МОСКВА, 20 апреля 2005 г. Общероссийская организация «ОПОРА РОССИИ» и Всероссийский центр изучения общественного мнения представляют результаты крупномасштабного исследования, посвященного условиям работы малого бизнеса в России и проведенного при поддержке компании «Интеррос» и Центра предпринимательства США-Россия.
По результатам опроса были выявлены основные проблемы, которые тревожат сегодня предпринимателей. Наибольшие трудности в работе малого бизнеса вызывают ситуация с судебно-правовой защитой (лишь в 7 из 80 регионов респонденты оценили ее как благоприятную) и доступ к производственным площадям, включая офисные помещения (благоприятная ситуация зафиксирована только в 3 из 80 регионов). Так, лишь 0,7% российских предпринимателей полностью уверены в том, что возможно отстоять законные интересы своего бизнеса вопреки воле региональных властей. 68,8% считают, что эти шансы минимальны или их нет вовсе.
Существенную озабоченность респондентов вызывает состояние конкурентной среды и уровень безопасности бизнеса. Речь идет о преференциях со стороны региональных властей определенным компаниям и о давлении со стороны крупного бизнеса. Половина опрошенных респондентов заявляют, что в их регионе существуют отрасли, доступ в которые искусственно затруднен подобными преференциями, и только 23% полагают, что таких отраслей нет.
Вместе с тем представители малого бизнеса высоко оценили программы поддержки малого предпринимательства и любые действия властей, направленные на реальную защиту интересов малого бизнеса. В 57 из 80 регионов ситуация в данной сфере признана благополучной, в 23 – неблагополучной.
На основе анализа ряда факторов был составлен интегральный Рейтинг регионов с точки зрения условий ведения малого бизнеса. Пятерку лидеров рейтинга – Ямало-Ненецкий автономный округ, Башкирия, Ставропольский край, Тульская и Смоленская области. Замыкают рейтинг Курская и Липецкая области, Москва, Красноярский край и Воронежская область.
Исследование показало, что в регионах, не относящихся на сегодняшний день к лидерам экономического развития, зачастую объективно больше предпосылок для роста малого предпринимательства. Это связано со спецификой развития малого бизнеса, чьи потребности отличаются от запросов крупных и средних корпораций. В регионах-лидерах относительно легко выйти на рынок, достаточно неплохое, по оценке респондентов, отношение властей, которые не очень притесняют, а то и реально поддерживают малый бизнес; неплохо обстоят дела с доступом к коммерческой недвижимости. Напротив, в регионах-аутсайдерах зафиксирован самый высокий объем производства малых предприятий и инвестиций, но очень низок прирост инвестиций. Эти предпринимательские рынки практически исчерпали потенциал роста, и их развитие может быть интенсифицировано только в случае решения ряда крайне серьезных проблем. Поэтому Москву и другие регионы этой группы можно назвать «остывающими». Предпринимателям из этих регионов приходится действовать в очень неблагоприятной среде: свободная конкуренция ограничена, риски предпринимательской деятельности велики, администрации, поддерживая на словах предпринимателей, сами практически доминируют на отдельных рынках. В этих регионах предприниматели не надеются на правовую защиту и не могут воспользоваться ресурсами собственности, а их трансакционные издержки запредельны.
Данные исследования свидетельствуют о необходимости учета трех основных факторов, способствующих развитию предпринимательства в России. Первый из них – мотивационный – включает общую оценку финансового состояния, условий и перспектив ведения собственного бизнеса, а также степень поддержки властью предпринимательства в регионе. Второй фактор - институциональный -предполагает характеристику конкурентных условий, уровень трансакционных издержек и комплексной безопасности ведения бизнеса (включая защиту от административного прессинга и недобросовестной конкуренции со стороны крупных компаний). Третий фактор – инфраструктурный - определяется степенью развитости правовой инфраструктуры (проще говоря, возможности предпринимателя решать возникающие проблемы легальным судебным путем) и наличия материальной инфраструктуры, которая для малого предпринимателя, как правило, выражается в доступе или обеспеченности производственными, офисными площадями.
Рейтинг регионов построен на основе вычисленных факторов предпринимательской деятельности (см. выше). По каждому из факторов определялось место региона, затем три рейтинга суммировались. Таким образом, в рейтинге регионов, который приводится ниже, обобщается ситуация в регионах по всем основным аспектам предпринимательской деятельности. В начале рейтинга находятся регионы, в которых ситуация с условиями предпринимательской деятельности наиболее благоприятна.