МОСКВА, 26 июня 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о планировании и целях жизни российской молодежи.
Играем «вдолгую» или живем одним днем? |
В ходе июньского опроса ВЦИОМ семь из десяти россиян ответили, что планируют свою жизнь (72%), в том числе 24% ограничиваются краткосрочным горизонтом планирования — на ближайшую неделю (10%) или месяц вперед (14%), примерно столько же, 26%, строят среднесрочные планы — на год вперед. Планирование «вдолгую» — на пять и десять лет вперед, характерно для 12% и 10% соответственно. Совсем не строят планов на жизнь 25%, или каждый четвертый.
«Игра на длинную дистанцию» — прерогатива молодых. Планы на жизнь, по собственным оценкам, строит абсолютное большинство молодых людей в возрасте 18-35 лет — 85% (vs. 66% среди «остальных»), не строят только 13%, это вдвое меньше в сравнении с россиянами 36+ лет (29%). Чаще других молодежи свойственны как краткосрочный, так и средне- и долгосрочный горизонты планирования: на месяц (19% vs. 12% среди остальных), на год (31% vs. 24%) и на пять лет вперед (16% vs. 10%).
Сначала зайка, потом лужайка… или наоборот? |
Каждый мужчина должен построить дом, посадить дерево и воспитать сына — гласит древняя мудрость. Текущий опрос показал, насколько россиянам удалось и хотелось бы достичь этих и других созвучных времени целей.
Согласно полученным данным, две трети россиян успели обзавестись собственным жильем (66%), одновременно с этим такая цель видится россиянам самой желанной — свою квартиру/дом в ближайшие 10 лет хотели бы приобрести трое из десяти опрошенных (29%). Более половины россиян создали семью и стали родителями (57% и 56% соответственно), еще 16% и 21% хотели бы это сделать в обозримом будущем. Собственный автомобиль есть у 44% наших сограждан, стать автовладельцами хотели бы 26%. Реже всего из пяти тестируемых жизненных целей россиян привлекает свое дело: только каждый седьмой назвал себя бизнесменом (14%), еще 24% желают им стать.
Молодые люди 18-24 лет, относительно недавно вступившие во взрослую жизнь, в большинстве своем пока только декларируют желание достичь вышеуказанных целей в ближайшие 10 лет. Наиболее актуально для них приобретение собственного жилья (хотят осуществить 73%), следом идут покупка автомобиля (64%) и создание семьи (вступление в брак, появление ребенка — по 52%). Другими словами, первостепенное для молодежи — закрыть базовые материальные потребности, а впоследствии — создавать новую ячейку общества. В вопросе открытия собственного бизнеса 18-24-летние солидарны с «соседним» молодежным поколением: доля желающих иметь свое дело в обеих группах составляет 43%.
Что касается 25-34-летних россиян, то многим из них уже удалось чего-то добиться в жизни: в частности, вступить в брак (55% vs. 16% среди 18-24-летних), стать родителями (35% vs. 3%), обзавестись собственным жильем (47% vs. 24%) и автомобилем (39% vs. 19%).
О вере в свои силы |
Россияне, имеющие те или иные амбиции, в большинстве своем верят в свои силы: восемь из десяти опрошенных полагают, что в ближайшие десять лет им скорее удастся создать семью и завести ребенка/детей (по 78%, здесь и далее — от числа тех, кто хочет осуществить конкретную цель). Три четверти желающих пополнить ряды автовладельцев верят, что смогут это сделать (76%). Сложнее обстоит ситуация с масштабными целями, требующими серьезных финансовых затрат: с покупкой жилья («скорее удастся» — 68%) и открытием собственного бизнеса (60%).
Когда мы говорим о том, что молодежь планирует собственное будущее, важно понимать, что у нас как минимум три разных молодежи: 18-24, 25-29 и 30-35 лет. И у каждой из трех групп из них в части планирования есть своя уникальная специфика, которую важно учитывать - как при разработке программ по молодежной политике, так и при выстраивании работы по привлечению молодых кадров на рынке труда.
Сильно упрощая, можно сказать, что молодые люди за 17 лет до вступления в возраст зрелости проходят путь из абстрактного мира, где преобладают стереотипы об идеальной жизни, в не всегда приятный, но уже вполне реальный мир «повседневной рутины».
При этом одной из ключевых «точек переключения» между двумя мирами оказываются дети: чем раньше молодой человек или девушка заводят семью и у них рождается первый ребенок, тем раньше образы и идеи трансформируются в конкретные измеримые запросы и цели.