не занимался развитием своих компетенций, сократился с 52% в 2019 г. до 39% в 2024 г. В общей сложности переподготовкой занимались 60% россиян (2019 г. — 48%). Одновременно с этим на 10 п.п. выросла доля тех, кто повышал профессиональные компетенции в течение года или проходит обучение сейчас (2019 г. — 23%, 2024 г. — 33%).
Наиболее активно совершенствуются в профессии россияне 25-44 лет, те, кто находится в активной фазе построения карьеры. В этой возрастной группе опыт повышения квалификации в течение последних пяти лет имеют 74-79%, а также отмечен максимум переобучавшихся в течение последнего года — 37%. После 45 лет показатель начинается снижаться: среди 45-59-летних опыт переподготовки в течение последних пяти лет есть у 64%, в старшей возрастной группе, после 60 лет, — у 35%.
Наличие достаточных финансовых ресурсов существенно повышает вовлеченность россиян в процесс непрерывного профессионального развития. «Богатые» россияне в целом активнее развивают навыки (в течение последних пяти лет это делали 64% (vs. 41% в группе с низким доходом), причем делают это регулярнее: в течение года проходили курсы или программы 38% (vs. 19% в группе с низким доходом). Такие различия, по-видимому, связаны с наличием больших ресурсов для инвестирования в собственное образование, кроме того, граждане с хорошим материальным положением чаще занимают более высокие должности, к которым предъявляются советующие требования о переподготовке.
Но в большей степени на опыт переподготовки влияет уровень образования. Среди россиян с неполным средним образованием в течение последних пяти лет повышали свои профессиональные навыки 25%. Этот показатель среди граждан с высшим или неполным высшим образованием достигает 72%, в том числе 43% развивали компетенции в течение последнего года (vs. 8% в группе с неполным средним и 21-24% в группе со средним и средним специальным).
|
Россияне о своей квалификации |
Сегодня россияне чаще, чем когда-либо за время замеров с 2004 г., оценивают свою квалификацию как полностью соответствующую выполняемой работе (41%). В предыдущие годы так считали 35-37%. Показатель выше среди мужчин (47%), граждан, находящихся в активной карьерной фазе (25-44 лет — 53-55%), с хорошим материальным положением (49%), получающих или имеющих диплом об окончании вуза (48%), а также работников бюджетной сферы (68%).
Небольшая доля россиян (8%) считает свой уровень компетенций выше, чем требуется. А 6% признали, что им не хватает образования, квалификации для выполнения нынешней работы, граждане с неполным или полным средним образованием признают это в два раза чаще (12-13%). Работают не по специальности 13% россиян, причем среди молодежи 18-34 лет это каждый четвертый-пятый (20-25%). Также чаще работают не по специальности представители коммерческого сектора (21% vs. 14% среди бюджетников).
В целом растущая самооценка соответствия квалификации работе говорит о повышении уверенности россиян в своих профессиональных навыках и компетенциях. Это может быть связано как с реальным ростом квалификации, так и с изменением ожиданий и требований к работникам. Более высокая самооценка квалификации среди мужчин, активных работников среднего возраста, а также граждан с высоким материальным достатком и образовательным уровнем, вероятно, отражает более выгодное положение этих групп на рынке труда, их более высокую конкурентоспособность.
Разумность достаточного
Согласно исследованию ВЦИОМ, по достаточности уровня квалификации с 2004 по 2024 год восприятие среднего специального образования (СПО) как достаточного не демонстрировало большой динамики и колебалось в диапазоне 27-32% (2004 г. – 27%, 2013 г. – 32%, 2017 г. – 28%, 2024 г. – 27%). Что же касается высшего образования (ВО), то если в 2004 году его воспринимали как достаточное 40% опрошенных, то затем произошло приращение в 8-10%, которое образовало «плато» (2013 г. – 49%, 2017 г. – 48%, 2024 г. – 50%).
Прирост запроса на высшее образование как must have, объясняется, главным образом, тем, что на рубеже 90-х и «нулевых» при приеме на работе формальную «корочку» о ВО не всегда спрашивали, а спрашивали «а что ты реально умеешь делать?» Поэтому на рынке было немало людей, которые не имели диплома (многие бросали вузы на третьем, четвертом и даже пятом курсе), но при этом считались высококвалифицированными специалистами (сами чему-то где-то научились). Начиная, примерно, с середины «нулевых», практически повсеместно при приеме на работу начали требовать «корочку». Отсюда и желание получать законченное высшее образование и свидетельствующий о нем университетский диплом.
С СПО ситуация интереснее. Здесь мы сталкиваемся с ситуацией, когда сложившиеся ментальные клише об СПО как «уделе середнячков, которые не способны поступить в вузы» не успевают за быстро меняющейся реальностью. Так в 2023 году колледжи обогнали вузы по числу поступающих[1]. Более 60% девятиклассников выбирают обучение в колледжах[2]. Из тех, кто окончил образовательные организации СПО, далее в вузы идут не более 20% ежегодного выпуска[3]. Причина – «разумная достаточность». В связи с бумом в IT-индустрии и ОПК, выпускник крепкого колледжа, находящегося в системе «профессионалитета» (кастомизация колледжей под крупнейшие промышленные и технологические компании), через 2-3 года после окончания, получив достаточно высокий разряд, может начать зарабатывать больше, чем выпускник «середнячкового» вуза за тот же временной интервал. Современная молодежь стремится рано выходить на рынок труда, и, если учеба в СПО дает быстрый достойный заработок, то «фетишизация» учебы в вузе уходит на второй план. В моменте «базис» (текущие реалии рынка труда) может опережать «надстройку» (сложившиеся устойчивые восприятия), но на среднесрочном горизонте, как правило, происходит коррекция и ментальных паттернов.
[1] Колледжи обогнали вузы по числу поступающих - Кравцов - РИА Новости, 18.08.2023 (ria.ru)
[2] В российские колледжи в 2023 году поступили 1,2 млн человек (tass.ru)
[3] Почему школьники отказываются от высшего образования в пользу СПО (iz.ru)