МОСКВА, 2 мая 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса, приуроченного к православной Пасхе.
Главный христианский праздник |
Остаются считанные дни до окончания Великого Поста, который в этом году твердо намеревалось соблюдать рекордное число наших сограждан (18% vs. 10-13% в прошлые замеры). В это воскресенье, 5 мая, православные готовятся отмечать Пасху — главный праздник в жизни христиан. Впрочем, таковым она является не только для представителей самой распространенной конфессии в стране (сегодня последователей православной веры насчитывается 64%), но и для россиян в целом: на протяжении всего периода измерений (с 2006 г.) Пасха входит в тройку наиболее важных праздников, «проигрывая» только Дню Победы и Новому году. Исключением стал 2021 г., когда третью строчку впервые занял Международный женский день. Впрочем, сегодня он едва ли составляет конкуренцию православному празднику: в ходе апрельского замера Пасху назвали 29%, 8 Марта — 24%. Примечательно, что в представлении россиянок Международный женский день также менее значим, чем православная Пасха (28% vs. 36% соответственно).
Роль Пасхи ожидаемо выше в жизни наших православных сограждан — 40%, тогда как другой большой христианский праздник — Рождество Христово — упоминается ими в 1,5 раза реже (26%). В то же время для российской молодежи оба религиозных праздника имеют одинаковое, хоть и небольшое значение: они фигурируют в ответах 12% зумеров (рождены в 2001 г. и позднее) и 18% младших миллениалов (1992-2000 гг.). И если для представителей эпохи оттепели (до 1947 г.) Пасха является вторым по значимости праздником (46%), то для двух младших поколений — шестым и четвертым соответственно. Полученные результаты дают основание полагать, что роль религии в жизни современной молодежи несколько ослабевает. На сегодняшний день к православным себя причисляют 38% зумеров и 45% младших миллениалов (vs. 64% всех опрошенных), тогда как неверующими себя считают 28% и 23% соответственно (vs. 13% всех опрошенных). Эта тенденция наблюдается во всем мире. Еще в 2018 г. Pew Research Center представил результаты масштабного международного исследования[1], продемонстрировав разрыв в уровне религиозности между молодыми (18-39 лет) и зрелыми (40+) гражданами во многих странах мира. В частности, замерялись четыре показателя: религиозная идентичность, ощущение важности религии в собственной жизни, а также присутствие религиозных практик в жизни — еженедельное посещение богослужения и ежедневная молитва. В России были обнаружены значимые межпоколенческие различия по двум из перечисленных индикаторов — первому и четвертому.
Дань традиции |
В ответах россиян на открытый вопрос о том, что именно празднуют в Пасху, лидирует правильный вариант — воскресение Иисуса Христа (42%, 2021 г. — 45%, 2019 г. — 50%). Еще 6% назвали ее великим христианским праздником, тогда как 5% вовсе перепутали Пасху с Рождеством. Затруднился с ответом каждый третий (32%).
И хотя для представителей самого старшего поколения (до 1947 г.) Пасха — второй по значимости праздник, его история знакома им не лучше, чем молодежи 18-23 лет. Правильный ответ (воскресение Христа) дали 26% зумеров и 31% представителей эпохи оттепели. |
С 2011 г. общественное восприятие Пасхи претерпело изменения: если раньше в ней с одинаковой частотой видели семейную (24%), культурно-историческую традицию (22%) и священный обряд (21%), то сегодня свой сакральный смысл этот праздник скорее утратил. В наши дни две трети наших сограждан относятся к Пасхе как к традиции (67%) — культурно-исторической (30%, +8 п.п. за 13 лет), семейной (24%) или же формальной (13%). Для каждого восьмого это священный обряд (12%, −9 п.п. за 13 лет), для каждого десятого — приятные приготовления к светлому празднику (10%).
Женщины почти вдвое чаще мужчин относятся к Пасхе как к семейной традиции (30% vs. 17%). Для каждого пятого зумера Пасха — формальная традиция, которую он соблюдает, потому что так делают все (20%). Реже таковой она является для православных россиян — 7%. |
Праздновать будем, но как? |
Празднование Пасхи в России носит массовый характер, в этом году ее планируют отмечать 85% наших сограждан. В числе наиболее распространенных праздничных традиций: приготовление пасхальных блюд (яйца, пасха, куличи) (55%), посещение/приглашение гостей (36%), освящение угощений в церкви (20%) и поездки на кладбище (18%). По 8% планируют преподнести подарки близким и посетить всенощную. Еще 15% ответили, что вовсе не планируют праздновать Пасху в этом году, в двух самых младших поколениях (зумеры и младшие миллениалы) показатель достигает 25% и 23% соответственно.
О своем намерении отметить главный христианский праздник заявили 96% наших православных сограждан. Более того, они чаще опрошенных в целом придерживаются трех наиболее распространенных пасхальных традиций: накрывают праздничный стол (64%), принимают гостей или сами ходят в гости (44%), а также освящают куличи, яйца и пасху в церкви (28%). |
За весь период наблюдений (с 2005 г.) доля отмечающих Пасху в нашей стране лишь единожды опускалась ниже 80%: пандемия коронавируса и ограничительные меры внесли свои коррективы в привычный уклад жизни, в результате чего в 2020 г. треть наших сограждан были вынуждены отказаться от празднования (34%). Главной активностью стало приготовление традиционных праздничных блюд (44%), а вот принять гостей, обменяться подарками, посетить церковь и кладбище в тот год мало кто решился (7%, 3%, 3% и 4% соответственно). Впрочем, традиция поминать усопших на кладбище и освящать угощения пошли на спад еще до пандемии, за последние 15 лет (с 2009 г.) эти ответы стали звучать на 11 и 7 п.п. реже соответственно.
Женщины на Пасху будут больше заняты приготовлением традиционных праздничных угощений (67% vs. 39% мужчин) и их освящением в церкви (24% vs. 16%), мужчины — поездкой на кладбище (22% vs. 15% женщин). |
[1] См. подробнее: The Age Gap in Religion Around the World. URL: https://www.pewresearch.org/religion/2018/06/13/the-age-gap-in-religion-around-the-world/
Вот уже век, как роль Пасхи в обществе и ее восприятие людьми переживают самые глубокие перемены: менялся не только религиозный смысл праздника, а в большей степени – социокультурный. Сто лет назад воинствующие безбожники Пасху попросту отменили и запретили. В послевоенный и позднесоветский период она полуподпольно существовала в «народной практике» части советских людей, видевших в праздновании Пасхи в узком кругу некоторую «отдушину» от советского официоза. А в конце прошлого века дело практически дошло до причисления Пасхи к официальным праздникам. Казалось бы, в 90-е годы исчезли все барьеры для возрождения религии и как социального института, и как мировоззренческой системы. Нормой становится ситуация, когда люди декларируют принадлежность к конфессии, не будучи ни религиозными, ни, тем более, воцерковленными. Но в это же время происходит и нечто неожиданное – религия и ее элементы, при довольно высоком интересе к ней, не вернули статус-кво, а заняли несколько иные сегменты в массовом сознании!
По мнению современных исследователей, религии возвращаются в новом качестве, и этот процесс – глобальный. Социологи говорят о постсекуляризме или новой секулярности, главное отличие которой от жестких (а порой и жестоких) антирелигиозных практик ХХ века состоит в том, что в ней нет места проявлению любой нелояльности по отношению к религии. Вместе с тем, вера не навязывается и не претендует на статус социального регулятора, но важным становится знание о религии. Не является исключением, а скорее правилом ситуация, когда современный образованный, но неверующий человек знает о религиозных постулатах, обрядах и праздниках больше, чем истовый верующий. В некоторых случаях, как например, с соблюдением Великого поста и церковных праздников, это знание оказывает сильное влияние на поведение, но уже не только как религиозная установка, а скорее как культурный призыв.
И эта тенденция, как мы можем видеть по результатам исследования, усиливается с середины 2010-х годов. Например, еще в 2011 году сохранялись признаки возрождения интереса к Пасхе как истинно религиозному празднику – тогда еще каждый пятый видел в ней прежде всего священный обряд, т.е. непосредственно связывал его с таинством воскрешения. Сегодня же сакральность в Пасхе видит лишь каждый девятый. И за это же время подросла доля тех, кто выводит на первый план культурно-исторический контекст этого события. Таким образом, за последнее десятилетие мы наблюдаем рост смысловой секуляризации этого праздника. Как и 6-7 лет назад, примерно каждый третий относит Пасху к числу главных праздников, тогда как число декларирующих приверженность православию за последние 7 лет заметно снизилось (см. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/velikii-post-2024). Так или иначе, Пасха становится в значительной степени светским праздником, смысл которого – в воспроизводстве российской культурной идентичности.