МОСКВА, 4 августа 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты опроса россиян об автономных технологиях.
Вчера — фантастика, сегодня — реальность |
Автономный транспорт активно переходит из сферы технологических экспериментов в повседневность. Абсолютное большинство россиян с разной степенью понимания осведомлены о разработке автономных технологий в России (95%). И девять из десяти позитивно к ним относятся (91%). При этом среди россиян, которые интересуются новостями о развитии технологий и разбираются в этой сфере, эта доля еще выше (по 95%).
В тех регионах, где автономные технологии уже испытываются на практике, отношение к ним также остается доброжелательным, а уровень негативных оценок минимален. Причем те, кто лично пользовался беспилотными автомобилями или роботами-доставщиками, относятся к таким технологиям заметно лучше, чем те, у кого такого опыта не было (96% против 62% и 94% против 62% соответственно).
От доставщика до бульдозера |
Россияне чаще всего ассоциируют автономные технологии с тем, что уже становится частью повседневности — роботами-доставщиками (77%) и беспилотными такси (69%). Эти форматы заметнее и ближе к обычной жизни, чем, например, автономные трамваи (25%) или строительная техника (18%). В регионах, где технологии уже тестируются, уровень информированности выше: там чаще упоминают даже менее заметные решения — от роботов-официантов (62% vs 48% среди россиян в целом) до беспилотных самосвалов или бульдозеров (33% vs 18%. Исследование подтверждает: чем ближе практика, тем шире образ и понимание того, что такое автономные технологии.
В светлое автономное будущее |
Для большинства россиян развитие автономных технологий связано с освобождением человека от опасного (81%) или рутинного (60%) труда, увеличением скорости (69%) и эффективности (64%) производственных процессов, а также повышением бытового комфорта (52%). Практически половина россиян считает автономные технологии перспективным направлением (49%), способным также повысить качество работ (46%). Иными словами, такие технологии видятся прагматично, как инструмент рационализации труда, быта и производства.
Абсолютное большинство россиян считают, что российским ученым и разработчикам нужно продолжать развивать автономные технологии (95%, в том числе 71% абсолютно в этом уверены, а среди интересующихся темой — 83%). Единодушие наблюдается также в вопросах широкого внедрения автономных легковых автомобилей, автономных грузовиков и роботов-доставщиков (74%, 65% и 83% соответственно оценивают такие идеи позитивно).
Россияне воспринимают автономный транспорт как технологический драйвер, способный повлиять не только на логистику, но и на более широкие сферы: от цифровых технологий, экологии и безопасности до социальной доступности. Среди позитивных изменений, которые могут произойти благодаря широкому внедрению автономного транспорта в повседневную жизнь, 44% россиян назвали развитие смежных технологий, таких как искусственный интеллект, сенсоры и связь, 37% — снижение стоимости доставки товаров, грузов, 30% — повышение мобильности людей с ограничениями в движении, которые сами не могут управлять транспортным средством.
Интерес к автономным технологиям есть и на личном уровне: 48% россиян и 31% среди жителей пилотных регионов хотели бы проехать на автономном легковом автомобиле, если бы была такая возможность; 59% и 31% соответственно хотели бы также получить заказ с помощью робота-доставщика.
Яндекс, Tesla и КамАЗ |
Большинство россиян знакомы с базовой информацией об автономном транспорте, особенно с тем, что касается легковых автомобилей и роботов-доставщиков. Однако конкретные факты о маршрутах, местах тестирования и статистике дорожно-транспортных происшествий известны меньшинству. Наиболее известные факты об автономном транспорте — это тестирование автономных автомобилей с 2022 года и роботов-доставщиков с 2019 года. Об этом знают по 70% россиян. Иными словами, в инфополе присутствует общая картинка, но детали зачастую не доходят до широкой аудитории.
Для большинства россиян рынок автономного транспорта ассоциируется с одной-двумя узнаваемыми компаниями — в первую очередь с Яндекс (34%), а также с Tesla (12%) и КамАЗ (11%), еще 5% набирает Сбер. Почти половина опрошенных не смогла назвать ни одной компании, связанной с этой сферой.
Автор: Татьяна Смак
«Автономные технологии – понятие, объединяющее беспилотные автомобили, роботов-доставщиков и другие виды транспорта, способные выполнять свои задачи без непосредственного участия человека. Автономность техники – один из непременных элементов широко распространенного образа высокотехнологичного будущего, которое постепенно становится нашим настоящим. Россияне рассматривают его преимущественно прагматически – как возможность избавления от рутинных, но необходимых занятий и опасных видов работ. И многие готовы попробовать. А значит, востребованными становятся экспериментальные режимы и специальные опытные зоны, в которых люди будут тестировать новые технологии и учиться сосуществовать с ними в общем пространстве. Результатом станет лучшее понимание рисков и достоинств автономных технологий, качественная отработка проблемных кейсов, совершенствование конструкции автономных средств. И параллельно, уверена, будут развеяны многие беспочвенные страхи относительно автономной техники, что поможет ей быстрее прийти в нашу повседневную жизнь».
Перейти к странице эксперта