МОСКВА, 27 апреля 2016 г. Часто на встречах с неспециалистами в опросном деле сотрудники опросных компаний слышат вопрос: "Как можно быть уверенным в надёжности данных и в том, что мнение небольшого количества респондентов отражает реальное мнение всех россиян?"
Конечно, было бы идеально иметь реальную возможность задавать вопросы всем россиянам и получать ответы – мнение каждого человека для нас значимо, важно и интересно. Однако реальность далека от идеала: не все имеют возможность задать вопросы, и не все захотят на эти вопросы отвечать. Здесь на помощь приходят законы статистики: если правильно организовать выборку, то механизм отбора участников исследования позволит получить надёжные данные о том, как распределяются мнения в среднем по стране.
Современные технологии дают нам больше возможностей охватывать опросами самые разные аудитории. Нужно просто эти возможности активно использовать, внедрять новые технологии, не бояться идти вперед. Если еще несколько лет назад получить надёжные данные с помощью телефонного опроса было невозможно из-за низкой телефонизации, то сейчас такой опрос считается одним из наиболее распространенных методов исследований – почти у каждого есть мобильный телефон и часто не один.
Разнообразие доступных способов достучаться до респондента открывает для нас новые возможности – мы можем давать людям выбор способа общения, что повышает достижимость наших опросов. Например, по телефону можно дозвониться в те отдалённые районы, куда интервьюеру трудно добраться, можно опросить людей, которых часто нет дома. А личными на дому мы охватим тех респондентов, которые не могут ответить по телефону по ряду причин: где-то связь плохая, кто-то просто не отвечает на звонки с незнакомых номеров.
Конечно, при этом возникают новые вопросы и вызовы, на которые мы должны отвечать – в частности, о том, как комплексировать данные, полученные разными методами. Для этого нам необходимо очень четко понимать, как тот или иной метод опроса влияет на ответы респондента, какие возможны смещения, как их можно избежать. В настоящее время, например, Фонд содействия изучению общественного мнения ВЦИОМ разрабатывает такую методику для комбинирования телефонных и квартирных опросов. Уже проведена серия экспериментов, которые показали, что такое комбинирование данных вполне возможно.
И это только первый шаг. Сегодня все крупнейшие мировые поллстеры развивают интернет-панели, понимая, что за ними будущее. В России доля интернет-пользователей быстро увеличивается и уже очевидно, что нам следует работать с интернет-аудиторией, в то же время, отказ от традиционных технологий пока был бы преждевременным. Поэтому в наших планах – расширение технологий комбинирования, подключение к ней интернет-опросов.
Ну, а россияне, несмотря на все сложности и нюансы опросной деятельности, демонстрируют доверие опросам общественного мнения. По нашим данным, 70% россиян считают, что опросы в целом отражают действительные мнения и настроения граждан, и только 23% им не доверяют.
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 16-17 января 2016 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.