Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото:
Экономика

НОВЫЙ ГОД 2010: УДАСТСЯ ЛИ ПОЗАБЫТЬ О КРИЗИСЕ?

Фото:
Коротко о главном
  • В оценках жизненной ситуации произошли позитивные изменения: так, если в марте доля тех, кто считает ее благоприятной, составляла 19%, то сейчас она увеличилась до 25%
  • Россияне строят все более оптимистичные прогнозы изменения своей жизни: так, доля респондентов, ожидающих благоприятных перемен, за последние пять месяцев выросла с 25 до 38%
  • Адаптация к кризису продолжается: если в марте о том, что приспособились к переменам, сообщали 53%, сейчас доля таких респондентов достигла максимума за весь период измерения(62%)
  • Новый год большинство россиян традиционно планируют встречать дома(75%)
  • Средняя сумма расходов на новогодние праздники растет год от года и, в первую очередь, это касается трат на новогодний стол
  • Самым популярным варантом новогодних подарков на протяжении последних лет остаются сувениры, а самыми желанными подарками для россиян являются деньги
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • В оценках жизненной ситуации произошли позитивные изменения: так, если в марте доля тех, кто считает ее благоприятной, составляла 19%, то сейчас она увеличилась до 25%
  • Россияне строят все более оптимистичные прогнозы изменения своей жизни: так, доля респондентов, ожидающих благоприятных перемен, за последние пять месяцев выросла с 25 до 38%
  • Адаптация к кризису продолжается: если в марте о том, что приспособились к переменам, сообщали 53%, сейчас доля таких респондентов достигла максимума за весь период измерения(62%)
  • Новый год большинство россиян традиционно планируют встречать дома(75%)
  • Средняя сумма расходов на новогодние праздники растет год от года и, в первую очередь, это касается трат на новогодний стол
  • Самым популярным варантом новогодних подарков на протяжении последних лет остаются сувениры, а самыми желанными подарками для россиян являются деньги

МОСКВА, 16 декабря 2009 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, с каким настроением россияне подошли к концу 2009 года и как планируют встретить новый, 2010-й год.

Социальное самочувствие россиян

В ноябре уровень удовлетворенности жизнью составил 75%: 28% она вполне устраивает (в начале года - 25%), 47% - отчасти устраивает (в январе - 45%).  Доля тех,  кто неудовлетворен своей жизнью, по сравнению с началом года снизилась: 24% против 29% в январе.

Большинство россиян не ожидают ухудшения своей жизни в будущем году: так, 28% прогнозируют изменения к лучшему (в январе - 20%), 43% полагают, что все останется по-прежнему (в начале года так считали 38%). По сравнению с началом года вдвое меньше стало тех, кто строит пессимистичные прогнозы (с 24 до 12%).

Все меньше россиян негативно оценивают свое материальное положение: если в начале года плохим его считали 28-33%, в ноябре доля таких респондентов снизилась до 24%. Напротив, за прошедший месяц возросла доля тех, кто дает положительную оценку (с 9 до 12%). За последние полгода больше стало и тех, кто считает свое материальное положение средним (с 59% в июле до 63% в ноябре).

По сравнению с весной текущего года, наши сограждане дают более позитивные оценки экономического положения России: так, доля тех, кто считает его хорошим, увеличилась с 5% в марте до 9% в ноябре. Большинство россиян, как и прежде, дают среднюю оценку экономической ситуации (48%). Негативно оценивают ее 39% (в марте-апреле - 42-43%).

Все больше россиян оценивают политическую обстановку в стране как среднюю (с 54% в июле до 59% в текущем месяце). Остальные в равной степени склонны считать ее и хорошей, и плохой (по 16%). Наиболее позитивно россияне оценивали политическую обстановку в мае: тогда ее считали благоприятной 20% опрошенных.

Каждый четвертый (24%) считает, что дела в стране идут в правильном направлении (для сравнения, в начале года - 18-19%). На протяжении последних месяцев растет доля тех, кто отчасти согласен с этим тезисом (с 42% в сентябре до 49% в ноябре). Все меньше становится тех, кто не разделяет мнение, что дела идут в правильном русле (с 34% в апреле до 21% в ноябре, в начале года - 27%).

В течение года почти вдвое снизилась доля россиян, негативно оценивающих ситуацию в стране: так, в марте плохой или даже ужасной ее считали 58%, сейчас - лишь 32%. Напротив, больше стало тех, кто дает положительные оценки (с 2% в марте до 9% в ноябре). На протяжении полугода доминирующей является точка зрения, согласно которой все в норме (47-50%, в марте - 29%).

По сравнению с мартом, в оценках жизненной ситуации произошли позитивные изменения: так, доля тех, кто считает ее благоприятной, увеличилась с 19 до 25%. Большинство, как и прежде, сообщает, что жить трудно, но можно терпеть (61%). В меньшинстве - те, кто не может терпеть бедственное положение (10%).

Россияне строят все более оптимистичные прогнозы изменения своей жизни: так, доля респондентов, ожидающих благоприятных перемен, за последние пять месяцев выросла с 25 до 38% и впервые практически сравнялась с группой россиян, не прогнозирующих никаких изменений (40%). Напротив, все меньше становится тех, кто прогнозирует ухудшение жизни (в марте - 20%, сейчас - 11%). 

Как и прежде, наиболее предпочтительной стратегией поведения в условиях кризиса остается активно-конструктивная позиция  (48%). За прошедшие три месяца выросла доля тех, кто не считает нужным ничего предпринимать, так как прогнозирует улучшение ситуации (с 19 до 24%). 11% также придерживаются пассивной позиции, однако аргументируют ее скорее бесполезностью действий. В меньшинстве - те, кто считает нужным сопротивляться (7%).

Адаптация к кризису продолжается: если в марте о том, что приспособились к переменам, сообщали 53%, сейчас доля таких респондентов достигла максимума за весь период измерения (62%).     Еще 18% планируют приспособиться в ближайшем будущем. В меньшинстве - те, кто сообщает, что никогда не сможет привыкнуть к переменам (13%, в сентябре - 15%).

Оценка власти

Рейтинг доверия Д.Медведеву в течение осени колеблется в узких пределах от 44 до 45%. В период с апреля по август этот показатель постепенно возрастал (с 42%) и достиг своего максимального значения за год (47%).

Уровень одобрения деятельности Президента осенью составил 71-73%. Самый значительный всплеск рейтинга в текущем году приходится на июль-август (тогда этот показатель вырос с 71 до 77%).

Уровень доверия В.Путину на протяжении последних трех месяцев также стабилен и колеблется в узких пределах от 54 до 55%. В период с апреля по август этот показатель рос с 52 до 57%, а самое высокое его значение зафиксировано в январе (60%).

Стабилен и рейтинг одобрения деятельности Председателя Правительства: в течение осени составил 74-76%.  Наиболее заметный скачок этого показателя был зафиксирован в июле-августе, когда уровень одобрения Премьер-министра вырос сразу с 74 до 80%. 

Рейтинг одобрения Правительства осенью составил 51-54%. Рост одобрения этого политического института хронологически совпадает с всплеском одобрения Президента и Премьер-министра и приходится на июль-август (тогда этот показатель увеличился с 51 до 59%).

Планы на Новый год

Больше всего россиян (91%) намерены отмечать Новый год, причем за последние десять лет число желающих практически не изменилось (в 1999 году таковых было 95%). Чуть меньшая доля опрошенных (59%)планирует праздновать Православное Рождество 7 января, в 1999 году таковых было 69%. Старый Новый Год 13 января 2010 года собираются провожать 45% респондентов, хотя в 2002 году таковых было 64%, а в 1999 - 58%. Католическое Рождество в планы празднования в этом году внесли лишь 5% опрошенных, однако в 1999 и 2002 годах его собирались отмечать 17-18% россиян. 5% наших сограждан рассказали о том, что вообще не будут отмечать никакие праздники.

Новый год большинство россиян традиционно планируют встречать дома (75%). 12% собираются отправиться в гости (12%). Менее популярны такие способы отметить этот праздник, как поход в ресторан (2%), поездка на дачу и за город (по 1%). Впрочем, 4% вообще не планируют праздновать Новый год (это самый высокий показатель за весь период измерения, в предыдущие годы доля таких респондентов не превышала 2%).

Около двух третей наших сограждан намерены смотреть новогоднее обращение президента, причем в 2009 году об этом сообщали чаще, чем  в 1998 году (73% против 56% соответственно). Каждый десятый опрошенный указал, что не будет смотреть обращение, в 1998 году таковых было почти в четыре раза больше (36%) .

Средняя сумма расходов на новогодние праздники растет год от года и, в первую очередь,  это касается трат на новогодний стол: по сравнению  2008 годом, средняя сумма расходов на него выросла с 1.879 рублей до 2.116 рублей (в 2005 году - 1155 рублей). Увеличились средние расходы и на подарки - с 1.824 рублей до 2.058 рублей за год (в 2005 году - 1.105 рублей). В меньшей степени выросли средние затраты на другие расходы (елки для детей, туристические поездки, посещение ресторанов и театров) - с 1.502 рублей до 1.654 рублей за год (в 2005 году - 902 рубля).  

Самым популярным вариантом новогодних подарков на протяжении последних лет остаются сувениры (30%, год назад - 37%). На втором месте - конфеты, алкоголь, деликатесы (24% против 30% в 2008 году) и игрушки (23% против 28% соответственно). Тройку наиболее популярных вариантов новогодних подарков замыкает косметика, парфюмерия, бижутерия (20%). 8% планируют дарить деньги, по 7% - цветы и ювелирные украшения, по 6% - аудио - и видеопродукцию,  а также одежду и обувь, 5% - мобильные телефоны, 4% - бытовые приборы. Наименее популярны такие  варианты подарков, как билеты в театр, кино, на концерт (2%), фото-, аудио- и видеоаппаратура, компьютер, туристическая путевка (по 1%).  15% вообще не планируют делать подарки друзьям и близким. В этом году доля тех, кто не определился с новогодними подарками, возросла (15% против 9% в предыдущие годы).

Деньги (10%), ювелирные украшения, парфюмерия (косметика, бижутерия) (по 9%) - самые желанные новогодние подарки для россиян. Сувениры и конфеты (деликатесы, алкоголь), которые наши сограждане чаще всего дарят сами, респонденты указывают реже (7 и 4% соответственно). То же самое касается и игрушек - их хотели бы получить в подарок лишь 1% опрошенных. По 7% хотели бы получить мобильный телефон или автомобиль, 6% - туристическую путевку, 5% - одежду и обувь,  по 4% - цветы, бытовые приборы, фото-, аудио- и видеотехнику, по 3% - аудио- и видеопродукцию, билеты на концерт (в театр) или ужин в ресторане.   17% сообщают, что не хотят получать подарки в Новый год, а 25% затруднились ответить. 

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 12-13 декабря 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07