МОСКВА, 14 декабря 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса, проведенного в партнерстве с исследовательским агентством ООО «Бизнес Решения» об отношении россиян к контрафактным кроссовкам.
Кто и как носит кроссовки? |
Западные санкции значительно изменили ландшафт потребительского рынка в России. Иностранные бренды ушли, но спрос на ряд товаров остался. Сокращение доступности продукции становится «окном» для прохода на рынок контрафакта. Одна из популярных категорий товаров — спортивная обувь. Опрос ВЦИОМ показал: девять из десяти россиян с разной периодичностью носят кроссовки (91%). В том числе каждый второй носит кроссовки практически ежедневно (47%), а 26% — несколько раз в неделю. Только 9% опрошенных ответили, что этой обуви вовсе нет в их гардеробе.
- Россиянин, ежедневно обувающийся в кроссовки, — это скорее мужчина (52% vs. 42% женщин), 25-34 лет (68%) или до 25 лет (57%), с хорошим материальным положением (54%), проживающий в Южном федеральном округе (56%).
- Россиянин, в чьем гардеробе нет кроссовок, — это в равной степени мужчина и женщина (8% и 9% соответственно), старше 60 лет — 19%. Показатель выше в Дальневосточном федеральном округе — 17%.
Кроссовки — не просто удобная спортивная обувь, а еще и модный элемент образа. По-видимому, россияне используют кроссовки не только как повседневную обувь, они предпочитают иметь сразу несколько пар для разных ситуаций и видов активности. У абсолютного большинства владельцев кроссовок (76%) в гардеробе имеется не менее 2-3 пар, у каждого пятого — не меньше 4 пар (4-5 пар — у 17%, 6 и более — у 6%).
|
Рейтинг брендов кроссовок, которые предпочитают российские потребители, возглавляет Nike (32%). В топ-6 вошли также Adidas (26%), Reebok (22%), Puma (16%), Demix (14%) и New Balance (11%).
|
А это точно оригинал? |
Как показал опрос, большинство опрошенных россиян (67%) не могут отличить оригинальные кроссовки от подделки. Полагают, что легко отличат подделку, четверть наших сограждан (26%, среди молодежи до 25 лет — 34%, 25-34 лет — 38%). Мужчины более подкованы в этом вопросе: определят, где оригинал, а где нет, треть (32%), среди женщин — пятая часть (21%).
Как избежать подделки? |
Приобрести брендовые кроссовки можно самым разным способом, в том числе не выходя из дома, оформив покупку на маркетплейсе, в группе совместных закупок или на специализированном сайте, доставляющем товары из-за рубежа.
По рискам купить подделку россияне указали 5 опасных и 3 безопасных места. В число опасных входят рынки (обычные (77%) и виртуальные (63%) маркетплейсы), неспециализированные магазины (рядом с домом — 73%) и обувные (60%), неспециализированные сервисы объявлений о продажах (по типу Avito) (68%).
По мнению россиян, с большей вероятностью избежать покупки контрафактной пары обуви можно в мультибрендовом магазине, специализирующемся на продаже кроссовок (56%), или сетевом спортивном магазине (54%). На третьем месте — специализированный сервис доставки товара из-за рубежа (48%).
|
Топ-3 магазинов, где минимален риск столкнуться с подделкой, возглавил «Спортмастер»: каждый второй россиянин полагает, что здесь низкая вероятность приобрести неоригинальные кроссовки (53%). Далее следуют Lamoda — 29% и «Триал-Спорт» (28%).
В числе площадок, где вероятность приобрести контрафактные кроссовки, по мнению россиян, напротив, высокая, — Avito (66%), AliExpress (65%), Wildberries (63%), а также Ozon и группы VK (по 58%).
«Кроссовки – это не просто популярная обувь, это по-настоящему народная обувь. Как показало исследование ВЦИОМ, с той или иной периодичностью их носит 9 из 10 жителей России, а представление о том, что кроссовки – атрибут молодежи, это только миф. Да, молодежь носит кроссовки чаще, но среди старшего возраста – сопоставимая доля тех, кто пользуется этим типом обуви (80% людей 60 лет и старше). Вероятно, со сменой поколений эта доля все больше будет приближаться к 100%, если на рынке не появится какой-нибудь новый революционный продукт.
Наличие в обороте контрафактных кроссовок – глобальная проблема. Качество подделок постоянно улучшается, и обычному потребителю становится всё сложнее отличить оригинал от фейка. В России же ситуация интересна еще тем, что год назад наиболее популярные зарубежные бренды официально ушли с рынка и закрыли свои фирменные магазины. Аудитория этой сети, конечно, перераспределится между другими независимыми продавцами, благодаря параллельному импорту. Но кто сможет взять на себя функцию «амбассадора» ушедших торговых марок и стать «зоной доверия» для российского потребителя? Данные ВЦИОМ говорят, что в вопросе поиска оригинала россияне выражают больше доверия классическим сетевым спортивным магазинам и магазинам, специализирующимся на продаже кроссовок, то есть местам, где товар можно «потрогать» руками в реальном, а не виртуальном пространстве».