МОСКВА, 5 октября 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян на тему контрафактной продукции.
Контрафакт? Видели, знаем… |
На фоне массового оттока зарубежных брендов из России в интересах российских потребителей было принято решение легализовать параллельный импорт отдельных категорий товаров. Пока эксперты предрекают наводнение отечественного рынка подделками, за последние три года доля россиян, которым встречалась неоригинальная или нелегально ввезенная продукция, напротив, несколько снизилась. По результатам опроса ВЦИОМ, более трети наших сограждан полагают, что сталкивались с контрафактом (36%, –7 пп. с января 2020 г.), в том числе 18% покупали такую продукцию, столько же — видели ее в продаже, но не покупали (18%).
Типичный россиянин, покупавший контрафактную продукцию, — мужчина (26% vs. 11% женщин), 35–44 лет (25%), с плохим материальным положением (24%). |
Сообщили, что не видели и не покупали поддельную или незаконно ввезенную в Россию продукцию 6 из 10 опрошенных (59%), в январе 2020 г. — каждый второй (50%). Показатель выше среди женщин (69% vs. 46% среди мужчин), представителей старшего поколения 60+ лет (68%), граждан со средним образованием и ниже (67–72%) и жителей сел (67%). Можно предположить, что отсутствие опыта взаимодействия с контрафактом в этих группах обусловлен не только потребительским поведением (выбор проверенных продавцов, проверка маркировки товара и др.), но и неспособностью отличить нелегальную продукцию от оригинала. Как будет показано далее, этот вывод может считаться справедливым как минимум в отношении алкогольной продукции. Чаще других не сталкиваются с подделками и россияне с хорошим и средним материальным положением (62% и 61% соответственно). Вероятно, имеющиеся ресурсы позволяют приобретать товары только у официальных представителей брендов, что обеспечивает им большую защиту от контрафакта.
Что маркируем? |
Несколько лет назад в целях борьбы с контрафактом в России стартовал проект по обязательной маркировке ряда товаров. Она позволяет отследить историю перемещения продукции от производителя до конечного покупателя, обеспечивая тем самым прозрачность на рынке и защиту прав потребителей. Ожидается, что к 2024 г. маркировка охватит большую часть товаров широкого потребления.
За последние три года мало что изменилось в представлениях россиян об обязательной маркировке. По мнению наших сограждан, она в первую очередь должна распространяться на фармацевтические товары и БАДы (45%, июнь 2020 г. — 46%). Далее следуют продукты питания, их назвали более трети опрошенных (37%, июнь 2020 г. — 40%), фигурировали в ответах и отдельные категории продовольствия — «молочка» и сыры (15%), мясо, рыба, колбаса (5%). Если суммировать эти группы ответов, то маркировка продуктов питания вовсе окажется более востребованной, чем маркировка лекарственных товаров. Алкоголь упомянули еще 13%, или каждый восьмой. В числе других содержательных ответов — детские товары (включая игрушки, одежду и питание) — 9%, табачные изделия и жидкости для электронных сигарет (8%), техника и электроника (6%), одежда и обувь (5%). Затруднились ответить на вопрос еще 15%.
Таким образом, под обязательную маркировку, по мнению россиян, в первую очередь должна попадать продукция, потребляемая внутрь (продукты питания, лекарства и алкоголь), и отравление которой может причинить существенный вред здоровью. Из полученных данных также можно сделать вывод, что текущая государственная политика в области борьбы с нелегальной продукцией в целом соответствует запросам россиян: на большую часть названной в ходе опроса продукции уже введена или постепенно вводится обязательная маркировка.
|
Глаз как у орла |
С годами производство подделок становится все более искусным, что серьезным образом осложняет жизнь конечным потребителям, ведь платить за фальшивую продукцию — значит выбрасывать деньги на ветер, подвергая риску свое здоровье и жизнь.
Каждый пятый опрошенный полагает, что сможет определить, является ли приобретаемая им алкогольная продукция нелегальной (21%), за последние два года уверенности у россиян в этом вопросе поубавилось (2021 г. — 27%) преимущественно за счет двукратного роста доли затруднившихся с ответом (19% vs. 10%). Более половины наших сограждан сегодня считают, что отличить оригинальную алкогольную продукцию от суррогата им не под силу (60%).
Способность выявить нелегальный алкоголь и опыт «взаимодействия» с контрафактом связаны: в группе тех, кто покупал или видел контрафактные товары, доля уверенных в своих силах составляет 31%, а среди россиян без такого опыта — только 16%.
|
О доступности нелегального алкоголя |
По мнению 46% россиян, при желании можно легко найти место, где продается нелегальный алкоголь, еще два года назад так думали более половины наших сограждан (54%). Обратного мнения («скорее и очень сложно») придерживается каждый четвертый (25%), еще 29% не смогли дать содержательный ответ.
Найти точки сбыта нелегального алкоголя в первую очередь кажется простым для мужчин (52% vs. 40% среди женщин), 35–59-летним (35–44 лет — 57%, 45–59 лет — 51%), ежедневным пользователям интернета (50%), а также тем, кто сам приобретал контрафактную продукцию (69%). Молодежь 18–24 лет и граждане с хорошим достатком, напротив, чаще считают, что такие места отыскать сложно (47% и 30% соответственно). |