МОСКВА, 17 июня 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян, приуроченного ко Всемирному дню мотоциклиста.
О мотоциклах… |
Мотоциклы были изобретены в конце 19 века, а уже с начала 20 века благодаря массовому производству, простоте в обслуживании и мобильности мототехника получала все более широкое распространение. Мотоциклы стали незаменимыми помощниками во время Первой и Второй Мировых войн, завоевал популярность и мотоспорт, а образ отважного мотоциклиста стал одним из самых романтичных в современной культуре.
ВЦИОМ выяснил, что сегодня у россиян слово «мотоцикл» чаще всего ассоциируется с опасными ситуациями на дороге – 76% ответов (риск для жизни – 33%, большая скорость – 24%, авария, нарушение ПДД, помеха на дороге – 19%). Значимую роль в восприятии мотоцикла играют эмоции и ощущения – 41% ответов. Причем чаще речь идет о позитивных впечатлениях – драйв (5%), ветер в лицо, свобода (по 4%), воспоминания о молодости, радость, хорошее отношение (по 3%), престиж, удобство (по 2%). Среди отрицательных ответов звучат страх (6%), негативное отношение (5%), безрассудство (4%).
|
В образе мотоцикла выражены и внешние характеристики – 39% ответов (рев мотора – 12%, транспорт – 9%, два колеса, люлька – 7%, экипировка, шлем – 5%, конкретные модели, например «ИЖ», «Урал» – 4%, спортивный мотоцикл – 2%). Среди других ответов называли возможность быстро и без пробок доехать до нужного места (5%), байкеры, молодежный транспорт (по 3%), сезонность (2%).
Таким образом, мотоцикл воспринимается россиянами как опасный, но в то же время захватывающий и привлекательный вид транспорта.
...мотоциклистах… |
Умеют управлять мотоциклом 37% россиян, но ездят на мотоциклах только 7%, тогда как 30% сообщили, что ездить на данном транспорте они не хотят. Шесть из десяти (60%) наших сограждан не имеют прав на управление мотоциклом, и большая часть (48%) и не хотели бы владеть таким навыком. Только 12% отметили, что хотели бы научиться ездить на мотоцикле.
- Типичный мотоциклист (который ездит на данном виде транспорта) — это безусловно мужчина (13% vs. 2% среди женщин), скорее всего в возрасте 25-40 лет (старшие миллениалы, реформенное поколение – по 9%), с неполным средним (12%) или средним образованием (11% vs. 5% в группе с высшим и незаконченным высшим), житель села (9%). Он чаще других ассоциирует мотоцикл с чувством свободы (13% vs. 4% среди всех россиян) и реже с риском для жизни (16% vs. 33% среди всех россиян). Езда на мотоцикле привлекательна для него, прежде всего маневренностью (21%), быстротой, мобильностью (19%) и экстримом (20%), ощущением свободы (17%), высокой скоростью (17%). Управление мотоциклом вызывает у них положительные эмоции (15%), в том числе от ветра в лицо (16%). Реже звучат прагматичные ответы, такие как комфорт, экономичность (по 10%), обзор и удобство парковки (5% и 4% соответственно).
- Типичный россиянин, который хочет стать мотоциклистом, -— чуть чаще это мужчина (14% vs. 10% среди женщин), в основном молодого возраста (28% среди зумеров и 19% среди младших миллениалов), житель одной из столиц (18%) или города-миллионника (16%). Он чаще других ассоциирует мотоциклы с большой скоростью, гонщиками (36% vs. 24% среди всех россиян) и драйвом, адреналином (14% vs. 5% среди всех россиян). Езда на мотоцикле привлекательна для него, в первую очередь, скоростью и возможностью быстро передвигаться, минуя пробки (по 25%), проехать там, где не может этого сделать автомобиль (14%). Эмоциональный компонент уступает мобильности: адреналин, свежий воздух, комфорт (по 10%), удовольствие (9%), свобода, экономия (по 8%).
- Типичный «бывший» мотоциклист (умеет, но не хочет ездить) — это также мужчина (45% vs. 17% среди женщин), чаще среднего или старше среднего возраста (31-37% среди поколения оттепели, застоя и реформенного поколения vs. 11% среди зумеров и 21-26% среди миллениалов). Чаще у него плохое (34%), чем хорошее (24%) материальное положение, скорее всего он проживает в сельской местности (35%) или небольшом населенном пункте до 100 тыс. чел. (34%). Процент «бывших» мотоциклистов заметно выше в Дальневосточном федеральном округе (42%). Причины нежелания ездить на мотоцикле в этой группе кроются в опасности, по их мнению, данного вида транспорта (30%). Еще 29% отметили, что продолжать ездить на мотоцикле им не позволяет возраст или здоровье. Часть опрошенных отказались от езды на мотоцикле из-за потери интереса, желания (18%), а часть пересели на автомобиль (13%). В числе других причин – рост числа ДТП с участием мотоциклом, изменение движения на дорогах (8%), а также страх, печальный опыт (7%).
- Типичный россиянин, который не умеет и не хочет научиться ездить на мотоцикле, — это женщина (69% vs. 23% среди мужчин), чаще или юная (среди зумеров – 55%) или, наоборот, старшего возраста (59% среди поколения оттепели), с высшим или незаконченным высшим образованием (54%), хорошим материальным положением (54%). Несколько чаще мотоциклы ассоциируются в этой группе с риском для жизни (39% vs. 33% среди всех россиян) и громким звуком (17% vs. 12% среди всех россиян). Нежелание освоить мотоцикл в этой группе связано с опасностью данного вида транспорта (54%), предпочтением автомобиля (22%), а также в силу возраста или состояния здоровья (21%) и по причине отсутствия интереса к мотоциклам (17%).
Нельзя однозначно сказать, растет ли интерес россиян к мотоциклам как к транспортному средству. Каждый пятый (20%) россиянин замечает, что в этом сезоне на дорогах стало больше мотоциклистов, чем годом ранее. В большей степени это касается сельской местности (31%). Кроме того, по-видимому, на мотоциклы чаще обращают внимание мужчины, они чаще женщин отметили рост числа мотоциклистов в этом году (23% vs. 18% среди женщин). Еще 14% наших сограждан полагают, что мотоциклы, наоборот, стали реже выезжать на дороги, среди столичных жителей так считают 21%. Однако большая часть опрошенных (59%) не заметили каких-либо изменений.
|
…и байкерах |
Поклонников мотоциклов, для которых мотоцикл является неотъемлемой частью образа жизни, называют байкерами. В российском обществе сложилось нейтрально-положительное отношение к байкерам: больше половины (56%) относятся к ним нейтрально, а каждый третий (33%) скорее положительно. Только 10% признали, что отрицательно воспринимают данную субкультуру.
В числе поклонников байкеров – преимущественно мужчины (40% vs. 27% среди женщин), представители реформенного поколения (42%), граждане с неполным средним и средним специальным образованием (47% и 37% соответственно), сельские жители (39%), жители Северо-Западного округа (42%) и те, кто сам ездит на мотоцикле (62%) или хотел бы этому научиться (47%).
В числе тех, кому байкеры не нравятся, чаще встречаются женщины (12% vs. 7% среди мужчин), россияне старшего возраста (14-17% среди поколения застоя и оттепели), с неполным средним образованием (16%), плохим материальным положением (15%), жители Дальневосточного округа (15%).
Нейтральным отношением к байкерам чаще отличаются женщины (60% vs. 51% среди мужчин), молодые россияне (зумеры, младшие миллениалы – 67-68%), граждане с незаконченным высшим и высшим образованием (60%), жители Северо-Кавказского округа (64%) и те, кто не умеет и не хотел бы уметь управлять мотоциклом (63%).
«По результатам опроса ВЦИОМ, отношение россиян к мотоциклистам довольно настороженное. В Топ-3 ассоциаций со словом «мотоцикл» вошли: риск для жизни, большая скорость, аварии, нарушения ПДД. Видимо, сам факт езды на мотоцикле рождает в голове граждан образ лихого ездока, создающего проблемы участникам движения и рискующего своей и чужими жизнями. Но мотоциклы бывают разные, и мотоциклисты, соответственно, - они тоже разные. Если абстрагироваться от мелких подгрупп, мотоциклисты («байкеры») делятся на два основных «племени» - «чопперисты» и «спортбайкеры».
«Чопперисты» ездят на мотоциклах класса «чоппер» и «круизер». Это такого солидно-пузатого вида машины с обилием блестючих хромовых деталей. «Чопперисты» торжественно едут группой по центральным улицам городов со скоростью 50-60 км/ч, обдавая прохожих децибелами громкой музыки (по сути, это езда на эдаких «музыкальных шкатулках» на двух колесах). Особых проблем дорожному движению они не создают – больше ушам других водителей и пешеходов.
«Спортбайкеры» гоняют на спортивных мотоциклах. Спортбайки из-за характерного звука выхлопа, похожего на рёв, на сленге называют «пылесосами». Из-за стиля вождения участники движения (а иногда и коллеги-чопперисты) именуют спортбайкеров «хрустиками». Это они, кто создает ощущение тревожности у граждан при упоминании слова «мотоцикл». Что же касается чопперистов с их кредо «по главной улице с оркестром», то они проходят не столько по категории угрозы безопасности движения, сколько источника шумового загрязнения города».