МОСКВА, 21 февраля 2020 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса, приуроченного ко Дню защитника Отечества.
23 февраля — это…
23 февраля перестает быть праздником всех российских мужчин. Если таковым этот день в 2005 году считали почти половина россиян (46%), то сегодня этого мнения придерживаются чуть больше четверти — 27%. Последние пятнадцать лет эта дата теряет свое исключительно гендерное измерение и все чаще воспринимается в связи с военной профессией и воинским долгом: как день российских военнослужащих (39%, плюс 7 п.п.) или, в историческом контексте, как день рождения Красной Армии (24%, плюс 11 п.п.).
Доля тех, кто относится к этому дню индифферентно и считает обычным выходным, за все время мониторинга никогда не превышала 5–8%.
Кого можем поздравить?
Если исходить из суждения, что поздравление с Днем защитника Отечества заслужили только российские военнослужащие, то получат его треть россиян. Именно такая доля наших соотечественников служили в армии по данным на 2020 год (29%), как и девять лет назад (32% в 2011 г.). Чаще с военной службой были связаны мужчины (61%), а также россияне 45–59-лет— 40%. Среди женщин служили и могут получить поздравление на 23 февраля только 3%.
Поздравляют женщин-военных с Днем защитника Отечества 27% россиян. Служившие чаще знают женщин-военнослужащих (43%) и почти все (9 из 10) их поздравляют. Кто не служил, реже знакомы с женщинами-военнослужащими (28%) и реже их поздравляют (примерно 7 из 10).
Кого хотим видеть на военной службе?
В ходе опроса россиянам были заданы вопросы о том, хотели ли бы они, чтобы их дочь и их сын выбрали военную специальность и служили в Вооруженных силах РФ. Ответы на данные вопросы отразили наличие гендерных стереотипов насчет службы в армии. Так, соотношение желающих к нежелающим видеть своего ребенка (в том числе гипотетического) на военной службе было 2:1 при вопросе о сыне и 1:2, если речь шла о дочери.
Россияне, имеющие личный опыт службы в армии, чаще хотели бы видеть свою дочь на военной службе (35%, на 5 п.п. больше, чем все опрошенные).
Почему «да» и почему «нет»?
Обоснование одобрения прохождения своими детьми (реальными или гипотетическими) военной службы также имеет гендерную дифференциацию. Так, в случае дочери, россияне хотели бы видеть её на службе в армии, прежде всего потому, что это дисциплинирует (13%), дает стабильность (11%), а также престижно или вызывает уважение (11%). В случае же с сыном причинами одобрения такого карьерного пути стали представления о том, что это мужское дело (25%), связано с защитой Родины и семьи (15%), а также дисциплинирует (12%) и признается престижным занятием (11%).
Самое популярное объяснение нежелания видеть свою дочь на военной службе: армия не женское дело, армия — для мужчин. Так считает практически половина наших соотечественников (42%). В списке причин возможного неодобрения выбора сыном военной карьеры лидирует опасение за его жизнь (17%), а также личностные особенности характера ребенка (6%), разруха в армии (6%) или пацифизм опрашиваемого (6%).
Сопоставление результатов открытых вопросов дает нам понимание образа военнослужащего и характерных черт, связанных со службой в армии. Маскулинные черты, такие как мужественность или способность быть защитником для своей семьи и Родины, по-прежнему в сознании россиян соотносятся с представителями мужского пола, а военная служба является способом данные черты проявить и подтвердить. Тем не менее есть представления о военной службе, не зависящие от пола: прохождение службы связывают с хорошей дисциплиной и престижностью профессии, вызывающей уважение у окружающих. Это в очередной раз подтверждает, что в сознании россиян армия является общественным институтом, заслуживающим <link news ratings odobrenie_deyatelnosti_obshhestvennyx_institutov>наибольшего одобрения.
Подарок на 23 февраля
С учетом гендерной обусловленности данного праздника в ходе опроса были выявлены подарки, которые мужчины хотели бы получить в этот день, а также презенты, которые женщины планируют преподнести своим друзьям и близким мужчинам.
Так, мужчины хотели бы получить в этот день в первую очередь внимание своих близких — об этом сообщает практически каждый третий (27%). Далее в вишлисте находятся автомобиль (17%), путевка в туристическую поездку (15%), квартира или дом (13%), внимание от государства (11%), деньги (10%) или удочка, снасти для рыбалки (10%).
Женщины чаще всего планируют проявить внимание и приготовить праздничный ужин для своих близких мужчин (31%), а также подарить парфюмерию, бижутерию или косметику (28%), сувениры (17%), одежду или обувь (14%), деньги (10%).