МОСКВА, 8 февраля 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования о том, что думают россияне о российской и мировой науке сегодня. Опрос приурочен ко Дню российской науки.
Наука людей обогащает |
Более двух третей россиян интересуют новые достижения в науке и технике (70%). Об отсутствии интереса сообщили 28%. В 2023 году интерес к достижениям в науке и технике вырос на 10 п.п. по сравнению с 2021 годом и достиг уровня 2007 года, когда было зафиксировано наибольшее за весь период измерений значение показателя (68%). Доля не интересующихся темой достижений в науке и технике сместилась в сторону интересующихся на 10 п.п. по сравнению с 2021 годом.
На интерес к научным достижениям влияет уровень образования. Чем выше уровень образования, тем выше интерес к достижениям науки и техники: чаще интересуются этой темой имеющие неполное высшее и высшее образование (77%) и почти в два раза реже — россияне с неполным средним образованием (45%). Интерес к научным достижениям выше у старшего поколения, чем у молодежи (74% в возрастной группе 60 лет и старше vs. 62% среди 18-24-летних).
|
Каждый второй россиянин считает, что современная мировая наука находится на подъеме: совершаются серьезные открытия, оказывающие влияние на развитие общества (48%). За 5 лет доля позитивно оценивающих развитие современной мировой науки осталась неизменной (48% в 2018 г. vs. 48% в 2023 г.).
Треть россиян считают, что мировая наука переживает застой: какие-то открытия совершаются, но они не влияют на развитие общества (34%). Тренд роста доли отмечающих застойные явления в мировой науке, наметившийся в 2021 году, продолжился в 2023 (+6 п.п. по сравнению с 2018 г.).
Каждый десятый опрошенный придерживается мнения, что современная мировая наука переживает спад: не совершается серьезных открытий, способных повлиять на развитие общества (9%). Доля негативно оценивающих развитие мировой науки сократилась (−5 п.п. по сравнению с 2021 г.). Вероятно, в годы пандемии коронавируса из-за незащищенности перед вирусом доверие россиян современной мировой науке снизилось, а завершение пандемии восстанавливает авторитет современной мировой науки.
Еще 9% не смогли определиться, находится ли мировая наука на подъеме, в застое или переживает спад. Однако в 2023 году россияне реже затруднялись с ответом, чем раньше (−7 п.п. по сравнению с 2018 г.).
|
Мнения россиян о темпах развития российской науки в сравнении с мировой наукой разделились. Больше трети россиян считают, что российская наука опережает развитие мировой (37%), обратного мнения придерживается половина (51%). В 2023 году позитивную оценку развития российской науки по сравнению с мировой давали чаще (+6 п.п., 31% в 2021 г.). Доля негативных суждений стабильна.
|
Рейтинг достижений российской и мировой науки последних десятилетий возглавляют достижения в военной сфере (14%). На втором месте достижения в сфере медицины (9%), на третьем — в космической (6%). Борьбу с коронавирусом / разработку вакцины от коронавируса и развитие технологий назвали по 5% россиян. Каждый второй респондент не смог назвать какие-либо достижения российской и мировой науки последних десятилетий (58%).
Внимание мужчин и женщин привлекают достижения в разных сферах российской и мировой науки. Об отечественных и зарубежных достижениях в военной сфере чаще говорили мужчины (19% vs. 10% женщин). Достижения в медицинской сфере — более «женская» тема (13% vs. 5% мужчин).
«Сегодня День науки, отрадно узнать, что 70% опрошенных россиян интересуются ею. Наблюдается устойчивый рост интереса, но при этом стоит постараться понять, что именно стоит за полученными данными. Современная российская наука оказалась в сложной ситуации. С одной стороны, наравне с добросовестным существует обширный пласт псевдонаучного знания, активно транслируемого с экранов телевизоров и в интернет-пространстве (что делает их неразличимыми для большинства людей); с другой — значительное количество экспертов с учеными степенями и званиями, выдающих себя за ученых, но не являющихся ими, нередко это блогеры с многомиллионной аудиторией и даже чиновники, академики.
Думаю, не так много людей способны полноценно различать добросовестное и недобросовестное знание, которые, как правило, сосуществуют в едином информационном пространстве, а иногда и в рамках одних и тех же университетов/институтов. При таком положении дел трудно достоверно понять, за чем именно следят россияне и чем именно интересуются, когда говорят о науке».