МОСКВА, 1 апреля 2005 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные об отношении россиян к «общественному» телевидению и новым телеканалам.
Как известно, существуют разные подходы к организации телевизионного вещания. Один из подходов предполагает развитие «универсальных» каналов, когда один канал включает в себя самые разные тележанры – кино, ток-шоу, новости, сериалы и т. д. Противоположный вариант – это развитие специализированных тематических каналов (детских, спортивных, религиозных, учебных и т. д.). Мнения респондентов относительно того, какой из двух подходов лучше, разделились примерно поровну: 44% – за «универсализм», 43% – за «специализацию». Молодежь и люди с высшим образованием чаще отдают предпочтение развитию специализированных телеканалов, люди старшего возраста – универсальных.
Большинство россиян считают необходимым создание новых специальных тематических телеканалов. Каждый пятый (21%) полагает, что не надо этого делать. В первую очередь нужен детский развлекательный канал, считают 18% опрошенных. 16% – за приоритетное создание учебного канала. 13% - сторонники запуска еще одного информационно-новостного канала, подобного «Евроньюс» и «Си-Эн-Эн»). За канал отечественной и зарубежной киноклассики – 12%; за канал путешествий, фауны и флоры – 12%; за канал «полезных» передач (ведение и ремонт дома, дачи, кулинария и т. п.) – 11%. Каждый десятый респондент считает, что нужен развлекательный канал, по которому бы шли ток-шоу, юмористические, сатирические передачи. Считают, что нужно создать военно-патриотический канал, 9%; канал научных и научно-популярных передач, фильмов – 8%; телесериалов, – 7%; столько же респондентов видят необходимость в специальном канале, где бы показывали передачи о литературе, живописи, архитектуре.
В конце списка телеканалов, которые желательно было бы создать, оказались религиозные каналы (православной или неправославной ориентации – 4 и 2%), о моде и стиле жизни (4%), о товарах и услугах (3%).
Идея создать в России канал, который существовал бы за счет добровольных взносов телезрителей и был бы независим в своей эфирной политике от государства и бизнеса, получает поддержку 36% опрошенных. В то же время более половины респондентов (55%) придерживаются противоположной точки зрения (в их числе 25% – категорические противники этой идеи).
Готовы в меру своих возможностей поддержать такой телеканал финансово из личных средств 24%. Не стали бы оказывать финансовую помощь 71% опрошенных. Чем выше доходы респондентов, тем чаще они выражают готовность участвовать в финансировании гипотетического Общественного телеканала. Среди респондентов с доходами свыше 5000 рублей готовы платить за него уже 31% (против 24% в среднем по стране).
Отвечая на вопрос, сколько денег готовы платить за Общественное ТВ, 17% опрошенных ограничиваются суммой до 500 рублей в год. Еще 4% готовы платить до 1000 рублей, и почти столько же – более 1000 рублей.