МОСКВА, 24 декабря 2010 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне планируют встречать Новый год, сколько денег планируют потратить на празднование, что собираются дарить и что, в свою очередь, хотят получить в подарок сами.
В текущем году россияне остаются верны традициям и чаще всего планируют встречать Новый год дома (76%). Вторым популярным вариантом остается празднование в гостях (14%). Как и прежде, в меньшинстве - желающие отмечать новогоднюю ночь в ресторане или клубе, на даче (по 2%) или же за городом (1%). Еще 2% опрошенных сообщили, что вообще не собираются праздновать наступление Нового года. Домашним праздником Новый год является, в первую очередь, для пожилых россиян (90%). В гостях его намерены встретить, в основном, 18-24-летние респонденты (27%). В этой же группе опрошенных оказалось больше всего тех, кто собирается праздновать эту ночь в клубе или ресторане (7%).
Средняя сумма расходов на новый год за последний год возросла (с 5.828 до 6.168 рублей), однако не столь значительно, как в 2009 году (с 5.206 до 5.828 рублей). В то же время, по сравнению с 2005 годом, эти траты в среднем увеличились почти вдвое: семь лет назад празднование нового года обходилось россиянам в 3.163 рублей. Самой весомой статьей расходов остаются подарки близким, средняя сумма трат на которые за год возросла с 2.058 до 2.200 рублей. На втором месте - новогодний стол, однако, по сравнению с прошлым годом, он обойдется нашим согражданам незначительно дороже (с 2.116 до 2.141 рублей). Наиболее ощутимо выросли траты на елки для детей, туристические поездки и культурные мероприятия (с 1.654 до 1.826 рублей).
Наиболее распространенным вариантом новогоднего подарка близким и друзьям остаются сувениры (31%). За последний год более популярными стали такие виды презентов, как конфеты, алкоголь и деликатесы (с 24 до 28%), игрушки (с 23 до 26%), парфюмерия, косметика и бижутерия (с 20 до 24%). Сравнительно реже россиян собираются дарить одежду и обувь, бытовые приборы, ювелирные украшения (по 8%), деньги (7%), цветы (6%), мобильные телефоны (5%). Лишь немногие собираются потратиться на билеты в театр, на концерт, ужин в ресторане (2%), вручить близким людям фото-, видео- и аудиотехнику или путевку в туристическую поездку (по 1%). Впрочем, 14% опрошенных и вовсе сообщили, что ничего никому дарить не планируют.
За две недели до Нового года каждый пятый еще не знает, что хотел бы найти под елкой в праздничную ночь (21%). Остальные же сообщают, что больше всего будут рады деньгам, ювелирным украшениям (по 10%) и парфюмерии (11%). Также в числе наиболее желанных сувениры (8%), мобильный телефон, турпутевка (по 7%), автомобиль, бытовая техника, одежда и обувь (по 6%) и пр. В меньшинстве - те, кто ждет на Новый год игрушки, аудио и СD-диски (по 2%), билеты на концерт, в театр (3%). Еще 16% сообщают, что не ждут от окружающих никаких подарков, прежде всего это малообеспеченные (25%). В целом за прошедший год новогодние пожелания россиян не изменились.
С подарками близким россиянам определиться проще, чем с подарком для себя (11 против 21% затруднились с ответом). У тех же, кто знает, что будет дарить и что хотел бы получить в подарок ожидания и намерения расходятся. Своим близким и друзьям россияне, как правило, планируют подарить на Новый год сувениры (31%), конфеты, спиртные напитки, деликатесы (28%), игрушки (26%) и парфюмерию (24%). В то время как сами хотели бы получить от них в ответ, прежде всего, деньги, ювелирные украшения (10%) и косметику, парфюмерию (11%). Так, один из наиболее популярных подарков друзьям - игрушки (26%) занимает последнее место в списке наиболее желанных презентов (2%). А вот такие серьезные дары как автомобиль, компьютер, фото, аудио-видео техника, которые, напротив, практически не называют среди сюрпризов близким (не более 1%), хотели бы получить на Новый год 4-7% россиян.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 11-12 декабря 2010 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.