Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Софья Сандурская/ТАСС
Общество

Мотодрайв по-русски

Более трети россиян умеют ездить на мотоцикле, но большинство из них предпочитают не использовать этот навык.
Фото:
Коротко о главном
  • Топ-3 ассоциаций со словом «мотоцикл» - риск для жизни (33%), большая скорость (24%) и авария, нарушение ПДД (19%).
  • 37% умеют управлять мотоциклом: ездят на нем 7%, а 30% умеют, но не хотят. Еще 12% хотели бы научиться.
  • О том, что в этом сезоне на дорогах стало больше мотоциклистов, чем годом ранее, говорят 20%; 59% не заметили разницы.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Топ-3 ассоциаций со словом «мотоцикл» - риск для жизни (33%), большая скорость (24%) и авария, нарушение ПДД (19%).
  • 37% умеют управлять мотоциклом: ездят на нем 7%, а 30% умеют, но не хотят. Еще 12% хотели бы научиться.
  • О том, что в этом сезоне на дорогах стало больше мотоциклистов, чем годом ранее, говорят 20%; 59% не заметили разницы.

МОСКВА, 17 июня 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян, приуроченного ко Всемирному дню мотоциклиста.

О мотоциклах…

Мотоциклы были изобретены в конце 19 века, а уже с начала 20 века благодаря массовому производству, простоте в обслуживании и мобильности мототехника получала все более широкое распространение. Мотоциклы стали незаменимыми помощниками во время Первой и Второй Мировых войн, завоевал популярность и мотоспорт, а образ отважного мотоциклиста стал одним из самых романтичных в современной культуре.

ВЦИОМ выяснил, что сегодня у россиян слово «мотоцикл» чаще всего ассоциируется с опасными ситуациями на дороге – 76% ответов (риск для жизни – 33%, большая скорость – 24%, авария, нарушение ПДД, помеха на дороге – 19%). Значимую роль в восприятии мотоцикла играют эмоции и ощущения – 41% ответов. Причем чаще речь идет о позитивных впечатлениях – драйв (5%), ветер в лицо, свобода (по 4%), воспоминания о молодости, радость, хорошее отношение (по 3%), престиж, удобство (по 2%).  Среди отрицательных ответов звучат страх (6%), негативное отношение (5%), безрассудство (4%).

  • Женщины чаще мужчин ассоциируют мотоциклы с риском для жизни (37% vs. 29%).

В образе мотоцикла выражены и внешние характеристики – 39% ответов (рев мотора – 12%, транспорт – 9%, два колеса, люлька – 7%, экипировка, шлем – 5%, конкретные модели, например «ИЖ», «Урал» – 4%, спортивный мотоцикл – 2%). Среди других ответов называли возможность быстро и без пробок доехать до нужного места (5%), байкеры, молодежный транспорт (по 3%), сезонность (2%).

Таким образом, мотоцикл воспринимается россиянами как опасный, но в то же время захватывающий и привлекательный вид транспорта.

...мотоциклистах…

Умеют управлять мотоциклом 37% россиян, но ездят на мотоциклах только 7%, тогда как 30% сообщили, что ездить на данном транспорте они не хотят. Шесть из десяти (60%) наших сограждан не имеют прав на управление мотоциклом, и большая часть (48%) и не хотели бы владеть таким навыком. Только 12% отметили, что хотели бы научиться ездить на мотоцикле.

  • Типичный мотоциклист (который ездит на данном виде транспорта) — это безусловно мужчина (13% vs. 2% среди женщин), скорее всего в возрасте 25-40 лет (старшие миллениалы, реформенное поколение – по 9%), с неполным средним (12%) или средним образованием (11% vs. 5% в группе с высшим и незаконченным высшим), житель села (9%). Он чаще других ассоциирует мотоцикл с чувством свободы (13% vs. 4% среди всех россиян) и реже с риском для жизни (16% vs. 33% среди всех россиян).  Езда на мотоцикле привлекательна для него, прежде всего маневренностью (21%), быстротой, мобильностью (19%) и экстримом (20%), ощущением свободы (17%), высокой скоростью (17%). Управление мотоциклом вызывает у них положительные эмоции (15%), в том числе от ветра в лицо (16%). Реже звучат прагматичные ответы, такие как комфорт, экономичность (по 10%), обзор и удобство парковки (5% и 4% соответственно).
  • Типичный россиянин, который хочет стать мотоциклистом, -— чуть чаще это мужчина (14% vs. 10% среди женщин), в основном молодого возраста (28% среди зумеров и 19% среди младших миллениалов), житель одной из столиц (18%) или города-миллионника (16%). Он чаще других ассоциирует мотоциклы с большой скоростью, гонщиками (36% vs. 24% среди всех россиян) и драйвом, адреналином (14% vs. 5% среди всех россиян). Езда на мотоцикле привлекательна для него, в первую очередь, скоростью и возможностью быстро передвигаться, минуя пробки (по 25%), проехать там, где не может этого сделать автомобиль (14%). Эмоциональный компонент уступает мобильности: адреналин, свежий воздух, комфорт (по 10%), удовольствие (9%), свобода, экономия (по 8%).
  • Типичный «бывший» мотоциклист (умеет, но не хочет ездить) — это также мужчина (45% vs. 17% среди женщин), чаще среднего или старше среднего возраста (31-37% среди поколения оттепели, застоя и реформенного поколения vs. 11% среди зумеров и 21-26% среди миллениалов). Чаще у него плохое (34%), чем хорошее (24%) материальное положение, скорее всего он проживает в сельской местности (35%) или небольшом населенном пункте до 100 тыс. чел. (34%). Процент «бывших» мотоциклистов заметно выше в Дальневосточном федеральном округе (42%).  Причины нежелания ездить на мотоцикле в этой группе кроются в опасности, по их мнению, данного вида транспорта (30%). Еще 29% отметили, что продолжать ездить на мотоцикле им не позволяет возраст или здоровье. Часть опрошенных отказались от езды на мотоцикле из-за потери интереса, желания (18%), а часть пересели на автомобиль (13%). В числе других причин – рост числа ДТП с участием мотоциклом, изменение движения на дорогах (8%), а также страх, печальный опыт (7%).
  • Типичный россиянин, который не умеет и не хочет научиться ездить на мотоцикле, — это женщина (69% vs. 23% среди мужчин), чаще или юная (среди зумеров – 55%) или, наоборот, старшего возраста (59% среди поколения оттепели), с высшим или незаконченным высшим образованием (54%), хорошим материальным положением (54%). Несколько чаще мотоциклы ассоциируются в этой группе с риском для жизни (39% vs. 33% среди всех россиян) и громким звуком (17% vs. 12% среди всех россиян). Нежелание освоить мотоцикл в этой группе связано с опасностью данного вида транспорта (54%), предпочтением автомобиля (22%), а также в силу возраста или состояния здоровья (21%) и по причине отсутствия интереса к мотоциклам (17%).

Нельзя однозначно сказать, растет ли интерес россиян к мотоциклам как к транспортному средству. Каждый пятый (20%) россиянин замечает, что в этом сезоне на дорогах стало больше мотоциклистов, чем годом ранее. В большей степени это касается сельской местности (31%). Кроме того, по-видимому, на мотоциклы чаще обращают внимание мужчины, они чаще женщин отметили рост числа мотоциклистов в этом году (23% vs. 18% среди женщин). Еще 14% наших сограждан полагают, что мотоциклы, наоборот, стали реже выезжать на дороги, среди столичных жителей так считают 21%. Однако большая часть опрошенных (59%) не заметили каких-либо изменений.

  • Те, кто ездят на мотоцикле, чаще говорят о росте числа мотоциклистов на дорогах в этом году  (38% vs. 20% среди всех россиян).

 

…и байкерах

Поклонников мотоциклов, для которых мотоцикл является неотъемлемой частью образа жизни, называют байкерами. В российском обществе сложилось нейтрально-положительное отношение к байкерам: больше половины (56%) относятся к ним нейтрально, а каждый третий (33%) скорее положительно. Только 10% признали, что отрицательно воспринимают данную субкультуру.

В числе поклонников байкеров – преимущественно мужчины (40% vs. 27% среди женщин), представители реформенного поколения (42%), граждане с неполным средним и средним специальным образованием (47% и 37% соответственно), сельские жители (39%), жители Северо-Западного округа (42%) и те, кто сам ездит на мотоцикле (62%) или хотел бы этому научиться (47%).

В числе тех, кому байкеры не нравятся, чаще встречаются женщины (12% vs. 7% среди мужчин), россияне старшего возраста (14-17% среди поколения застоя и оттепели), с неполным средним образованием (16%), плохим материальным положением (15%), жители Дальневосточного округа (15%).

Нейтральным отношением к байкерам чаще отличаются женщины (60% vs. 51% среди мужчин), молодые россияне (зумеры, младшие миллениалы – 67-68%), граждане с незаконченным высшим и высшим образованием (60%), жители Северо-Кавказского округа (64%) и те, кто не умеет и не хотел бы уметь управлять мотоциклом (63%).

8 июня 2024 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 8 июня 2024 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7951; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0118; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,0787. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом: 

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Скажите, что первое приходит Вам в голову, когда Вы слышите слово «мотоцикл»? Назовите 3-5 ассоциаций

(открытый вопрос, до 5-ти ответов, % от всех опрошенных, представлены варианты, набравшие более 2%)

Опасные ситуации на дорогах, сумма ответов

76

Большой риск для жизни / смерть / опасный вид транспорта / самоубийцы

33

Большая скорость / гонщики

24

Авария/ нарушение ПДД/ создают аварийно-опасные ситуации на дороге/ неожиданность, выскакивают неожиданно, помеха на дороге/ ездят несовершеннолетние дети

19

Эмоции и ощущения, сумма ответов

41

Страх / тревога / беспокойство

6

Адреналин драйв / экстрим

5

Негативные эмоции / не нравятся

5

Ветер в лицо / дорога

4

Свобода / спокойствие / беззаботность

4

Безбашенность / безрассудство

4

Воспоминания из детства, молодости

3

Радость / кайф / удовольствие

3

Нормальной транспорт / хорошее отношение

3

Красиво / модно / престижно

2

Удобство / комфортность

2

Внешние характеристики, сумма ответов

39

Громкий звук / шум / звук мотора

12

Вид транспорта / средство передвижения

9

2 колеса / люлька / мотоцикл

7

Экипировка / шлем

5

Модели (ИЖ, урал, хонда)

4

Спортивный мотоцикл / спорт

2

Другие ответы

 

Возможность быстро доехать / без пробок

5

Байкеры / мотоциклисты

3

Молодежный транспорт

3

Сезонный транспорт / лето / лес / природа

2

Другое

3

Затрудняюсь ответить

14

А Вы хотели бы ездить на мотоцикле?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Уже езжу

7

13

2

4

9

9

8

5

3

Не умею, но хотел бы научиться ездить

12

14

10

28

19

15

9

6

2

Не умею, и не хотел бы

48

23

69

55

50

47

44

45

59

Умею, но ездить не хочу

30

45

17

11

21

26

35

37

31

Затрудняюсь ответить

3

5

2

2

1

3

4

7

5

Скажите, чем для Вас привлекательна езда на мотоцикле?

(открытый вопрос, до 3-х ответов, % от тех, кто ездит или хотел бы научится ездить, представлены варианты, набравшие более 2%)

 

Все опрошенные

Уже езжу

Не умею, но хотел бы научиться ездить

Быстро / без пробок

22

19

25

Высокая скорость

22

17

25

Маневренность / можно проехать там, где не проедет машина

17

21

14

Адреналин / драйв / экстрим

14

20

10

Лето / ветер в лицо / свежий воздух

13

16

10

Ощущение свободы

11

17

8

Удовольствие / положительные эмоции / отдых

11

15

9

Удобство / комфорт

10

10

10

Экономичность / экономия топлива / доступность

8

10

8

Нравится

6

5

6

Процесс управления / лучше обзор

5

5

5

Легче парковаться

5

4

5

Внешний вид

4

2

5

Средство передвижения

3

3

4

Новый опыт

3

1

5

Интересно

3

2

3

Это риск / опасно

2

2

2

Ничем

2

2

2

Хобби

2

3

1

Воспоминания

2

2

2

Другое

4

6

3

Затрудняюсь ответить

3

4

3

Скажите, а почему Вы не хотите ездить на мотоцикле?

(открытый вопрос, до 3-х ответов, % от тех, кто умеет, но ездить не хочет, представлены варианты, набравшие более 2%)

Риск / не безопасно / опасный вид транспорта

30

В силу возраста/ не позволяет здоровье

29

Не нравятся мотоциклы/ не интересно/ не хочу/ нет времени

18

На машине комфортнее / не удобно/ есть авто/ другой транспорт/ езжу на машине/ другом транспорте

13

Изменилось движение на дорогах / дураков хватает/ большое количество ДТП/ нарушают ПДД

8

Боязнь / страх/ печальный опыт

7

Сезонный транспорт / не подходят климатические условия

3

Нет мотоцикла / нет возможности купить

3

Дорого / дорогие запчасти, бензин

3

Не приспособлены дороги

2

В молодости наездился

2

Нет в/у / меня возят

2

Негде его держать

2

Другое

4

Затрудняюсь ответить

3

Скажите, а почему Вы бы не хотели научиться ездить на мотоцикле?

(открытый вопрос, до 3-х ответов, % от тех, кто не умеет и не хотел бы научится ездить, представлены варианты, набравшие более 2%)

Опасный транспорт / не хочу рисковать/ боязнь/ страх/ много ДТП с участием мотоциклов/ отсутствие культуры вождения

54

Предпочитаю машины / есть машина / езжу на машине/ комфортнее на машине/ мотоцикл не удобный/ не нравится как вид транспорта / не доверяю/ ненадежный транспорт/ машина надежнее/ не люблю мотоциклы/ скорость

22

В силу возраста / старый/ здоровье не позволяет/ плохая координация, нет реакции

21

Не интересно / мне это не нужно

17

Получил травму из-за мотоцикла / плохие ассоциации

2

Нет в/у / не умею водить

2

Другое

2

Затрудняюсь ответить

1

Как Вам кажется, на дорогах Вашего населенного пункта в эту весну стало больше, меньше мотоциклистов, чем весной-летом прошлого года, или ничего не изменилось?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Москва и Санкт-Петербург

города - миллионники

500-950 тыс.

100-500 тыс.

до 100 тыс.

село

Стало больше

20

23

18

10

15

20

16

21

31

Стало меньше

14

15

14

21

10

17

14

13

14

Ничего не изменилось

59

56

62

59

65

57

63

62

51

Затрудняюсь ответить

7

6

6

10

10

6

7

4

4

Поклонников мотоциклов, для которых мотоцикл является неотъемлемой частью образа жизни, называют байкерами. Скажите, как в целом Вы относитесь к байкерам – скорее положительно, скорее отрицательно или нейтрально?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (До1947)

Скорее положительно

33

40

27

29

24

32

42

32

27

Нейтрально

56

51

60

68

67

59

51

50

50

Скорее отрицательно

10

7

12

3

9

7

7

14

17

Затрудняюсь ответить

1

2

1

0

0

2

0

4

6

Поклонников мотоциклов, для которых мотоцикл является неотъемлемой частью образа жизни, называют байкерами. Скажите, как в целом Вы относитесь к байкерам – скорее положительно, скорее отрицательно или нейтрально?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

А Вы хотели бы ездить на мотоцикле?

Уже езжу

Не умею, но хотел бы научиться ездить

Не умею, и не хотел бы

Умею, но ездить не хочу

Затрудняюсь ответить

Скорее положительно

33

62

47

23

35

46

Нейтрально

56

34

48

63

55

33

Скорее отрицательно

10

3

4

12

9

10

Затрудняюсь ответить

1

1

1

2

1

11

Алексей Верижников
Директор ВЦИОМ-Консалтинг

«По результатам опроса ВЦИОМ, отношение россиян к мотоциклистам довольно настороженное. В Топ-3 ассоциаций со словом «мотоцикл» вошли: риск для жизни, большая скорость, аварии, нарушения ПДД. Видимо, сам факт езды на мотоцикле рождает в голове граждан образ лихого ездока, создающего проблемы участникам движения и рискующего своей и чужими жизнями. Но мотоциклы бывают разные, и мотоциклисты, соответственно, - они тоже разные. Если абстрагироваться от мелких подгрупп, мотоциклисты («байкеры») делятся на два основных «племени» - «чопперисты» и «спортбайкеры».

«Чопперисты» ездят на мотоциклах класса «чоппер» и «круизер». Это такого солидно-пузатого вида машины с обилием блестючих хромовых деталей. «Чопперисты» торжественно едут группой по центральным улицам городов со скоростью 50-60 км/ч, обдавая прохожих децибелами громкой музыки (по сути, это езда на эдаких «музыкальных шкатулках» на двух колесах). Особых проблем дорожному движению они не создают – больше ушам других водителей и пешеходов.

«Спортбайкеры» гоняют на спортивных мотоциклах.  Спортбайки из-за характерного звука выхлопа, похожего на рёв, на сленге называют «пылесосами». Из-за стиля вождения участники движения (а иногда и коллеги-чопперисты) именуют спортбайкеров «хрустиками». Это они, кто создает ощущение тревожности у граждан при упоминании слова «мотоцикл». Что же касается чопперистов с их кредо «по главной улице с оркестром», то они проходят не столько по категории угрозы безопасности движения, сколько источника шумового загрязнения города».


17 июня 2024
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07