Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Валентина Певцова/ТАСС
Общество

Квартира, автомобиль и бизнес

Три главных желания современной российской молодежи — обзавестись собственным жильем, автомобилем и создать свой бизнес. За этими приоритетами следуют семья и дети.
Фото:
Коротко о главном
  • 72% россиян строят планы на жизнь, среди молодежи 18-35 лет показатель достигает 85%.
  • 73% россиян в возрасте 18-24 лет хотели бы в ближайшие 10 лет обзавестись собственным жильем, 64% — автомобилем, каждый второй — семьей и детьми (52%).
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 72% россиян строят планы на жизнь, среди молодежи 18-35 лет показатель достигает 85%.
  • 73% россиян в возрасте 18-24 лет хотели бы в ближайшие 10 лет обзавестись собственным жильем, 64% — автомобилем, каждый второй — семьей и детьми (52%).

МОСКВА, 26 июня 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о планировании и целях жизни российской молодежи.

Играем «вдолгую» или живем одним днем?

В ходе июньского опроса ВЦИОМ семь из десяти россиян ответили, что планируют свою жизнь (72%), в том числе 24% ограничиваются краткосрочным горизонтом планирования — на ближайшую неделю (10%) или месяц вперед (14%), примерно столько же, 26%, строят среднесрочные планы — на год вперед. Планирование «вдолгую» — на пять и десять лет вперед, характерно для 12% и 10% соответственно. Совсем не строят планов на жизнь 25%, или каждый четвертый.

«Игра на длинную дистанцию» — прерогатива молодых. Планы на жизнь, по собственным оценкам, строит абсолютное большинство молодых людей в возрасте 18-35 лет — 85% (vs. 66% среди «остальных»), не строят только 13%, это вдвое меньше в сравнении с россиянами 36+ лет (29%). Чаще других молодежи свойственны как краткосрочный, так и средне- и долгосрочный горизонты планирования: на месяц (19% vs. 12% среди остальных), на год (31% vs. 24%) и на пять лет вперед (16% vs. 10%).

Сначала зайка, потом лужайка… или наоборот?

Каждый мужчина должен построить дом, посадить дерево и воспитать сына — гласит древняя мудрость. Текущий опрос показал, насколько россиянам удалось и хотелось бы достичь этих и других созвучных времени целей.

Согласно полученным данным, две трети россиян успели обзавестись собственным жильем (66%), одновременно с этим такая цель видится россиянам самой желанной — свою квартиру/дом в ближайшие 10 лет хотели бы приобрести трое из десяти опрошенных (29%). Более половины россиян создали семью и стали родителями (57% и 56% соответственно), еще 16% и 21% хотели бы это сделать в обозримом будущем. Собственный автомобиль есть у 44% наших сограждан, стать автовладельцами хотели бы 26%. Реже всего из пяти тестируемых жизненных целей россиян привлекает свое дело: только каждый седьмой назвал себя бизнесменом (14%), еще 24% желают им стать.

Молодые люди 18-24 лет, относительно недавно вступившие во взрослую жизнь, в большинстве своем пока только декларируют желание достичь вышеуказанных целей в ближайшие 10 лет. Наиболее актуально для них приобретение собственного жилья (хотят осуществить 73%), следом идут покупка автомобиля (64%) и создание семьи (вступление в брак, появление ребенка — по 52%). Другими словами, первостепенное для молодежи — закрыть базовые материальные потребности, а впоследствии — создавать новую ячейку общества. В вопросе открытия собственного бизнеса 18-24-летние солидарны с «соседним» молодежным поколением: доля желающих иметь свое дело в обеих группах составляет 43%.

Что касается 25-34-летних россиян, то многим из них уже удалось чего-то добиться в жизни: в частности, вступить в брак (55% vs. 16% среди 18-24-летних), стать родителями (35% vs. 3%), обзавестись собственным жильем (47% vs. 24%) и автомобилем (39% vs. 19%).

О вере в свои силы

Россияне, имеющие те или иные амбиции, в большинстве своем верят в свои силы: восемь из десяти опрошенных полагают, что в ближайшие десять лет им скорее удастся создать семью и завести ребенка/детей (по 78%, здесь и далее — от числа тех, кто хочет осуществить конкретную цель). Три четверти желающих пополнить ряды автовладельцев верят, что смогут это сделать (76%). Сложнее обстоит ситуация с масштабными целями, требующими серьезных финансовых затрат: с покупкой жилья («скорее удастся» — 68%) и открытием собственного бизнеса (60%).

21 июня 2024 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 21 июня 2024 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7610; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0113; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,0618. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом: 

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Люди по-разному стараются планировать свою жизнь. А как далеко Вы строите планы?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18-35 лет

Остальные

На ближайшую неделю

10

8

10

На месяц вперед

14

19

12

На год вперед

26

31

24

На 5 лет вперед

12

16

10

На 10 лет и больше

10

11

10

Совсем не строю планов

25

13

29

Затрудняюсь ответить

3

2

5

Я перечислю пять желаний. Какие из них Вы хотите осуществить в ближайшие десять лет своей жизни, а какие нет? Если какие-то желания уже осуществились, так и скажите

(закрытый вопрос, один ответ по строке, в % от всех опрошенных)

 

Хочу осуществить

Не хочу осуществить

Уже осуществилось

Затрудняюсь ответить

Своя квартира/дом

29

3

66

2

Автомобиль в личной собственности

26

28

44

2

Свой бизнес

24

59

14

3

Появление ребенка или еще детей

21

19

56

4

Вступление в брак

16

24

57

3

Я перечислю пять желаний. Какие из них Вы хотите осуществить в ближайшие десять лет своей жизни, а какие нет? Если какие-то желания уже осуществились, так и скажите

(закрытый вопрос, один ответ по каждому тезису, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Своя квартира/дом

Хочу осуществить

29

73

49

33

20

11

Не хочу осуществить

3

3

4

3

3

3

Уже осуществилось

66

24

47

63

75

84

Затрудняюсь ответить

2

0

0

1

2

2

Автомобиль в личной собственности

Хочу осуществить

26

64

44

28

18

10

Не хочу осуществить

28

15

17

19

27

46

Уже осуществилось

44

19

39

51

53

41

Затрудняюсь ответить

2

2

0

2

2

3

Свой бизнес

Хочу осуществить

24

43

43

35

19

6

Не хочу осуществить

59

49

41

44

62

79

Уже осуществилось

14

7

16

16

16

11

Затрудняюсь ответить

3

1

0

5

3

4

Вступление в брак

Хочу осуществить

16

52

28

13

11

4

Не хочу осуществить

24

30

15

16

22

35

Уже осуществилось

57

16

55

68

63

56

Затрудняюсь ответить

3

2

2

3

4

5

Появление ребенка или еще детей

Хочу осуществить

21

52

47

26

10

4

Не хочу осуществить

19

39

15

10

18

21

Уже осуществилось

56

3

35

60

69

70

Затрудняюсь ответить

4

6

3

4

3

5

В ближайшие 10 лет что из перечисленного, на Ваш взгляд, Вам удастся осуществить, а что нет?

(закрытый вопрос, один ответ по строке, в % от тех, кто «хочет осуществить»)

 

Скорее удастся

Скорее не удастся

Затрудняюсь ответить

Появление ребенка или еще детей

78

14

8

Вступление в брак

78

12

10

Автомобиль в личной собственности

76

19

5

Своя квартира/дом

68

25

7

Свой бизнес

60

29

11

Даниил Ермолаев
Директор по развитию ВЦИОМ-Консалтинг

Когда мы говорим о том, что молодежь планирует собственное будущее, важно понимать, что у нас как минимум три разных молодежи: 18-24, 25-29 и 30-35 лет. И у каждой из трех групп из них в части планирования есть своя уникальная специфика, которую важно учитывать - как при разработке программ по молодежной политике, так и при выстраивании работы по привлечению молодых кадров на рынке труда. 

Сильно упрощая, можно сказать, что молодые люди за 17 лет до вступления в возраст зрелости проходят путь из абстрактного мира, где преобладают стереотипы об идеальной жизни, в не всегда приятный, но уже вполне реальный мир «повседневной рутины».

При этом одной из ключевых «точек переключения» между двумя мирами оказываются дети:  чем раньше молодой человек или девушка заводят семью и у них рождается первый ребенок, тем раньше образы и идеи трансформируются в конкретные измеримые запросы и цели. 


26 июня 2024
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07