Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Общество

Налог на бездетность: за и против

Возвращать советскую практику наказания рублем за отказ от деторождения россияне пока не готовы.
Фото:
Коротко о главном
  • 74% россиян в той или иной степени наслышаны о дискуссии вокруг возвращения налога на бездетность.
  • 67% относятся к данной инициативе отрицательно, 24% — положительно.
  • Две трети наших сограждан полагают, что возвращение налога никак не повлияет на уровень рождаемости в стране (66%).
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 74% россиян в той или иной степени наслышаны о дискуссии вокруг возвращения налога на бездетность.
  • 67% относятся к данной инициативе отрицательно, 24% — положительно.
  • Две трети наших сограждан полагают, что возвращение налога никак не повлияет на уровень рождаемости в стране (66%).

МОСКВА, 6 ноября 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о том, что думают россияне о введении налога на бездетность.

Старый новый налог? Знаем!..

Недавно в России вновь активизировалось обсуждение налога на бездетность. Вернее, его возрождение: практика наказания рублем «холостяков, одиноких и малосемейных граждан» существовала еще в советское время. Сторонники инициативы отмечают, что собранные средства могут быть направлены на поддержку семей с детьми, сирот и детских домов. Противники, в свою очередь, апеллируют к морали и этике, называя подобный налог инструментом дискриминации, способным вместо решения демографической проблемы усугубить социальные.

Оживленные дискуссии вокруг рассматриваемой инициативы не прошли даром: по данным октябрьского опроса ВЦИОМ, о ней в той или иной степени наслышаны 74% наших сограждан, в том числе 29% знают хорошо, 45% — что-то слышали. Столь высокий показатель, вероятно, обусловлен завидной частотой, с которой этот вопрос муссируется экспертами и законодателями. Впервые узнали о том, что обсуждается возвращение противоречивого налога, в ходе опроса 26% респондентов. Обсуждение налога на бездетность выигрывает в заметности другой инициативе — законопроекту о запрете идеологии чайлдфри, принятом Госдумой в первом чтении. Напомним, в конце сентября о нем в той или иной степени было известно только каждому второму (49%).

Максимум информированных приходится на высокообразованную аудиторию (83%) и жителей мегаполисов — обеих столиц (80%) и городов-миллионников (81%). Что касается поколений, то в лидерах россияне репродуктивного возраста, для которых пока еще остро стоит вопрос деторождения и кого в теории могут коснуться «санкции». Как и в случае с запретом пропаганды чайлдфри, речь идет о миллениалах и представителях реформенного поколения (76-78%). Зумерам, по-видимому, знать о таком пока рано (впервые слышат 32%), а старшему поколению (застоя и оттепели) — уже неактуально (31-32%).

Пользование новыми медиа также повышает шансы быть осведомленным о разного рода инициативах: в случае с налогом на бездетность более высокий уровень информированности демонстрируют активные интернет-пользователи (79%) и россияне, предпочитающие смешанную модель медиапотребления (78%). Любители телевидения, увы, чаще «в неведении»: 55% знают или слышали новость, 45% — впервые узнали во время опроса.

…но не хотим!

Идею возвращения налога на бездетность в российском обществе восприняли без особого энтузиазма. Противников данной фискальной меры насчитывается почти втрое больше, чем сторонников: 67% в той или иной степени относятся к «старому новому» налогу отрицательно, тогда как положительное отношение декларируют 24%, или каждый четвертый.

Зумеры оказались более восприимчивы к разного рода посягательствам на частную жизнь: 89% из их числа относятся к возвращению налога на бездетность отрицательно. Однако это вовсе не говорит об их слабой приверженности семейным ценностям или отказе от деторождения. Молодежь, вероятно, болезненно реагирует именно на попытку вмешательства в личную жизнь, которая ставит под угрозу автономию человека и право на выбор. С возрастом категоричность в ответах уходит, среди старшего поколения (застоя и оттепели) — тех, кто не только выполнил свой родительский долг, но и застал налог на бездетность в советский период, число его сторонников достигает 34% и 32% соответственно (vs. 7% среди зумеров).

Наряду с молодежью 18-23 лет инициативу не оценили и жители обеих столиц (77%), а также наиболее уязвимые слои, для которых «штраф» за отказ от деторождения может быть существенной суммой, речь идет о россиянах, оценивающих свое материальное положение ниже среднего (75%).

Знание нюансов налогообложения бездетных делает данный инструмент менее привлекательным: среди осведомленных (знают/слышали) противников налога насчитывается больше, чем в группе тех, кто ничего не знал о нем ранее (70% vs. 59%).

Эффективность под сомнением

Введение налога на бездетность видится россиянам менее эффективной мерой, чем запрет информации, пропагандирующей отказ от рождения детей. Сегодня в обществе доминирует мнение, что налог никак не отразится на демографической ситуации в стране (66%), о бесполезности запрета пропаганды идеологии чайлдфри ранее высказались 55% россиян. Около четверти опрошенных полагают, что налог будет способствовать повышению рождаемости (26%), в том числе 18% говорят о незначительном эффекте.

Весьма неожиданно, что положительный эффект от рассматриваемой инициативы чаще видят его противники — молодежь, нежели сторонники — старшее поколение. Зумеры наряду с младшими миллениалами чаще допускают повышение рождаемости на фоне возращения налога (33-36%), у представителей поколения застоя и оттепели оснований для оптимизма меньше (20-25%).

Чем выше материальное положение, тем выше вера в эффективность налога: «богатые» (граждане, оценивающие свой достаток как хороший и очень хороший) вдвое чаще «бедных» говорят о положительном влиянии данной меры на рождаемость (32% vs. 17%).

Кто платит?

Мнения россиян о том, кто должен платить налог на бездетность, разделились. Значительная доля опрошенных полагает, что его вообще не должны платить (42%), примерно столько же наших сограждан были менее категоричны в ответах и смогли назвать конкретных субъектов налогообложения (41%). Кто-то готов доверить выплату налога только мужчинам (8%), семейной паре (7%) или всем бездетным гражданам (6%). По 5% сказали, что его должно платить государство/правительство и люди, поддерживающие идеологию чайлдфри. Затруднились с ответом еще 17%.

Чем младше россияне, чем чаще звучит мнение о нецелесообразности налога («никто не должен платить»). Зумеры дают такой ответ в 2,5 раза чаще представителей старшего поколения (оттепели) — 65% (vs. 25%). Последние, напротив, чаще склонны «искать виноватых» среди мужчин (16%).

18 октября 2024 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ. 

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 18 октября 2024 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7842; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0198; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,1110.Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом:

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Недавно в Госдуме прозвучала инициатива ввести налог на бездетность. Скажите, Вы знаете об этом, что-то слышали или слышите сейчас впервые?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Знаю об этом

29

32

29

25

33

27

26

Что-то слышал

45

36

49

52

43

41

43

Впервые слышу об этом

26

32

22

23

24

32

31

Недавно в Госдуме прозвучала инициатива ввести налог на бездетность. Скажите, Вы знаете об этом, что-то слышали или слышите сейчас впервые?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Активные телезрители

Активные потребители телевидения и интернета

Активные потребители интернета

Не пользуются интернетом и телевидением

Знаю об этом

29

21

31

31

4

Что-то слышал

45

34

47

48

31

Впервые слышу об этом

26

45

22

21

65

Налог на бездетность существовал в советское время. А как Вы относитесь к идее восстановить налог на бездетность?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Безусловно положительно

8

1

6

5

9

12

12

Скорее положительно

16

6

8

15

17

22

20

Скорее отрицательно

25

33

20

24

26

24

24

Безусловно отрицательно

42

56

54

47

39

33

32

Затрудняюсь ответить

9

4

12

9

9

9

12

Как Вы считаете, в какой мере введение налога на бездетность будет способствовать повышению рождаемости?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

В значительной степени

8

11

9

7

9

8

7

В незначительной степени

18

22

27

20

13

17

13

Никак не отразится на уровне рождаемости

66

60

58

68

71

66

65

Затрудняюсь ответить

8

7

6

5

7

9

15

Как Вы считаете, в какой мере введение налога на бездетность будет способствовать повышению рождаемости?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Как бы Вы оценили в настоящее время материальное положение Вашей семьи?

Очень хорошее, хорошее

Среднее

Очень плохое, плохое

В значительной степени

8

11

8

6

В незначительной степени

18

21

19

11

Никак не отразится на уровне рождаемости

66

59

67

74

Затрудняюсь ответить

8

9

6

9

Как Вам кажется, кто должен платить налог на бездетность?

(открытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных, представлены ответы, набравшие 2% и более)

 

Все опрошенные

Мужчины

8

Женщина и мужчина / оба родителя / кто состоит в браке

7

Бездетные / те, у кого нет детей

6

Государство / правительство

5

Люди, поддерживающие чайлдфри / кто сознательно не хочет заводить детей

5

Женщины

3

Все должны платить / взрослые / старше 25 лет

3

Богатые люди / успешные

3

Депутаты / чиновники

2

Здоровые люди / те, у кого нет противопоказаний

2

Никто

42

Другое

1

Затрудняюсь ответить

17

Елена Михайлова
Советник генерального директора ВЦИОМ

«Налог на бездетность – непопулярная мера. Большинство россиян низко оценивают потенциальные эффекты от его внедрения.

Во-первых, если говорить об экономических аспектах и стимулах, то в Российской Федерации уже существует механизм налоговых вычетов за каждого из детей, причем в 2025 году размер этих вычетов будет увеличен. При желании оперировать именно финансовыми инструментами можно иллюстрировать выгодность рождений посредством дальнейшего увеличения этих сумм. Однако ни налоговые вычеты, ни налог на бездетность несопоставимы с реальными затратами на воспитание ребенка – сугубо рациональные расчеты вряд ли приведут к увеличению рождаемости.

Во-вторых, для большого количества бездетных проблема отсутствия ребенка является глубокой личной трагедией. Увеличивающееся количество случаев замерших беременностей, эндометриоза, азооспермия у мужчин и многие другие заболевания, препятствующие реализации желания стать родителем – эффекты влияния внешней среды на репродуктивную функцию, а не осознанный выбор. Наказывать этих людей за то, что сегодня медицина не может им оперативно помочь, достаточно жестоко.

В-третьих, мы сегодня говорим об ответственном подходе к семье, осознанном материнстве и отцовстве. Вряд ли ожидается, что одинокие люди, в силу совершенно разных причин еще не определившиеся со своим выбором, перестанут размышлять и станут заключать союзы только ради того, чтобы не платить новый налог.

Вопросы репродуктивного поведения достаточно сенситивные. При введении любых мер, направленных на улучшение демографической ситуации, должна проводиться предварительная оценка их потенциальной эффективности».

 


06 ноября 2024
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07