МОСКВА, 16 сентября 2010 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты исследования, посвященного отношению к строительству автомагистрали Москва-Санкт-Петербург, дублирующей Ленинградское шоссе. Данные основаны на итогах опроса двух целевых аудиторий: населения, проживающего на севере Москвы и Московской области, и водителей, использующих трассу Москва - Санкт-Петербург в личных и рабочих целях. Кроме того, были проведены фокус-группы среди населения Москвы и Московской области.
Треть москвичей и жителей области практически каждый день простаивают в пробках (35%). В основном это те, кто пользуется личным автомобилем (56%). Несколько раз за неделю в подобной ситуации оказывается каждый пятый житель региона (19%), как правило, перемещающийся наземным личным или общественным транспортом (по 22%). Раз в неделю и реже с заторами на дорогах сталкиваются еще 18% респондентов, чаще всего это регулярные пассажиры такси (26%). Избежать пробок удается каждому четвертому жителю Москвы и области (25%), прежде всего, заядлым велосипедистам и пешеходам (53%).
Каждый день в пробках проводит время почти половина водителей, пользующихся Ленинградским шоссе (45%). Еще треть из них (32%) попадают в пробки несколько раз в неделю. В большинстве своем в транспортных заторах водители Ленинградки поводят от получаса до полутора часов (55%). Больше полутора часов обычно простоять в пробке приходится еще 29%. В меньшинстве - водители, преодолевающие затор за тридцать минут (10%).
Результаты фокус - групп показали, что для того, чтобы избежать попадания в пробку многие жители Москвы и Московской области вынуждены менять свой режим и распорядок дня таким образом, чтобы не использовать транспорт в часы пик: «я лучше ночью поеду на дачу, но в пробке стоять не буду».
По мнению жителей Москвы и области, главная причина транспортного коллапса в регионе - слишком большое количество личных автомобилей на дорогах (58%). Плохо продуманные транспортные развязки винит в пробках еще 41% респондентов. Около трети сетуют на нехватку и плохое состояние дорог (37 и 32% соответственно).
Подавляющее большинство жителей московского региона (80%) уверены, что решать транспортную проблему необходимо незамедлительно. Прежде всего, так считают те, кто попадают в пробку как минимум несколько раз за неделю (85-88%), респонденты средних лет (87%), с высоким уровнем доходов (84%), мужчины (83%). Каждый десятый (10%) убежден, что на решение проблемы пробок можно отвести от года до двух лет. Такая позиция характерна, в основном, для тех, кто попадает в пробку раз в неделю и реже (16%), высокообеспченных респондентов (21%), молодежи и пенсионеров (по 14%). О том, что меры по решению транспортного коллапса должны быть долгосрочными говорит 3% опрошенных, еще 1% вообще не видит необходимости в решении этой проблемы, прежде всего малообеспеченные респонденты (9%).
Чаще всего москвичи и жители области предлагают решать проблему пробок путем строительства новых современных дорог (30%). Второй по значимости мерой респонденты признали улучшение состояния дорог и их инфраструктуры (18%). Значительно реже звучали предложения строить новые транспортные развязки и вводить ограничительные меры на владение, вождение автомобиля (по 8%) и пр. Жителям области более актуальным, чем москвичам кажется строительство новых и современных дорог (36 против 24%), в то время как население Москвы чаще говорит о необходимости введения ограничительных мер (10 против 6%). Сторонники быстрого решения проблемы пробок активнее выступают за строительство новых трасс (30-32 против 11%), те же, кто не видят необходимости в принятии каких-либо мер, чаще ратуют за ограничения владения, вождения автомобиля (26 против 6-9%).
Выбирая из двух наиболее популярных способов решения транспортной проблемы, респонденты более эффективным все же признают строительство новых трасс (59%). Ремонт старых кажется действенной мерой 27% опрошенных. За строительство трасс выступают, преимущественно, те, кто регулярно ездит на личном автомобиле (66%) и кому ежедневно приходится простаивать в пробках (68%). Ремонт уже существующих дорог и улучшение их инфраструктуры - эффективнее, по мнению, молодежи (33%), регулярных пассажиров метро (30%) и такси (33%), тех, кто обычно не попадает в пробки или делает это достаточно редко (30-32%).
Рассуждая о том, каким образом лучше прокладывать новые трассы, респонденты в большинстве склоняются ко мнению о том, что современные дороги должны проходить в обход жилых массивов, например, через лес (41%). Прежде всего, так считают те, кто обычно перемещается пешком или на велосипеде (52%). Противоположной точки зрения придерживается четверть опрошенных (25%). За строительство трасс через жилые районы выступают, как правило, те, кто обычно перемещается под землей (30%). При этом жители Москвы по предпочтениям разделились на практически равные группы: треть отдает предпочтение строительству дорог через леса, треть - через жилые массивы, еще треть затрудняется ответить. В то же время, жители Московской области отдают выраженное предпочтение строительству дорог через леса, а не через населенные пункты (49% против 18%).
По мнению большинства опрошенных, при строительстве дорог наиболее важно обращать внимание на качество новых дорог (74%). На втором месте по значимости - сохранение природы, соблюдение экологических стандартов (49%). Способность новой дороги ликвидировать пробки на существующих направлениях важна, по мнению, 29% опрошенных. Прочие факторы играют заметно меньшую роль, их выбрали менее четверти участников исследования. Наименее значимым жители московского региона признали экономию средств при строительстве трасс (4%). Для жителей области значительно более важными, чем для москвичей, оказались такие характеристики новой дороги, как качество полотна (81 против 66%), прохождение в обход жилых массивов (22 против 9%). Автолюбители чаще советуют обращать внимание на способность новых дорог ликвидировать пробки на старых (37% против 10% пешеходов и велосипедистов), для последних в свою очередь более актуально наличие достаточного количества пешеходных переходов (12 против 6% автомобилистов). Против строительства дорог через жилые районы чаще других высказываются пассажиры пригородных поездов (25% против 15% автомобилистов и 18% пешеходов).
О строительстве новой трассы Москва-Санкт-Петербург известно подавляющему большинству участников исследования (88-93%). Наиболее высоко в этом вопросе информированы водители, регулярно пользующиеся Ленинградским шоссе (93%).
Более половины москвичей и жителей области убеждены, что строительство новой трассы улучшит транспортную ситуацию, даже несмотря на то, что она будет платной (59%). В тоже время каждый пятый считает, что даже новая и широкая, но платная дорога не решит проблему транспортного коллапса в регионе (20%). Водители, регулярно пользующиеся Ленинградским шоссе, как правило, возлагают на новую дорогу большие надежды в решении проблемы пробок (47%). Еще 37% из них полагают, что транспортную ситуацию трасса, улучшит, но полностью проблему с ее помощью решить не удастся. В меньшинстве - те, кто не видит никакого эффекта от строительства новой платной дороги (13%).
Водители, чей маршрут регулярно пролегает через Ленинградское шоссе, в большинстве своем намерены пользоваться и новой платной дорогой-дублером трассы М10 (63%), среди населения прилегающих к «Ленинградке» районов таковых 49%. Последние планирую ездить по новой трассе, как правило, не чаще раза в неделю (24%). Что касается водителей, то 23% из них намерены пользоваться платной дорогой ежедневно, 18% - несколько раз в неделю, 22 - не чаща раза в неделю.
О действиях защитников Химкинского леса ничего не известно только 10% жителей столичного региона. Информированы об их акциях 77% респондентов, причем большая часть из них (59%) эти акции поддерживает. Негативно их оценивают 11%, еще 7% - проводимые ими мероприятия безразличны. Одобряют действия защитников Химкинского леса, в основном, респонденты предпенсионного и пенсионного возрастов (63-64%), те, кто стоит в пробках, но всего несколько раз в неделю (59%), не видит необходимости в улучшении транспортной ситуации в регионе (71%), а также выступает против строительства трасс через лесные массивы (66%). Негативную оценку акциям дают, как правило, те, кто ежедневно простаивает в пробках (16%), считает необходимым незамедлительно решать транспортную проблему (12%), а также против строительства трасс через жилые районы (16%).
Прекращение строительства трасы Москва-Санкт-Петербург на данном этапе 42% москвичей и жителей области считают нецелесообразным. Оппонируют им 27% опрошенных. Против пересмотра плана строительства трассы выступают, в основном, молодежь (52%), сторонники оперативного решения проблемы пробок (42-43%), а также те, кто плохо или совсем не информирован о строительстве дублера М 10 (43-44%). За перенос дороги и приостановку строительства высказываются, прежде всего, респонденты предпенсионного и пенсионного возрастов (28-29%), те, кто не видит необходимости в принятии мер по улучшению транспортной ситуации (42%), а также те, кто хорошо информирован о ходе строительства трассы (33%).
Опросы ВЦИОМ проведены 4-7 сентября 2010 г. (опрошено 1000 жителей Москвы и Московской области в возрасте 18 лет и старше, проживающих в Северном, Зеленоградском округах г. Москвы, г. Химки, г. Долгопрудном, г. Солнечногорске, и 1000 водителей на Ленинградском шоссе) и 13-14 сентября 2010 г. (опрошено 1000 жителей Москвы и 1000 Московской области в возрасте 18 лет и старше). Статистическая погрешность не превышает 3,2%. Фокус-группы проведены 9-10 сентября 2010 г. среди жителей Москвы, Московской области, районов, прилегающих к Химкинскому лесу, автолюбителей, передвигающиеся на машине по Москве и Московской области.