Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Анна Майорова/URA.RU/TASS
Экономика

Маркировка против контрафакта

Доля россиян, столкнувшихся с контрафактом, снижается. В «красной зоне» остается доступность контрафактного алкоголя.
Фото:
Коротко о главном
  • Более трети наших сограждан полагают, что сталкивались с контрафактной продукцией в России (36%, –7 пп. к январю 2020 г.).
  • 6 из 10 россиян считают, что не смогут определить, является ли приобретаемый ими алкоголь нелегальным (60%).
  • По мнению 46%, при желании можно легко найти место продажи нелегального алкоголя (2021 г. — 54%).
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Более трети наших сограждан полагают, что сталкивались с контрафактной продукцией в России (36%, –7 пп. к январю 2020 г.).
  • 6 из 10 россиян считают, что не смогут определить, является ли приобретаемый ими алкоголь нелегальным (60%).
  • По мнению 46%, при желании можно легко найти место продажи нелегального алкоголя (2021 г. — 54%).

МОСКВА, 5 октября 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян на тему контрафактной продукции.

Контрафакт? Видели, знаем…

На фоне массового оттока зарубежных брендов из России в интересах российских потребителей было принято решение легализовать параллельный импорт отдельных категорий товаров. Пока эксперты предрекают наводнение отечественного рынка подделками, за последние три года доля россиян, которым встречалась неоригинальная или нелегально ввезенная продукция, напротив, несколько снизилась. По результатам опроса ВЦИОМ, более трети наших сограждан полагают, что сталкивались с контрафактом (36%, –7 пп. с января 2020 г.), в том числе 18% покупали такую продукцию, столько же — видели ее в продаже, но не покупали (18%).

Типичный россиянин, покупавший контрафактную продукцию, — мужчина (26% vs. 11% женщин), 35–44 лет (25%), с плохим материальным положением (24%).

Сообщили, что не видели и не покупали поддельную или незаконно ввезенную в Россию продукцию 6 из 10 опрошенных (59%), в январе 2020 г. — каждый второй (50%). Показатель выше среди женщин (69% vs. 46% среди мужчин), представителей старшего поколения 60+ лет (68%), граждан со средним образованием и ниже (67–72%) и жителей сел (67%). Можно предположить, что отсутствие опыта взаимодействия с контрафактом в этих группах обусловлен не только потребительским поведением (выбор проверенных продавцов, проверка маркировки товара и др.), но и неспособностью отличить нелегальную продукцию от оригинала. Как будет показано далее, этот вывод может считаться справедливым как минимум в отношении алкогольной продукции. Чаще других не сталкиваются с подделками и россияне с хорошим и средним материальным положением (62% и 61% соответственно). Вероятно, имеющиеся ресурсы позволяют приобретать товары только у официальных представителей брендов, что обеспечивает им большую защиту от контрафакта.

Что маркируем?

Несколько лет назад в целях борьбы с контрафактом в России стартовал проект по обязательной маркировке ряда товаров. Она позволяет отследить историю перемещения продукции от производителя до конечного покупателя, обеспечивая тем самым прозрачность на рынке и защиту прав потребителей. Ожидается, что к 2024 г. маркировка охватит большую часть товаров широкого потребления.

За последние три года мало что изменилось в представлениях россиян об обязательной маркировке. По мнению наших сограждан, она в первую очередь должна распространяться на фармацевтические товары и БАДы (45%, июнь 2020 г. — 46%). Далее следуют продукты питания, их назвали более трети опрошенных (37%, июнь 2020 г. — 40%), фигурировали в ответах и отдельные категории продовольствия — «молочка» и сыры (15%), мясо, рыба, колбаса (5%). Если суммировать эти группы ответов, то маркировка продуктов питания вовсе окажется более востребованной, чем маркировка лекарственных товаров. Алкоголь упомянули еще 13%, или каждый восьмой. В числе других содержательных ответов — детские товары (включая игрушки, одежду и питание) — 9%, табачные изделия и жидкости для электронных сигарет (8%), техника и электроника (6%), одежда и обувь (5%). Затруднились ответить на вопрос еще 15%.

Таким образом, под обязательную маркировку, по мнению россиян, в первую очередь должна попадать продукция, потребляемая внутрь (продукты питания, лекарства и алкоголь), и отравление которой может причинить существенный вред здоровью. Из полученных данных также можно сделать вывод, что текущая государственная политика в области борьбы с нелегальной продукцией в целом соответствует запросам россиян: на большую часть названной в ходе опроса продукции уже введена или постепенно вводится обязательная маркировка.

  • В том, что система маркировки должна в первую очередь распространяться на аптечную продукцию, чаще других убеждены женщины (52% vs. 36% мужчин), жители обеих столиц (51%) и городов-миллионников (56%). Такого же мнения придерживается каждый второй ежедневный пользователь интернета (50%), что, вероятно, обусловлено желанием оградить себя от случайной покупки поддельных лекарств на различных онлайн-площадках.
  • Выявлены в ответах россиян и некоторые поколенческие различия. О маркировке продуктов питания говорят преимущественно представители старших когорт 45+ (45–59 лет — 43%, 60 лет и старше — 47% vs. 22–26% среди 18–34-летних), о маркировке техники и электроники — молодежь 18–24 лет (17% vs. 5–7% в других возрастных группах).

 

Глаз как у орла

С годами производство подделок становится все более искусным, что серьезным образом осложняет жизнь конечным потребителям, ведь платить за фальшивую продукцию — значит выбрасывать деньги на ветер, подвергая риску свое здоровье и жизнь.

Каждый пятый опрошенный полагает, что сможет определить, является ли приобретаемая им алкогольная продукция нелегальной (21%), за последние два года уверенности у россиян в этом вопросе поубавилось (2021 г. — 27%) преимущественно за счет двукратного роста доли затруднившихся с ответом (19% vs. 10%). Более половины наших сограждан сегодня считают, что отличить оригинальную алкогольную продукцию от суррогата им не под силу (60%).

Способность выявить нелегальный алкоголь и опыт «взаимодействия» с контрафактом связаны: в группе тех, кто покупал или видел контрафактные товары, доля уверенных в своих силах составляет 31%, а среди россиян без такого опыта — только 16%.

  • Типичный россиянин, убежденный в том, что сможет отличить суррогат от легального алкоголя, — мужчина (30% vs. 13% женщин), младше 60 лет (18–24 лет — 28%, 25–34 лет — 24%, 35–44 лет — 28%, 45–59 лет — 21%), проживающий в одной из столиц (30%) и выходящий в Сеть практически ежедневно (24%).
  • Более четверти представителей старшего поколения 60+ лет затруднились оценить свои возможности (29% vs. 6–17% в других возрастных группах), что в целом ожидаемо: принято считать, что с возрастом не только притупляется обоняние и вкус, но и минимизируется потребление алкоголя в целом.

 

О доступности нелегального алкоголя

По мнению 46% россиян, при желании можно легко найти место, где продается нелегальный алкоголь, еще два года назад так думали более половины наших сограждан (54%). Обратного мнения («скорее и очень сложно») придерживается каждый четвертый (25%), еще 29% не смогли дать содержательный ответ.

Найти точки сбыта нелегального алкоголя в первую очередь кажется простым для мужчин (52% vs. 40% среди женщин), 35–59-летним (35–44 лет — 57%, 45–59 лет — 51%), ежедневным пользователям интернета (50%), а также тем, кто сам приобретал контрафактную продукцию (69%). Молодежь 18–24 лет и граждане с хорошим достатком, напротив, чаще считают, что такие места отыскать сложно (47% и 30% соответственно).

 

 

23 сентября 2023 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 23 сентября 2023 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,8064; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0156; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,1056. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Давайте поговорим о контрафактных товарах, то есть о поддельной, ненастоящей либо нелегально ввезенной в Россию продукции. В России с контрафактной продукцией Вы сталкивались?

(Закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Январь, 2020

Июнь, 2020

2023

Да, покупал(-а) такую продукцию

21

18

18

Да, видел такую продукцию в продаже, но не покупал(-а)

22

22

18

Нет, не видел(-а) и не покупал(-а) такую продукцию

50

54

59

Затрудняюсь ответить

7

6

5

Давайте поговорим о контрафактных товарах, то есть о поддельной, ненастоящей либо нелегально ввезенной в Россию продукции. В России с контрафактной продукцией Вы сталкивались?

(Закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

(2023 г.)

Как бы Вы оценили в настоящее время материальное положение Вашей семьи?

Очень хорошее, хорошее

Среднее

Очень плохое, плохое

Затрудняюсь ответить

Да, покупал(-а) такую продукцию

18

15

17

24

19

Да, видел такую продукцию в продаже, но не покупал(-а)

18

18

17

21

12

Нет, не видел(-а) и не покупал(-а) такую продукцию

59

62

61

44

69

Затрудняюсь ответить

5

5

5

11

0

В настоящее время в России для борьбы с нелегальным оборотом вводится система маркировки для таких товаров, как лекарства, шины, обувь, парфюмерия, молочная продукция, сигареты и ряд других. Маркировка представляет собой отметки на упаковке, по которым покупатель может проследить путь продукции от непосредственного производителя до конечного продавца (магазина). Маркировка вводится, чтобы избавиться от нелегальной продукции и чтобы каждый человек мог проверить подлинность и качество товара при покупке. Для какой продукции, по Вашему мнению, необходимо использовать эту маркировку в первую очередь?

(Открытый вопрос, до трех ответов, в % от всех опрошенных, представлены ответы, набравшие 2% и более)

 

Январь, 2020

Июнь, 2020

2023

Аптечная продукция / лекарства / БАДы / медикаменты

49

46

45

Еда / продукты питания / пищевая продукция / продовольствие

41

40

37

Молочная продукция / сыры

20

17

15

Алкоголь / алкогольная продукция

15

14

13

Детские товары / игрушки / одежда / Детское питание

16

12

9

Сигареты / табачная продукция / жидкости для электронных сигарет

7

7

8

Техника / электроника / телефоны, компьютеры / Бытовая техника

4

6

6

Вещи / одежда /обувь

7

7

5

Мясо (вкл. мясную продукцию, колбасы), рыба

12

9

5

Автотовары  / автозапчасти / автомасла / шины

2

4

4

Косметика / парфюмерия

2

3

4

Товары /продукты первой необходимости / повседневного спроса / народного потребления

2

2

2

Бытовая химия

1

2

2

Все товары

1

2

1

Нет таких

1

2

1

Другое

8

5

1

Затрудняюсь ответить

12

11

15

Как Вы считаете, сможете ли Вы определить, является ли приобретаемая Вами алкогольная продукция нелегальной, или не сможете?

(Закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

2021

2023

Однозначно да

7

5

Скорее да

20

16

Скорее нет

32

30

Однозначно нет

31

30

Затрудняюсь ответить

10

19

Как Вы считаете, сможете ли Вы определить, является ли приобретаемая Вами алкогольная продукция нелегальной, или не сможете?

(Закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18–24 года

25–34 года

35–44 года

45–59 лет

60 лет и старше

Однозначно да

5

8

3

10

5

7

6

3

Скорее да

16

22

10

18

19

21

15

9

Скорее нет

30

31

29

28

30

35

34

22

Однозначно нет

30

24

36

38

31

22

28

36

Затрудняюсь ответить

19

15

22

6

15

15

17

30

Как Вы считаете, легко или сложно при желании найти место, где можно приобрести нелегальный алкоголь?

(Закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

2021

2023

Очень легко

17

19

Скорее легко

37

27

Скорее сложно

15

16

Очень сложно

6

9

Затрудняюсь ответить

25

29

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07