МОСКВА, 01 ноября 2006 г. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» и Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляют данные очередного совместного исследования «Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России». В этом году эта работа организована при поддержке Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Цель проекта - привлечь внимание общественности и органов всех уровней государственной власти к актуальным проблемам малого бизнеса, имеющим место в России в целом и в отдельных регионах.
Результаты прошлогоднего исследования вызвали заметный резонанс в средствах массовой информации. В предпринимательском сообществе, в органах региональной власти и местного самоуправления до сих пор продолжается обсуждение рейтинга российских регионов, построенного на оценках предпринимательского климата. Наиболее прогрессивные руководители регионов используют эти данные в своей работе.
Прошлый год показал, что рейтинг с числовым показателем воспринимается буквально. С учетом опыта прошлого года, разработали Индекс ОПОРЫ. Во избежание неоправданной раздачи первых и последних мест - он графический.
По горизонтальной оси - предприниматели сравнивают свой регион с другими по таким показателям, как: размер рынка и спрос, наличие ресурсов (имущество, кадры и пр.), отношение властей, уровень безопасности. По вертикали - интегральный индекс оценок условий и факторов предпринимательского климата в регионе.
Мы разделили все множество на 4 зоны. Справа - регионы в которых предприниматели считают, что «в нашем регионе лучше, чем в других», слева -- «в нашем регионе хуже». В верхней части - регионы в которых значение интегрального индекса условий и факторов развития предпринимательства выше, чем в среднем по стране, в нижней, - соответственно, ниже среднего. Образовавшиеся зоны получили названия:
- «устойчивого развития» - зона «A»;
- «неустойчивого благополучия» - зона «B»;
- «неиспользованных возможностей» - зона «C»;
- «депрессивные» - зона «D».
Анализируя по результатам исследования ситуацию с малым бизнесом в России в целом, к сожалению, можно констатировать тот факт, что общий спектр проблем остался без изменений. Малое предпринимательство в России в основной своей массе сохраняет позиции аутсайдера экономики. Малый бизнес не стал «моторчиком» конкурентоспособности российской экономики. И тенденции не предвещают скорых изменений.
Порядка 70% респондентов по той или иной причине не могут приобрести бизнес-недвижимость. И этот показатель не меняется. Конечно, среди причин наиболее популярная - 61% - цены, и это вполне рыночная ситуация. Однако почти половина - 49% опрошенных - в качестве причины называют «ограниченный доступ к торгам, недостаток достоверной информации о торгах и объектах».
Более половины опрошенных позиционируют свое финансовое состояние как «относительно устойчивое, для поддержания бизнеса хватает, для развития нет». За прошедший год ситуация не изменилась.
Оценивая причины «закрытия» малых предприятий половина опрошенных (51%) считают, что дело не в факторах внешней среды, а в самих предпринимателях, их низкой квалификации и собственных ошибках. Вопреки распространенному мнению о том, что существенную роль в закрытии бизнеса играют административные барьеры, предприниматели, участвовавшие в опросе, приписывают действиям властей меньшее влияние (25%). Практически на том же уровне оценивают негативное влияние крупных компаний (22%).
Фактически исследование второй год показывает, что конкурентное пространство искажено административным ресурсом. Чиновники регионального и местного уровня - активные участники рыночных отношений. Как и в прошлом году, более 60% опрошенных отметили, что в регионе имеются отрасли, доступ в которые искусственно затруднен. О том, что представители региональных и местных администраций используют свое служебное положение для создания особо благоприятных условий отдельным фирмам, осведомлены почти 80% опрошенных. Следует, правда, отметить, что процент тех, кто считал это явление широко распространенным, за год сократился (с 46% до 32%).
Очевидно, что административный ресурс применяется разными способами, в том числе, не вполне законными. Устойчиво более 60% предпринимателей показывают, что сталкиваются с произволом и злоупотреблениями как со стороны представителей администраций, так и со стороны сотрудников контрольно-надзорных и правоохранительных органов. О том, что в регионах берут и дают взятки, заявляют более 60% опрошенных, причем более 40% считают эту практику широко распространенной. Оценка в точности повторяет ситуацию прошлого года. За год ничего не изменилось.
На этом фоне объяснимы оценки политики властей разного уровня по развитию малого и среднего предпринимательства: «не влияют либо мешают, но не содействуют развитию». В прошлом году по данным опроса бизнес оценил свои издержки на преодоление административных барьеров в 8,5% от выручки. В планах административной реформы снизить этот показатель к 2008 году до 3%, однако в этом году показатель возрос до 9,6%. По-прежнему «лидируют» по вмешательству в предпринимательскую деятельность органы МВД, налоговые инспекции и Роспотребнадзор. Однако подавляющее большинство - более 70% - респондентов показали, что проверки не представляют существенной проблемы для бизнеса. Реальной проблемой являются административные барьеры, создаваемые на пути к ресурсам, например, производственным и офисным площадям.
Исследование показало, что предложенные Минэкономразвития направления поддержки в основном соответствуют потребностям, однако объем предложений и информированность в регионах - недостаточны.