Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото:
Общество

ЛЮДИ СРЕДНЕГО КЛАССА: КТО ОНИ? СКОЛЬКО ИХ?

Фото:
Коротко о главном
  • К среднему классу россияне относят прежде всего тех, у кого стабильный доход, достойная зарплата (так считают 22% опрошенных), бизнесменов, предпринимателей (19%), госслужащих (13%), тех, у кого есть квартира, машина, дача, возможность съездить отдохнуть (11%).
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • К среднему классу россияне относят прежде всего тех, у кого стабильный доход, достойная зарплата (так считают 22% опрошенных), бизнесменов, предпринимателей (19%), госслужащих (13%), тех, у кого есть квартира, машина, дача, возможность съездить отдохнуть (11%).

МОСКВА, 20 марта 2008 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, кого в нашей стране относят к среднему классу и сколько из наших сограждан могут считаться представителями этого социального образования.

К среднему классу россияне относят прежде всего тех, у кого стабильный доход, достойная зарплата (так считают 22% опрошенных); бизнесменов, предпринимателей (19%), госслужащих (13%); тех, у кого есть квартира, машина, дача, возможность съездить отдохнуть (11%). Реже в качестве представителей среднего класса называют врачей (5%); учителей (4%); политиков, депутатов, чиновников (4%); банкиров; учёных, инженеров (по 2%) и др. Более трети респондентов (37%) затрудняются назвать категории граждан, которых можно было бы отнести к среднему классу.

Среди признаков, типичных для представителей среднего класса, большинство опрошенных (75-77%) отмечают наличие достойного дохода - не низкого, но и не слишком высокого, а также достойного жилья. Часть респондентов акцентирует внимание на условиях, позволяющих чувствовать уверенность в будущем, это - наличие сбережений (41%), уверенность в завтрашнем дне, в обеспеченной старости (37%). Следующая по значимости группа критериев касается возможностей потреблять услуги и товары - получить платное образование и дать его своим детям (29%); вообще иметь хорошее образование; пользоваться платными медицинскими услугами, иметь хотя бы один автомобиль на семью (по 22-24%). Наличие собственного бизнеса к важным признакам принадлежности к среднему классу считают 19% опрошенных. Другие признаки отмечают реже.

По разным критериям к среднему классу себя смогли причислить от 18% до 42% респондентов. Если таким критерием считать хорошие жилищные условия, то - 42% опрошенных могут отнести себя к этому классу; если возможность дать хорошее образование своим детям, то - 39%, удовлетворённость жизненными перспективами - 35%, уверенность в обеспеченной старости - 26%, отдых за границей - 21%, наличие двух и более автомобилей в семье - 18%.

По всем этим критериям респонденты в возрасте до 35 лет относят себя к среднему классу чаще, чем опрошенные 35-59 лет и, тем более, 60 лет и старше. Особенно заметна разница между возрастными группами по критерию удовлетворённости своими жизненными возможностями и перспективами (47% в группе 18-24 лет и 25% в группе «60+»).

Чем выше уровень образования опрошенных, тем более склонны они относить себя к среднему классу. Прежде всего по таким критериям, как возможность обеспечить своим детям хорошее образование (31% в группе с образованием ниже среднего и 48% в группе с высшим и незаконченным высшим образованием), возможность отдыха за границей (13% и 29%), оценка своих перспектив (28% и 41%). Исключение составляет лишь критерий «хорошие жилищные условия», по которому себя причисляют к среднему классу 44-46% опрошенных во всех образовательных группах, кроме тех, у кого среднее общее образование (34%).

Чем выше уровень доходов респондентов, тем чаще они себя относят к среднему классу - по всем предложенным критериям.

Жители Москвы и Санкт-Петербурга чаще респондентов из других городов и сёл причисляют себя к среднему классу по критерию «возможность отдыха за границей» (31%), и реже других - по степени удовлетворённости жизненными перспективами (29%). По критерию «возможность обеспечить своим детям хорошее образование» жители сёл и столиц (37%) уступают респондентам из других городов (40-42%).

 

16-17 февраля 2008 г.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ

Опрошено 1600 человекОпрос проведен в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.

-

Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

-

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07