Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС
Информационные технологии

Наша цифровая повседневность

Восемь из десяти россиян с той или иной периодичностью пользуются цифровыми услугами. Их главным преимуществом опрошенные считают экономию времени, главным недостатком — проблемы с безопасностью данных.
Фото:
Коротко о главном
  • 8 из 10 россиян с разной периодичностью пользуются цифровыми услугами (81%), в том числе 35% — ежедневно.
  • 81% пользователей электронными услугами отмечают, что на фоне цифровизации их повседневная жизнь стала комфортнее.
  • Топ-3 преимуществ электронных услуг: экономия времени (53%), возможность совершения операций не выходя из дома (45%), более широкий выбор товаров услуг с возможностью сравнить цены (38%).
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 8 из 10 россиян с разной периодичностью пользуются цифровыми услугами (81%), в том числе 35% — ежедневно.
  • 81% пользователей электронными услугами отмечают, что на фоне цифровизации их повседневная жизнь стала комфортнее.
  • Топ-3 преимуществ электронных услуг: экономия времени (53%), возможность совершения операций не выходя из дома (45%), более широкий выбор товаров услуг с возможностью сравнить цены (38%).

МОСКВА, 14 мая 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян на тему цифровизации.

Ни дня без «цифры»

Россия вслед за другими странами — лидерами технологического развития переживает цифровой бум, на фоне которого меняется не только глобальный бизнес-ландшафт, но и наши повседневные практики. Сегодня пользователям не составляет труда одним кликом вызвать такси, оформить кредит и закупиться продуктами впрок. Вместе с переводом социально значимых услуг в электронный вид сокращается и посещение государственных учреждений: подать различного рода заявления, записаться к врачу и оплатить коммунальные услуги также можно не выходя из дома. Согласно результатам апрельского опроса ВЦИОМ, россияне активно пользуются цифровыми «благами»: с той или иной периодичностью к электронным услугам прибегают 8 из 10 наших сограждан (81%), в том числе каждый третий — ежедневно (35%), а каждый пятый — несколько раз в неделю (21%).

По итогам 2022 г. Россия заняла десятую строчку в рейтинге цифровизации госсектора, подготовленном Всемирным банком. При расчете Индекса зрелости государственных технологий (GovTech Maturity Index) учитывались следующие четыре показателя: «Основные государственные системы», «Предоставление государственных услуг», «Вовлеченность населения» и «Институциональное обеспечение». По каждому из них Россия вошла в шорт-лист стран-лидеров, а итоговый Индекс зрелости составил 0,897 балла из 1.

На положительную динамику в этой сфере указывает и активная работа над одной из пяти национальных целей развития страны до 2030 г. По итогам мониторингового опроса ВЦИОМ, НЦ «Цифровая трансформация» лидирует в оценках эффективности реализации на протяжении всего периода измерений.

 

Типичный ежедневный пользователь цифровыми услугами в России имеет высшее или неоконченное высшее образование (45%) и хорошее материальное положение (44%), проживает в одной из столиц или городе-миллионнике (48% и 51% соответственно) и предпочитает интернет телевидению (53%).

Представители двух «цифровых» поколений — зумеры и миллениалы — полностью оправдывают свое название: доля ежедневных пользователей электронных услуг среди них варьирует от 50 до 66%, тогда как общая доля пользователей колеблется в диапазоне 92-96%. Среди представителей эпохи оттепели (рожденные до 1947 г.) показатель более чем вдвое ниже — 43%, а процент ежедневных пользователей вовсе составляет 4% (т.е. находится ниже удвоенной предельной погрешности). О том, что самое старшее советское поколение далеко от современных технологий, свидетельствует и достаточно низкая степень пользования гаджетами: по данным недавнего опроса ВЦИОМ, смартфоны есть только у 55% из них (vs. 86% среди россиян в целом).

Комфорта ради

По оценкам 85% пользователей электронными услугами, за последние 3-5 лет цифровизация повлияла на комфорт в их повседневной жизни, в подавляющем большинстве случаев речь идет о повышении его уровня (81%). Каждый седьмой не заметил ощутимых изменений (14%).

С мнением, что на фоне цифровизации повседневная жизнь стала комфортнее, одинаково охотно соглашается «и стар» (реформенное поколение — 82%, поколение застоя — 77%) «и млад» (зумеры — 81%, младшие миллениалы — 83%, старшие миллениалы — 85%). Гораздо в большей степени ответы варьируют в зависимости от частоты пользования цифровыми услугами: о повышении уровня комфорта говорят 90% ежедневных пользователей, 81-82% — еженедельных (несколько раз / один раз в неделю); в группе тех, кто прибегает к таким услугам всего лишь раз в месяц, показатель опускается до 64%, а в группе самых неохотных пользователей (раз в год) — до 42%.

О преимуществах и недостатках цифровых услуг

Топ-3 преимуществ электронных услуг по сравнению с традиционными по версии россиян: экономия времени на поездки и ожидание в очередях (53%), возможность совершения покупок / оплаты счетов не выходя из дома (45%) и более широкий выбор товаров и услуг с возможностью сравнить цены (38%). По 28% отмечают удобство пользования и возможность получать услуги в любом месте при наличии доступа к интернету. Каждый седьмой главным преимуществом цифровых услуг назвал возможность быстрой и эффективной связи с представителями компаний и служб поддержки (14%).

Чаще других о возможности получать услуги в любом месте говорят зумеры — поколение, ценящее мобильность и свободу передвижения (43% vs. 28% среди всех опрошенных).

Такие преимущества, как экономия времени и больший выбор товаров и услуг, объединяют представителей трех младших постсоветских поколений — зумеров (63% и 51% соответственно), младших (65% и 51% соответственно) и старших (60% и 46% соответственно) миллениалов. 

 

В народном рейтинге недостатков электронных услуг лидируют возможные проблемы с безопасностью данных — 46%. По 40% отмечают невозможность оценить качество товара/услуги до его приобретения и трудности в случае отсутствия интернета или сбоев в работе системы, каждый пятый — сложности возврата товара / денежных средств (21%). Реже россиян беспокоит невозможность личного общения при получении цифровых услуг и трудности в освоении новых технологий (12%). Впрочем, последняя проблема обходит стороной миллениалов: о ней упомянули только 3-7%.

Затруднились назвать преимущества и недостатки цифровых услуг из предложенного перечня 11% и 12% соответственно, среди активных телезрителей — каждый второй (49% и 51% соответственно). Ожидаемо высокая доля затруднившихся с ответом и в самом старшем поколении — рожденных до 1947 г. (38% и 41% соответственно).

28 апреля 2024 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 28 апреля 2024 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7166; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0102; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,0684. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом: 

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Как часто в своей повседневной жизни Вы пользуетесь цифровыми услугами, то есть услугами через интернет, различными платформами и сервисами (например, оплата услуг, денежные переводы, покупки, запись к врачу через интернет и прочие)?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992—2000)

Старшие миллениалы (1982—1991)

Реформенное поколение (1968—1981)

Поколение застоя (1948—1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Ежедневно

35

60

66

50

34

11

4

Несколько раз в неделю

21

20

14

23

28

17

11

Раз в неделю

10

8

9

9

13

11

4

Раз в месяц

10

3

4

8

11

14

12

Несколько раз в год

5

5

3

2

3

7

12

Не пользуюсь

19

4

3

7

10

39

56

Затрудняюсь ответить

0

0

1

1

1

1

1

Как Вы считаете, повлияла ли цифровизация на уровень Вашего комфорта в повседневной жизни за последние 3-5 лет? Если да, то каким образом?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, кто пользуется цифровыми услугами)

 

Все опрошенные

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992—2000)

Старшие миллениалы (1982—1991)

Реформенное поколение (1968—1981)

Поколение застоя (1948—1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Уровень комфорта вырос

81

81

83

85

82

77

54

Уровень комфорта снизился

4

0

5

5

3

4

3

Не заметил(-а) значимых изменений

14

16

10

9

13

17

37

Затрудняюсь ответить

1

3

2

1

2

2

6

Какие главные преимущества есть у цифровых услуг по сравнению с традиционными (без использования интернета)? Я перечислю, а Вы назовите до трех главных преимуществ

(закрытый вопрос, до трех ответов, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Экономия времени на поездки и ожидание в очередях

53

Возможность совершения покупок/оплаты счетов без выхода из дома

45

Больший выбор товаров/услуг и возможность сравнения цен

38

Возможность получать услуги в любом месте при наличии доступа к интернету

28

Удобство пользования

28

Возможность быстрой и эффективной связи с представителями компаний и служб поддержки

14

Нет преимуществ

3

Другое

5

Затрудняюсь ответить

11

А какие основные недостатки есть у цифровых услуг по сравнению с традиционными (без использования интернета)? Я перечислю, а Вы назовите до трёх основных недостатков

(закрытый вопрос, до трех ответов, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Возможные проблемы с безопасностью данных

46

Отсутствие возможности оценить качество товара/услуги до его приобретения

40

Трудности в случае отсутствия интернета или сбоев в работе системы

40

Сложности возврата товара/средств

21

Ограниченные возможности для личного общения

12

Сложности в освоении новых технологий, приложений и так далее

12

Нет недостатков

5

Другое

5

Затрудняюсь ответить

12

КСЕНИЯ ТАРАКАНОВСКАЯ
Эксперт ВЦИОМ

Цифровые услуги прочно вошли в повседневную жизнь людей, при этом максимально активно интернет-сервисами пользуется молодежь. Другие ключевые ежедневные пользователи цифровыми услугами – высокообразованные, материально обеспеченные, жители городов-миллионников. Перевод повседневной рутины в цифровой формат для подавляющего большинства пользователей электронными сервисами сопряжен с повышением комфорта, экономией времени. Молодое поколение чаще ценит разнообразие выбора товаров и услуг в цифровом формате, а самое старшее – возможность решать вопросы, не выходя из дома. Несмотря на разность поколений в частоте использования, восприятия цифровизации, россияне едины во мнении насчет главной опасности использования цифровых услуг – обеспечение безопасности данных.

Информирование, направленное на повышение онлайн-безопасности и цифровых компетенций, будет способствовать повышению активности пользователей электронными услугами в разных направлениях и сферах жизни. Это является одним из направлений работ в рамках национальной цели развития страны «Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы».


14 мая 2024
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07