Аналитический обзор
Фото:
Экономика

МОЖНО ЛИ ДОВЕРЯТЬ РОССИЙСКИМ БАНКАМ?

Фото:
Коротко о главном
  • В марте 2006 года ВЦИОМ провел исследование финансового поведения россиян, одной из частей которого был анализ доверия к отечественной банковской системе. Это доверие оказалось достаточно низким: с высказыванием «Крупные российские банки достаточно надежны, и им можно доверить свои деньги» в той или иной мере согласились лишь 36,5% респондентов.
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • В марте 2006 года ВЦИОМ провел исследование финансового поведения россиян, одной из частей которого был анализ доверия к отечественной банковской системе. Это доверие оказалось достаточно низким: с высказыванием «Крупные российские банки достаточно надежны, и им можно доверить свои деньги» в той или иной мере согласились лишь 36,5% респондентов.

МОСКВА, 21 апреля 2006 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о доверии населения к российским банкам.

В марте 2006 года ВЦИОМ провел исследование финансового поведения россиян, одной из частей которого был анализ доверия к отечественной банковской системе. Это доверие оказалось достаточно низким: с высказыванием «Крупные российские банки достаточно надежны, и им можно доверить свои деньги» в той или иной мере согласились лишь 36,5% респондентов. Причем только 7,4% выразили свое полное согласие, а 29,1% в своем доверии колебались. Соответственно, существенно больше половины взрослого населения России (63,5%) отечественным банкам не доверяют.

Доверие неравномерно распределено в обществе: те, кто беднее, относятся к банкам в среднем хуже. Среди людей, не имеющих возможности откладывать деньги (а подавляющее большинство из них делают это из-за низких доходов), доля испытывающих доверие к банкам существенно ниже.

Представленная картина вполне логична: наиболее уязвимые слои общества в условиях нестабильности легче всего теряют доверие к социальным институтам.

В сегодняшних условиях рост благосостояния граждан не будет напрямую связан с ростом их вкладов, потому что из каждых трех новых потенциальных клиентов только один будет склонен доверять банкам.

То, как люди воспринимают свою осведомленность о банках напрямую связано с доверием к этому институту. Так, 77,2% из тех, кто не разбирается в банковских услугах, высказали свое недоверие крупным российским банкам. А из тех, кто разбирается, им доверяют 64,8%.

Важным параметром в финансовом поведении является влияние доверия к банковской системе на готовность населения рисковать своими сбережениями. Те, кто не доверяет российским банкам, готовы довольствоваться низкими процентами, но хотят надежности. Они готовы вкладывать деньги в среднем под 5,5% при минимальном риске. Доверяющие – под 7,4% при среднем риске.

Таким образом, можно сказать, что установки населения к российским банкам сегодня содержат большой потенциал нелояльности, который нельзя компенсировать высокими процентными ставками по вкладам. Потребители, которые войдут на рынок в будущем, с высокой вероятностью предпочтут менее выгодную, но более надежную с их точки зрения альтернативу, как только она возникнет.

Еще один критерий, по которому можно оценить последствия недоверия – представления людей об объемах сбережений. Они были выявлены с помощью вопроса «Какую сумму на Ваш взгляд можно считать сбережениями?». Важность этого вопроса в том, что он позволяет измерить один из барьеров сберегательного поведения: пока не взят этот барьер, люди будут считать, что у них нет настоящих сбережений, соответственно они будут относиться к имеющимся деньгам как к случайным, не связанным с будущим. Такие деньги можно потратить просто потому, что не имеет смысла их откладывать.

Средние значения сберегательного барьера различаются между тремя группами: те, кто сильно не доверяет или полностью доверяет российским банкам, отличаются от колеблющихся. А барьер для тех, кто испытывает колебания, как с положительной, так и с отрицательной стороны, примерно одинаков, и варьируется в районе 150000 рублей. Это значит, что эффективная борьба может вестись банками за доверие людей, которые стремятся сберечь порядка 5000 долларов.

Те, кто хочет сберечь меньше, испытывают гораздо меньшее доверие к российским банкам, и вероятнее всего предпочтут хранить деньги «в чулке». Те, для кого сбережения начинаются с большей суммы, и так склонны доверять российской банковской системе. Это означает, что в установках населения к российским банкам существует довольно большая зона неопределенности, за которую следует вести борьбу, прежде всего с помощью продуманной информационной политики.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07