Мне звонил ВЦИОМ

Вы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Аналитический обзор
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Общество

Наши дети будут лучше, чем мы?

Большинство россиян считают, что молодежь не стоит ограждать от негативных сторон жизни и что молодые люди должны самостоятельно зарабатывать на свои нужды.
Фото:
Коротко о главном
  • 54% россиян хотели бы, чтобы их дети и внуки выросли такими же, как они.
  • 64% против ограждения подрастающего поколения от жизненных тягот.
  • 86% считают, что молодые люди должны самостоятельно зарабатывать на свои нужды.
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • 54% россиян хотели бы, чтобы их дети и внуки выросли такими же, как они.
  • 64% против ограждения подрастающего поколения от жизненных тягот.
  • 86% считают, что молодые люди должны самостоятельно зарабатывать на свои нужды.

МОСКВА, 23 июня 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о том, как за 30 лет изменились представления россиян о воспитании молодежи.

Половина россиян отметили, что выросли такими же, как их родители (50%), и хотели бы, чтобы их дети/внуки выросли похожими на них (54%). Желание вырастить детей другими, непохожими на себя, озвучили 33%. На такие убеждения влияет финансовая состоятельность: в группе с хорошим материальным положением 64% видят детей и внуков похожими на себя, тогда как граждане с плохим материальным положением хотели бы обратного (46%).

В современной России преемственность поколений ощущается сильнее. Россияне стали чаще говорить о том, что они похожи на своих родителей (+21 п.п.), и чаще хотеть, чтобы их дети, внуки выросли такими же, как они (+23 п.п.). В 1992 г. ситуация была обратная: 46% не чувствовали, что похожи на родителей, и видели своих детей совсем другими (39%), такая дистанция маркирует социальные трансформации, смену картин мира и ценностного ландшафта. С этой точки зрения современное российское общество более однородно.

Российская молодежь стремится быть непохожей на своих родителей (54-57% в группе 18-34-летних), познавать жизнь во всех ее негативных проявлениях (83%) и самостоятельно зарабатывать на свои потребности (91% среди 18-34 летних).

Считают, что молодежь нельзя ограждать от реальных тягот жизни, 64%. Это мнение чаще разделяют женщины (69%), сами молодые люди 18-24 лет (83%) и те, у кого нет детей/внуков (75%). За 30 лет мнение россиян по этому вопросу практически не изменилось. Подавляющее большинство наших сограждан также убеждены, что молодые люди должны самостоятельно зарабатывать на свои нужды, — 86%. Этот вариант стал звучать с 1992 г. на 15 п.п. чаще (71%).

У жителей Северо-Кавказского федерального округа уровень преемственности поколений заметно выше: 72% отметили, что выросли такими же, как их родители; 74% хотят видеть своих детей/внуков похожими на себя.

На представления о молодежи в значительной степени влияет урбанизированность. В городе и на селе молодежь воспитывают по-разному: чем меньше размер населенного пункта, тем более выражены консервативные идеи воспитания. Жители села гораздо чаще стремятся оградить подрастающее поколение от негативных сторон жизни (37%), тогда как в Москве и Санкт-Петербурге это мнение поддерживают только 16%. Еще один тренд сельского воспитания — сохранение преемственности воспитания. Жители крупных городов, напротив, чаще говорят о том, что и сами не похожи на родителей, и их дети вырастут уже другими.

5 апреля 2022 г.

Инициативный всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

-

Вы бы хотели, чтобы Ваши дети, внуки выросли такими же, как Вы, или совсем другими, чем Вы?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

1992*

2022

Такими же

31

54

Совсем другими

39

33

Затрудняюсь ответить

30

13

Вы бы хотели, чтобы Ваши дети, внуки выросли такими же, как Вы, или совсем другими, чем Вы?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Мужской

Женский

Такими же

57

52

Совсем другими

30

36

Затрудняюсь ответить

14

12

А сами Вы выросли такими же, как Ваши родители, или совсем другими, чем они?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

1992*

2022

Такими же

29

50

Совсем другими

46

42

Затрудняюсь ответить

25

8

А сами Вы выросли такими же, как Ваши родители, или совсем другими, чем они?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Такими же

52

48

37

37

51

52

61

Совсем другими

39

44

54

57

40

38

33

Затрудняюсь ответить

9

8

9

6

9

11

7

Как Вы думаете, детей и подростков нужно оградить от знания негативных сторон жизни или пусть они познают жизнь такой, какая она есть?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

1992*

2022

Пусть познают жизнь такой, как она есть

68

64

Оградить от негативных сторон жизни

15

28

Не знаю, затрудняюсь ответить

17

8

Как Вы думаете, детей и подростков нужно оградить от знания негативных сторон жизни или пусть они познают жизнь такой, какая она есть?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Оградить от негативных сторон жизни

35

23

12

27

32

25

34

Пусть познают жизнь такой, как она есть

58

69

83

69

60

66

56

Не знаю, затрудняюсь ответить

7

8

5

4

8

9

10

Вы за или против того, чтобы дети, подростки подрабатывали на свои нужды продажей газет, мойкой машин и тому подобное?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

1992*

2022

За

71

86

Против

15

10

Трудно сказать определенно

14

4

Вы за или против того, чтобы дети, подростки подрабатывали на свои нужды продажей газет, мойкой машин и тому подобное?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

За

85

87

91

91

85

85

84

Против

11

10

6

6

12

13

11

Трудно сказать определенно

4

3

3

4

2

2

4

*В 1992 г. массовый опрос проходил по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения от 16 лет, объем выборки — 3549.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07